Знакомьтесь: франчайзинг. Виды франчайзинга. Договор франчайзинга. Тонкости налогообложения и бухучета при франчайзинге
Чтобы не отстать от соперников в нелегкой конкурентной борьбе, крупные компании вынуждены постоянно расширять сферы собственного влияния. А малые фирмы стараются занять свое место на рынке. Одним из наиболее перспективных методов ведения бизнеса, который совмещает интересы и тех, и других, является франчайзинг. В российском законодательстве носит несколько иное официальное название – договор коммерческой концессии. Как в мировой практике, так и в нашей стране его предмет – передача исключительных прав от их правообладателя (франчайзера) пользователю (франчайзи). Такими правами – франшизой – могут являться фирменное наименование правообладателя, деловая репутация, охраняемая коммерческая информация, интеллектуальная собственность, технология, товарный знак.
Каждый выбирает по себе: виды франчайзинга
В зависимости от предоставляемых в пользование прав, различают три основных . Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчазинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи ведет и послепродажное обслуживание этой продукции. Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании. Неким гибридом между этими видами франчайзинга является сервисный франчайзинг. Этот вид концессии характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя. Он получает в пользование сразу несколько запатентованных франчайзером прав. И при этом уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети «быстрых» закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).
Взаимовыгодная концессия
Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии участвуют две стороны, одна из которых является владельцем «раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать. Возможность подобной кооперации и сделала франчайзинг таким популярным видом бизнеса. Для крупных компаний является прекрасной возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право работать под его маркой. Для франчайзи это шанс открыть собственный бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников франчайзи методам работы и гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом он не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая репутация «защищена» именем компании-франчайзера. Нередко фирма – получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с банками соглашения о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более выгодных условиях.
«Договорные» особенности
подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ Минфина от 12 августа 2005 г. № 105н). Если франчайзером по соглашению выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой инспекцией компании-пользователя. Выплаты вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут быть в форме фиксированных разовых платежей или периодических выплат (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030 ГК РФ). Отметим, что могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть предусмотрено обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории. Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания. Другое популярное ограничение прав пользователя – необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчази. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: они не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае эти условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или даже любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).
Тонкости бухучета
Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга (выступить в роли франчайзи), то при ведении и надо будет учесть ряд моментов. Для начала отметим, что предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем. Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть забалансовый счет, например, 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование». Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет не одинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода. Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).
Налоговый учет
. Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 11 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве от 23 января 2006 г. № 20-08/3582). Порядок признания таких затрат зависит от того, какой метод учета использует компания: кассовый или начисления. Так, первый вариант предполагает признание расходов после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). При методе начисления разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК РФ). . Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 кодекса). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в установленном порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ). Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 кодекса). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК РФ). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.
обратимся к закону Гражданский кодекс РФ (часть вторая) 1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.
это важно Особые правила регистрации действуют в отношении договоров на передачу в пользование авторского права, прав на изобретение, полезных моделей и т. д. Такие соглашения, помимо прочего, должны быть зарегистрированы еще и в Роспатенте, в соответствии с приказом Российского агенства по патентам и товарным знакам от 29 апреля 2003 г. № 64.
обратимся к закону Гражданский кодекс РФ (часть вторая) 3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Закон Санкт-Петербурга от 30.7.1998 №185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга»
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 8 июля 1998 года (в ред. ЗАКОНА Санкт-Петербурга от 08.05.2001 N 348-46, с изм., внесенными ЗАКОНОМ Санкт-Петербурга от 09.12.2003 N 676-101)
Настоящий Закон направлен на повышение инвестиционной активности в Санкт-Петербурге и создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности, формирования здоровой конкурентной среды, развития городской инфраструктуры, формирования новых источников налоговых платежей, образования новых рабочих мест, поддержания благоприятной эколо
Закон Санкт-Петербурга "Об инвестиционном налоговом кредите" от 12 июля 2002 №316-28
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2002 года (в ред. ЗАКОНОВ Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96, от 20.07.2006 N 402-62)
Настоящий Закон Санкт-Петербурга принят на основании статей 61-63 и 66-68 Налогового кодекса Российской Федерации в целях формирования благоприятных условий по созданию или модернизации объектов основных средств и нематериальных активов на территории Санкт-Петербурга.
Статья 1. Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций
Вокруг франчайзинга постоянно развиваются споры. Одни предостерегают от его тяжких «оков», другие – акцентируют положительные стороны. О последних и пойдет речь. • Проверенный бизнес. Вы начинаете открывать франчайзинговое предприятие, зная, что этот бизнес был успешен в других локациях. Идея и процесс управления операциями уже доказан. Поэтому, кривая обучения управления бизнесом может быть устранена. • Меньший риск. Риск неудачи с франчайзингом ниже, чем при открытии нового бизнеса. Вероятность успеха велика, если такой же