Главная страница --> Справочник

ЕВРОДОЛЛАРЫ




EURODOLLARS
Обязательства банков США по долларовым вкладам, депонированным (переведенным) в банки, расположенные вне США, в т. ч. в филиалы банков США за рубежом, при этом физического перемещения средств из банков США не происходит. В свою очередь данные долларовые депозиты могут быть переведены в др. ин. банки, использованы для кредитования частных компаний, инвестиций либо оставлены для увеличения резервов или повышения ликвидности, что отражает приемлемость долларов в качестве основной резервной валюты, их наличие в форме Е. в тех случаях, когда ден.-кредитная политика на нац. рынке чрезвычайно затрудняет получение денег и/или ограничения по операциям платежного баланса стимулируют использование Е. и более выгодные процентные ставки по ним, а также - в последние годы - отсутствие обязательных резервов по ним
Операции на рынке Е. в основном осуществляют коммерческие банки в Лондоне, Париже и др. европейских городах; эти банки готовы принять подобные обязательства по депозитам банков США в качестве срочных депозитов либо (после 1966 г.) в форме срочных обращающихся депозитных сертификатов. В настоящее время данный рынок включает др. валюты, так что правильнее называть его рынком евровалют. Однако сделки в долларах составляют примерно три четверти общего объема сделок на сумму от 1 до 5 млн дол. (каждая) со сроком погашения до одного года, хотя появляются сообщения о переговорах по сделкам со сроками погашения до пяти лет.
Евродолларовые депозиты практически не подвержены регулированию органами соответствующих стран, а также США. Так, к ним не применяются нормы обязательных резервов и сборы Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД). Правило D Совета управляющих ФРС требует, чтобы лишь к нетто-заимствованиям на рынке Е. применялись нац. нормы резервирования в размере 3%.
Обращающиеся евродолларовые депозитные сертификаты были введены в 1966 г. Ситибанком (Лондон). Обычно их номинал превышает 250 тыс. дол., а для более мелких инвесторов - 10 тыс. дол. или более. На евродолларовые депозитные сертификаты не распространяются 3-процентные нормы резервирования и сбор ФКСД (ок. 8 базовых пунктов), хотя эти требования распространяются на нац. депозитные сертификаты. Евродолларовые депозитные сертификаты реализуются на вторичных рынках. Риск невыполнения обязательств и ликвидность зависят от банка-эмитента, поэтому на рынке обычно участвуют лишь крупные банки, имеющие международную репутацию.
На фин. рынки выпущены евродолларовые депозитные сертификаты с плавающей ставкой. Их сроки погашения могут быть более 1 года. Векселя с плавающей ставкой имеют различные сроки погашения, вплоть до 20 лет. Плавающие ставки по депозитным сертификатам и векселям определяются на базе ставки LIBOR и надбавки к ней (спред).
Рынки готовы осуществлять депозитно-ссудные операции вдные операции в др. валютах - таких, как немецкая марка, швейцарский франк и японская йена, однако за пределами этих стран. Эти рынки называют евровалютными рынками.
Процентные ставки по евродолларовым депозитам, как правило, выше ставок по депозитам в США; в то же время ставки по кредитам на рынке Е. имеют тенденцию быть несколько ниже. Поскольку евробанки взимают более низкий спред, чем банки США, им удается успешно конкурировать с амер. банками на рынках кредитов и депозитов. Они имеют возможность взимать более низкий спред потому, что им не приходится нести дополнительные расходы, связанные с законодательно установленными резервными требованиями, взносами по страхованию депозитов и иными регулирующими ограничениями, налагаемыми на банки США.
После 50-х гг. евродолларовый рынок стал быстро развиваться, отчасти благодаря банковскому регулированию США (особенно Правилу Q), к-рое не позволяло амер. банкам выплачивать проценты по сберегательным счетам (что позволяло бы им конкурировать с европейскими) и повышало стоимость кредитования. Постоянный дефицит платежного баланса США, а также резкое повышение цен на нефть, создавшее огромные богатства стран - экспортеров нефти, увеличивали долларовые авуары иностранцев. Эти факторы, в сочетании с относительной свободой банковских операций в инвалюте, предоставляемой в различных странах, дали мощный толчок быстрому росту рынка.
Е. являются, по сути дела, международными деньгами, и в этом качестве повышают эффективность международной торговли и фин. операций. Будучи валютой, они являются универсальным резервным средством, мерой стоимости, а также средством обращения. Поскольку Е. устраняют затраты и риски, связанные с обменом одной валюты на др., они облегчают поиск депозитных учреждений по всему миру, обеспечивают наиболее высокие ставки, а заемщикам - наиболее низкую стоимость кредитов. Они обеспечивают универсальную связь между различными региональными рынками капиталов, способствуя созданию мирового рынка капиталов. (Е., принадлежащие странам - экспортерам нефти, часто называют нефтедолларами. - Прим. науч. ред.)
Регулирование. После возникновения в 50-х гг. рынка Е. Совет управляющих ФРС проявил активный интерес к регулированию евродолларовых пассивов, заимствований и кредитов амер. банков. В числе принятых мер были следующие:
1. С 16 октября 1969 г. в соответствии с Правилом М (к-рое в тот период относилось к деятельности нац. банков за рубежом) банки - члены ФРС были обязаны иметь резервы в размере 10% по остаткам, превышающим определенный объем средств, к-рые эти банки были должны своим филиалам. За рубежом данная норма была повышена до 20% с 7 января 1971 г. Правило D (`Резервы банков - членов ФРС`) ввело аналогичные резервные требования по заимствованиям, превышающим определенный объем средств, к-рые банки - члены ФРС могли осуществлять у ин. банков.
Разъясняя взгляды ФРС на роль и влияние активности евродолларового рынка на ден.-кредитную политику, а также ее воздействие на платежный баланс страны, Совет управляющих ФРС заявил, что повышение с 10 до 20% было осуществлено для того, чтобы дополнительно стимулировать банки сохранять (вычитая из резервирования) базу, вместо того чтобы автоматически уменьшать ее путем погашения евродолларовых заимствований. `Объектом растущей тревоги являлось отрицательное влияние погашения банками США своих евродолларовых кредитов на платежный баланс. Подобное погашение уже осуществляется в крупных размерах, и оказываемое давление в целях ускорения этого процесса вероятнее всего усилится, если ставки по краткосрочным кредитам будут снижаться и дальше, а внутренний спрос на кредит по-прежнему будет умеренным`.
2. С 1 апреля 1971 г. в Правило М были внесены дополнительные изменения, благодаря к-рым банк - член ФРС мог сохранять исключаемую из резервирования базу с учетом евродолларовых заимствований своих зарубежных филиалов путем включения в эту базу сумм, на к-рые его зарубежные филиалы приобрели у Казначейства США сертификаты задолженности зарубежным филиалам банков США, что обеспечивало в США инвестиционные возможности для Е., полученных зарубежными филиалами. С 15 января 1971 г. Совет управляющих ФРС ввел аналогичную поправку к Правилу М по гарантиям Экспортно-импортного банка, предлагаемым зарубежным филиалам банков США; это была одна из мер, обеспечивающих проведение ими операций с Е. в любой момент в соответствии с высокой степенью надежности.
3. К началу 1973 г. ситуация изменилась т.о., что Совет управляющих издал толкование Правила К (`Корпорации, осуществляющие банковскую деятельность за рубежом и финансирование в соответствии с Законом о ФРС`) и Правила М в форме заявления о политике; целью последнего было `обеспечить ориентиры для банков - членов ФРС, занимающихся ин. операциями:
1) Совет управляющих ФРС в качестве центрального банка озабочен поддержанием и развитием устойчивой банковской системы в Соединенных Штатах. Совет управляющих и др. органы банковского надзора в законодательном порядке получили особые полномочия для обеспечения того, чтобы банковские учреждения проводили свои операции при помощи надежных и благоразумных методов, осуществляя защиту вкладчиков и бесперебойно предоставляя клиентам адекватные и эффективные банковские услуги. Данные полномочия и озабоченность разделяют центральные банки и органы банковского надзора во всем мире.
2) В соответствии со статьями 25 и 25(а) Закона о ФРС Совет управляющих имеет особые полномочия для осуществления надзора за международными операциями банков - членов ФРС в интересах общества. При осуществлении этих полномочий Совет стремился к тому, чтобы международные операции банков - членов ФРС не только содействовали развитию внешней торговли Соединенных Штатов, но и проводились т. о., чтобы не наносить ущерба сохранению устойчивой и эффективно работающей банковской структуры в Соединенных Штатах. В соответствии с этим последним соображением Совет считает необходимым для банков - членов ФРС осуществлять надзор за своими зарубежными филиалами и управление ими т. о., чтобы обеспечить проведение ими операций в любой момент в соответствии с высокими стандартами благоразумия в банковской и фин. деятельности.
3) Надлежащее управление зарубежными филиалами и дочерними компаниями и надзор за их деятельностью требуют использования эффективной системы учета, контроля и отчетности, к-рая будет информировать руководство банка о деятельности филиалов и дочерних предприятий и их состоянии. Подобная система управления может обеспечить по меньшей мере следующее:
а) Неликвидные активы. Для прогнозирования потенциальных убытков информация, предоставленная или доступная главному управлению, должна быть достаточной для периодической и систематической оценки качества ссуд и пр. кредитных операций. Она должна охватывать значительную часть неликвидных активов филиала или дочерней компании и включать все крупные кредитные линии и кредиты клиентам, предоставленные др. филиалами данного банка. Сведения о предоставлении кредитов должны включать: а) последний фин. отчет заемщика и текущую информацию о его фин. состоянии; б) данные о сроках, условиях и обеспечении кредита; в) данные о любых гарантиях; г) график погашения; д) состояние применяемых корректирующих мер.
б) Ликвидность. Для оценки способности руководства местного отделения банка выполнять свои обязательства, исходя из имеющихся в наличии ресурсов, в отчетности должны быть указаны общие источники и виды депозитов, кредиты и т. п. данного отделения с указанием их условий и изменений. В банке должна иметься следующая информация о ликвидных средствах - касса, остатки средств в банках, ликвидные ценные бумаги, график погашения кредитов, - к-рая позволит дать оценку их реального поступления и элементов риска.
в) Непредвиденные расходы. Сведения об объеме и характере непредвиденных расходов, таких, как оплата обязательств по ссудам и гарантиям или их эквивалентам, к-рые позволяют делать анализ риска потенциальных убытков и потребности в ликвидных средствах.
г) Механизмы контроля. Отчеты о внутреннем и внешнем аудите филиала или дочерней компании, достаточно подробные для определения соответствия принципам аудита. В данных отчетах должны быть указаны: (а) проверка правильности проводок в фин. отчетах; (б) счета доходов и расходов, в т. ч. описания крупных списанных и инкассированных сумм; (в) реализация двойного контроля и иных механизмов внутреннего контроля; (г) выполнение норм и правил главного управления банка, касающихся ссуд, депозитов, валютных операций, надлежащих процедур бухучета, самостоятельности руководства местного отделения банка; (д) соблюдение местного законодательства и регулирующих мер; (е) соблюдение соответствующего законодательства и регулирующих мер федерального правительства.
4. К началу 1975 г. ситуация несколько улучшилась, и с 22 мая 1975 г. Совет управляющих ввел в действие поправку к Правилам М и D, сократив резервные требования к банкам - членам ФРС по евродолларовым кредитам, полученным и предоставленным зарубежными отделениями этих банков резидентам США, с 8 до 4%.
5. Со 2 ноября 1977 г. начала действовать новая поправка к Правилу М, сокращавшая с 4 до 1% резервные требования по кредитам, предоставленным зарубежными филиалами банков - членов ФРС амер. заемщикам. 4-процентные резервные требования по заимствованиям банков - членов ФРС у своих зарубежных филиалов или у ин. банков были оставлены без изменений.
6. Поправки к Правилам D и М, вступившие в силу с 25 августа 1978 г., отменили 4-процентные резервные требования по заимствованиям (в основном - в Е.) банков - членов ФРС у своих зарубежных филиалов или др. ин. банков, а также по активам ин. банков, приобретенным у их отделений. Кроме того, Совет ликвидировал резервные требования в размере 1% по ссудам зарубежных филиалов амер. заемщикам. Ожидалось, что эти изменения стимулируют банки - члены ФРС осуществлять заимствования на евродолларовом рынке. Совет разъяснил, что эти шаги были предприняты им в совокупности с др. мерами для борьбы с инфляцией на внутреннем рынке и преодоления хаоса, царившего на валютных рынках.
7. С 1 ноября 1978 г. Совет ввел в действие поправку к Правилу D, устанавливающую дополнительное резервное требование в размере 2% по всем срочным депозитам в сумме 100 тыс. дол. и более, а также по некоторым др. пассивам банков - членов ФРС: со 2 ноября 1978 г. - по непогашенным депозитам, а с 16 ноября 1978 г. - по резервам. Данное увеличение резервных требований было одной из нескольких мер, принятых ФРС совместно с Казначейством для укрепления доллара на валютных рынках и ослабления инфляционного давления. Были приняты меры для содействия сокращению предоставления банковского кредита и стимулирования банков - членов ФРС осуществлять заимствования за рубежом, тем самым повышая спрос на долларовые активы.
8. 14 февраля 1979 г. Совет утвердил технические поправки, к-рые устраняли положения из Правила М, регулировавшие резервные требования по ин. депозитам, и переносили их в Правило D. С 8 июня 1979 г. вступил в действие также уточненный вариант правил, касающихся международных операций банков - членов ФРС, корпораций, созданных в соответствии с Законом Эджа, и банковских холдинговых компаний; он стал частью нового комплексного Правила К - `Международные банковские операции`.
9. С 25 октября 1979 г. вступило в действие дополнительное маржинальное резервное требование в размере 8% по управляемым пассивам, превышающим базовый уровень, а с 3 апреля 1980 г. это норма была увеличена до 10%. (Управляемые пассивы по определению включали крупные срочные депозиты, евродолларовые заимствования, соглашения о продаже и обратной покупке (РЕПО) гос. ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых федеральными ведомствами, заимствования федеральных фондов в учреждениях, не являющихся членами ФРС, а также некоторые др. обязательства.) Первоначально база маржинальных резервных требований составляла 100 млн, или средний объем управляемых пассивов банка - члена ФРС, корпорации Эджа или группы расположенных в США филиалов ин. банков в течение двух недель, заканчивающихся 26 сентября 1979 г.
Для расчетного периода, начинающегося с 20 марта 1980 г., база была уменьшена на 7% или на сумму уменьшения валового объема ссуд амер. фин. учреждения иностранцам и валового объема остатков к получению от заграничных филиалов пр. учреждений между базовым периодом (13-26 сентября 1979 г.) и неделей, заканчивающейся 12 марта 1980 г., в зависимости от того, к-рая из этих сумм является большей. Кроме того, база должна была еще более уменьшиться после 19 марта 1980 г. на сумму уменьшения данных ссуд и остатков, при сохранении минимальной базы в 100 млн дол.
10. Однако в силу продолжающегося спада нац. экономики Совет управляющих объявил 22 мая 1980 г. о сокращении с 10 до 5% резервных требований по управляемым пассивам банков и агентств - членов ФРС, филиалов ин. банков и крупных учреждений, не являющихся членами ФРС, а также об увеличении на 7,5% расчетной базы резервных требований.
3 июля 1980 г. за данным смягчением ограничений последовало объявление об отмене ФРС оставшихся 5-процентных норм резервных требований по управляемым пассивам крупных банков и агентств, а также филиалов ин. банков, вступившее в силу 10 июля 1980 г. для обязательных резервов, отчисляемых с 24 июля 1980 г. Кроме того, с этого же дня Совет управляющих отменил дополнительное 2-процентное резервное требование к банкам - членам ФРС по крупным срочным депозитам, введенное в ноябре 1978 г.
Резюме. Обзор мер, принятых Советом управляющих в отношении евродолларовых пассивов, заимствований и предоставленных кредитов амер. банков и связанных с ними видов деятельности, показывает: в дальнейшем вероятны частые изменения правил в сторону их ужесточения или либерализации в соответствии с внутренней ден.-кредитной политикой, а также с международными факторами, оказывающими влияние на платежный баланс и положение доллара по отношению к др. валютам на валютных рынках и к международным потокам ден. средств, в т. ч. `рециклируемых` капиталов нефтедобывающих стран.
БИБЛИОГРАФИЯ:
BANK FOR INTERNATIONAL SETTLEMENTS. Recent Innovations in International Banking. Bank for International Settlements, Washington, DC, April, 1986.
BOARD OF GOVERNORS OF THE FEDERAL RESERVE SYSTEM. Federal Reserve Bulletin, February, 1980.
Currencies of the World. Deutsche Bundesbank, Frankfurt, Germany. Quarterly.
DUFEY, G., and GIDDY, I. H. `Eurocurrency Deposit Risk`. Journal of Banking and finance, December, 1984.
Eurodollar Futures and Options. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1991.
Euromoney. Euromoney Publications, Ltd., London, England, Monthly.
International Currency Review. World Reports Ltd., New York, NY, Bimonthly.
Rundt`s Weekly Intelligence. Rundt and Associates. Weekly.


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
ЕВРОВАЛЮТА ..
ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО УГОЛЬНОЙ И СТАЛЕЛИТЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ..
ЕДИНИЦА БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ ..
ЕДИНЫЙ БАНКОВСКИЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ ..
ЕДИНЫЙ ЗАКОН О ПОЛНОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ ..
ЕДИНЫЙ ЗАКОН О СКЛАДСКИХ НАКЛАДНЫХ ..
ЕЖЕГОДНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ..
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЕДИНИЦА - ЭКЮ ..


Похожие документы из сходных разделов


ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ



EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION
Cоглашение о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), включающей Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швецию, Швейцарию и Великобританию (`внешняя семерка`), было подписано 20 ноября 1959 г. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские гос-ва, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное гос-во может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г.,

[ознакомиться полностью]

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЕДИНИЦА - ЭКЮ



EUROPEAN CURRENCY UNIT
`Корзина` из определенных валютных компонентов ден. единиц стран Европейского Сообщества. Ее курс определяется на основе текущего рыночного курса каждой валюты. Помимо своих функций в ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ, ЭКЮ становится все более популярной в частном секторе, особенно в операциях с дорожными чеками в ЭКЮ, банковскими депозитами и ссудами. Частные компании начинают использовать ЭКЮ как валюту цены и платежа. На мировом рынке размещены значительные объемы деноминированных в ЭКЮ облигаций. В 1984 г. Европейское Сообщество впервые предложило такие облигации к

[ознакомиться полностью]

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА



EUROPEAN MONETARY SYSTEM
Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экон. и валютном сотрудничестве между гос-вами - членами Европейского экон. сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют гос-в-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100