Главная страница --> Ведение бизнеса

Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии



Основная обязанность правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме. Этой обязанности соответствует право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы пользования, установленные договором.
Договор коммерческой концессии может определять конкретный объем использования полученных пользователем прав и информации (например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе).
По условиям рассматриваемого договора возможны известные ограничения прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК). Пользователь может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь, по существу, получает монопольные возможности на соответствующем рынке. Со стороны пользователя возможны обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на конкретной территории либо об отказе от получения аналогичных прав от конкурентов правообладателя. Это гарантирует пользователю возможности самостоятельного участия на определенном рынке.
Очевидно, что все названные условия не должны нарушать антимонопольных запретов. В противном случае они могут быть признаны недействительными (абз. 2 п. 1 ст. 1033, ст. 168 ГК).
Вместе с тем, закон исключает возможность установления договором условий, по которым правообладатель получает право определять цену товаров или услуг, реализуемых пользователем (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории). В ином случае речь могла бы идти о жестком разделе рынка (прикреплении потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта на котором фактически диктовал бы не участвующий в нем правообладатель. Такого рода условия прямо объявлены ничтожными (п. 2 ст. 1033, ст. 168 и 169 ГК). Исключение территориальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать в этом качестве более широкому кругу потребителей, которым пользователь не вправе отказать в предоставлении соответствующих товаров или услуг, ссылаясь на региональные ограничения сферы своей деятельности по договору.
Договор коммерческой концессии как предпринимательский всегда является возмездным. Правообладатель имеет право на получение вознаграждения от пользователя, которое может быть в форме разовых ("паушальных") или периодических ("роялти") платежей, отчислений (процентов) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. (ст. 1030 ГК). Допустимо и практикуемое в развитых странах сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части от прибыли (отчислений от выручки). Вместе с тем, договор должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Оно не может устанавливаться в соответствии с правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является существенным условием данного договора, которое стороны обязаны согласовать.
Поскольку предметом данного договора является разрешение использовать некоторые объекты исключительных прав, необходима дополнительная регистрация этого договора (в части использования объекта соответствующего исключительного права) в патентном или ином аналогичном ведомстве под страхом признания договора недействительным (ничтожным) (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года, ст. 27 Закона о товарных знаках). Выдача и оформление соответствующих лицензий (включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов) по общему правилу является обязанностью правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК).
Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Правообладатель обязан также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых пользователем на основании договора. Эта обязанность установлена в интересах правообладателя, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию, она может и отсутствовать в конкретном договоре.
Обязанности правообладателя, определенные п. 1 ст. 1031 Кодекса, относятся к сформулированным законом императивно. Условия, указанные в п. 2 ст. 1031 сформулированы диспозитивно, иначе говоря, они могут отсутствовать в договоре, а в некоторых случаях даже составлять обязанность пользователя.
К числу непременных обязанностей пользователя ст. 1032 ГК относит, во-первых, уже указанную обязанность использования объектов исключительных прав лишь строго ограниченными в договоре способами, а также неразглашения содержания конфиденциальной коммерческой информации, полученной от контрагента. Во-вторых, это ряд обязанностей, исполнение которых призвано обеспечить соответствие результатов деятельности пользователя аналогичным результатам (товарам, работам или услугам) правообладателя: соответствие качества названных результатов, соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе о технологии их получения и даже оформлении коммерческих помещений, используемых для их реализации, оказание заказчикам дополнительных (сопутствующих) услуг, которые обычно предоставляет правообладатель.
В интересах охраны прав потребителей пользователь обязан информировать их об использовании им соответствующих объектов правообладателя в силу договора коммерческой концессии, с тем чтобы не вводить их в заблуждение относительно фактического услугодателя. Все перечисленные обязанности сформулированы императивно.
Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права (глава 29 ГК). Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036). Лишь с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков пользователя.
Любая из сторон договора коммерческой концессии имеет право на досрочное расторжение при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. При этом досрочное расторжение, как и прекращение договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, подлежат обязательной регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК), как и соответствующее прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С этого момента договор считается прекращенным для третьих лиц, и прежде всего, заказчиков пользователя.
Добросовестный пользователь вправе добиваться заключения договора на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Отказ пользователя в заключении договора на новый срок (по существу, в его продлении) может быть связан с его нежеланием использовать далее соответствующие исключительные и иные права, но не может быть обусловлен наличием других потенциальных пользователей. Поэтому согласно п. 2 ст. 1035 ГК правообладатель может отказать добросовестному пользователю в заключении договора, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями на территории, где действовал прежний договор. В ином случае он обязан либо заключить такой договор с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для пользователя условиях, чем в прекратившемся договоре), либо возместить ему все возможные убытки, включая и упущенную выгоду.
Разумеется, данная обязанность не распространяется на правообладателя в случаях ненадлежащего исполнения пользователем своих обязанностей по договору.
При изменении правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, используемых пользователем, последний сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения) при согласии на это пользователя. Разумеется, договор, как и право пользования фирменным наименованием, в этом случае должны быть изменены и перерегистрированы по общему правилу за счет правообладателя. Пользователь же получает право требовать соразмерного уменьшения вознаграждения правообладателю (ст. 1039 ГК), ибо новое наименование обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее. При несогласии пользователя на продолжение действия договора он подлежит прекращению с возмещением пользователю всех причиненных этим обстоятельством убытков. При прекращении установленного соответствующим законом срока действия исключительного права, использовавшегося по договору коммерческой концессии, он также продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ч. 1 ст. 1040 ГК). Разумеется, пользователь вправе потребовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения (если иное не предусмотрено договором).
При переходе исключительного права, являющегося объектом договора коммерческой концессии, к другому лицу стороной договора становится новый правообладатель (правопреемник предыдущего правообладателя), а сам договор сохраняет силу (п. 1 ст. 1038 ГК). Это же касается и случаев смерти правообладателя - физического лица, на место которого по общему правилу могут встать его наследники (наследник). Конечно, при этом необходимо соблюдение процедуры принятия наследства, установленной законом, и регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя (иначе он не вправе быть стороной рассматриваемого договора). До этого момента осуществление прав и обязанностей правообладателя возлагается на назначенного нотариусом (осуществляющим меры по охране наследства) управляющего, который действует по правилам о договоре доверительного управления имуществом (ст. 1026 ГК). При невозможности достижения такой ситуации, в том числе, при отказе от этого наследников, договор прекращается.
---
Источник: По материалам компании: FRANSH Стратегия роста 


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Знакомьтесь: франчайзинг. Виды франчайзинга. Договор франчайзинга. Тонкости налогообложения и бухуче ..
Закон Санкт-Петербурга "Об инвестиционном налоговом кредите" от 12 июля 2002 №316-28 ..
Что такое вексель и как компании получить с него доход? ..
7 шагов создания инвестиционного продукта ..
Франшиза в туристическом бизнесе – лучший вариант? ..
Бизнес-ангелы. На кого рассчитывать гениальному изобретателю ..
Как купить машину в кредит? Как получить автокредит без прописки ..
Банковский кредит: чего ждать? ..
Беспроцентные займы: выгодно или нет? ..
Венчурные капиталисты. Бизнес ангелы комнании, кто они? ..
Бизнес - план инвестиционного проекта, реализуемого на основе финансового лизинга ..
Кредит для малого бизнеса. Большие средства для малого бизнеса. Банки и перспективы ..
Что нужно знать о кредите, прежде чем его взять? ..


Похожие документы из сходных разделов


Госзаказ: что делать, если права поставщика нарушены?


Право на информацию

Чтобы понять, что права поставщика нарушены, ему необходимо обладать как можно более полной информации о ходе и результатах процедур закупок. Действующее законодательство, с одной стороны, содержит гарантии прав поставщиков на получение определенной информации, но с другой стороны ограничивает возможности поставщиков на получение абсолютно полной информации. Получение информации не связано с какими-либо существенными затратами материальных ресурсов (взимание платы за информацию не действующим законодательством не предусмотрено).
Реализация права на информацию во

[ознакомиться полностью]

Предмет лизинга. Субъект лизинга


Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Ф

[ознакомиться полностью]

Предмет и существенные условия договора франчайзинга


Предметом договора являются действия правообладателя по предоставлению пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока в пределах срока основного договора права использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д., а кроме того, может предусматриваться постоянное технич

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100