Главная страница --> Истории из жизни

Средний класс в России – миф или реальность?



Сегодня о «среднем классе» России рассуждают часто. Одни настаивают на том, что его у нас нет – и это трагедия. Другие утверждают, что он сформулирован, просто его границы и состав не определены. Да и в чем, собственно, проблема?
Сегодня слова о российском «среднем классе» мелькают очень часто. При этом говорящие о нем делятся в целом на два больших лагеря. Первые сетуют на то, что «средний класс» все никак не появится, и усматривают в этом трагедию России. Вторые утверждают, что «средний класс» уже сформировался, но мы просто не определили пока его границ и «штатного состава».
Все сходятся в одном: «средний класс» — это принципиально важно. Ему начинают приписывать если и не сверхъестественные способности, то уж по крайней мере заведомо противоположные черты. Средний класс выступает и как проводник «подлинных» реформ, и как их прямое наследие, результат. Он выступает как мощный двигатель преобразований и в то же время как гарант стабильности, устойчивости в обществе. Это сила, которую следует всячески активизировать, и одновременно широкая платформа, на которую можно опереться. Причем, нередко об этом говорят одни и те же люди — просто, через запятую. Возникает образ социальных слоев, которые смогут буквально все и сразу: налоги заплатят по высшей мере и одновременно поднимут эффективный спрос на потребительских рынках, разовьют собственный малый бизнес и обеспечат прилив желанных инвестиций. А вдобавок и проголосуют за нужные политические фигуры.
Что же скрывается за красивой вывеской «Добро пожаловать в средний класс!», кто принадлежит к среднему классу (или надеется принадлежать)? Если речь идет о чисто экономическом толковании — например, о слоях со средней величиной доходов или средним уровнем материальной обеспеченности, — то вопрос о среднем классе превращается в счетно-статистическую проблему и на «высокую идею» это никак не тянет. К тому же проблема о возникновении среднего класса в данном случае «решается» сама собой: полюсов без середины в подобных распределениях никогда не бывает. Или, скажем, средний класс — это группы, которые по жизненным стандартам достигли уровня наиболее массовых групп современных западных обществ? Вероятно, и это имеется в виду. Но претензия явно более велика. Да и о «середине» ли вообще идет речь? Мы говорим «средний», а подразумеваем нечто большее. В рассуждениях слышится намек на удачное решение некой крупной проблемы, затрагивающей экономику, политику и социальную сферу. Однако в чем суть этой проблемы?
Поскольку понятие «среднего класса» пришло к нам из западной стратификационной теории, посмотрим на дело с социологической точки зрения. И здесь мы сталкиваемся с двумя «банальными истинами». Первая: наличие и масштабы среднего класса в стране в сильнейшей степени зависят от выбора  критерия. И вторая: подобных критериев довольно много. Самое обидное, что их применение дает очень разные картины. Одно дело, если мы возьмем группы с «джентльменским» имущественным набором (хорошая квартира или дом, машина, вся необходимая бытовая техника, наличие сбережений и пр.). Другое дело, если станем спрашивать, кто относит себя к «среднему классу». Третье, если подойдем к делу с социально-профессиональной точки зрения. В любом случае мы должны быть готовы к тому, что наш средний класс окажется весьма неоднороден и будет включать группы с очень несхожим социальным профилем. Не случайно в большинстве западных моделей, как правило, оказывается более одного «среднего класса». Мы встречаем здесь «верхний» и «нижний» средние классы, «старый» средний класс в лице малых предпринимателей и «новый» средний класс в лице профессиональных групп с высшим образованием. Наряду с ними, активно используется понятие «обслуживающего» класса (service class), в который включается значительная часть чиновников и социальных работников.
Словом, когда начинаются разговоры о «среднем классе», каждый раз хочется спросить, о чем собственно идет речь? Почему люди со средней величиной доходов или средним уровнем жизни должны вести себя неким сходным образом? Или почему в бумаге о среднем классе, которую зачитал российский президент, говорилось только о малых предпринимателях? Как будто не существует огромной, разношерстной армии специалистов с высшим образованием, также претендующей на это «святое место». Подобные вопросы можно задавать бесконечно.
Но главное состоит в ином. Мы вправе утверждать, что среднего класса как единого целого попросту не существует — ни с точки зрения сходства социально-экономических позиций (профессии или стиля жизни), ни с точки зрения общего мировоззрения, ни с точки зрения единообразного поведения (например, голосования за определенный политический блок). Вдобавок, все эти точки зрения уводят нас в разные стороны. Отдельные параметры средних слоев, конечно, могут и должны пересекаться, но надежды на получение единой стройной картины в принципе нет. По крайней мере, еще никому не удавалось обосновать ее в достаточной мере — эмпирически, с цифрами в руках.
Что же позволяет нам говорить именно о «среднем классе» в целом? Единство возникает, когда мы переходим в поле идеологии, где пытаемся выстроить системное понимание происходящего, исходя из некоторых ценностных представлений о том, что мы хотели бы видеть (не важно, осознаем мы идеологический характер наших представлений или не осознаем). Проще говоря, средний класс — это новый (для нас) социальный миф. Подчеркнем, что в этом слове вовсе не содержится ничего оскорбительного. Миф — это не заведомая ложь. Это даже не сказка. Миф представляет собою схему, которая объясняет нам происходящее (вкупе с прошлым и будущим). Но особенность ее такова: эта схема вырвана из другого контекста — перенесена из нашего собственного прошлого или позаимствована из какой-нибудь западной теории. Предлагаемые ею объяснения активно используются, но первоначальный смысл самой схемы остается для нас нераскрытым.
То, что «средний класс» — категория идеологическая, подтверждается несколькими обстоятельствами. Во-первых, вопреки своему названию, это не просто социальная группа, занимающая серединные позиции в профессиональной, статусной или имущественной иерархии. Как правило, в России под «средним классом» подразумевают верхний срез массовых групп населения, которые преуспевают по отношению к основной массе населения, но при этом явно не дотягивают до узкого слоя элиты. «Средний класс» — это фронтир массовых слоев населения. По существу, речь идет о «высшей средней» группе (upper middle).
Во-вторых, «средний класс» не является чисто позиционной характеристикой — набором мест в сложившейся структуре общества. Это в сильной степени динамическая характеристика. Она указывает ориентиры, в направлении которых будут двигаться дееспособные в экономическом и социальном отношении группы в некоем обозримом будущем. При этом речь идет не о социальном прогнозе в чистом виде. Данная динамическая характеристика содержит сильный элемент долженствования. «Средний класс» обозначает то, чем должна стать основная масса активного населения.
В-третьих, категория «среднего класса» очень сильно нагружена в ценностном отношении. Этому классу приписываются чуть ли не все позитивные черты в части его экономических, политических и социальных установок. Средний класс, таким образом, представляет идеализированный образ будущих членов общества, как их хотелось бы видеть с определенных ценностных позиций.
Наконец, в-четвертых, в части описания уровня и стиля жизни людей «средний класс» — это явно заимствованный образ. Принадлежать к среднему классу — значит, не просто жить хорошо по российским меркам, это означает, жить так, как живут на Западе, иметь то, чем обладает полноправный гражданин продвинутой западной страны.
Источник: Executive


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Театрализованные поздравления в подарок ..
Тестирование компьютеров - услуга востребованная ..
Бесплатные автоматические генераторы трафика ..
Туалет на колесах ..
Творческое развитие детей – и бизнес в интернет ..
Югай Алексей и Мария, тренинговая компания ..
Умеют ли женщины зарабатывать? ..
Миллиард долларов на постельном белье ..
Юридические услуги через интернет ..
Успех со школьной скамьи ..
Уткин Александр, организация концертов: ..
В каких очередях стоят миллионеры? ..
Бизнес на вечном поиске ..


Похожие документы из сходных разделов


Средний класс России - тенденции и перспективы


Сегодня количество наших соотечественников, соответствующих определению "средний класс" превысило 37% населения. Позитивная тенденция втягивания в состав среднего класса представителей бедных слоев за счет их персонального развития нарастает.
За пять лет наблюдения за таким значительным социальным явлением, как формирование среднего класса, эволюционируя параллельно с ним, мы обнаружили ряд изменений, особенностей и тенденций развития этого, наиболее важного и перспективного, сегмента российского общества.
Наиболее значительное изменение касается численности ср

[ознакомиться полностью]

Сотовая система сигнализации с SMS сообщением на мобильный телефон


Опробованная и результативная идея домашнего бизнеса - охранная сотовая система сигнализации с сообщением SMS на мобильный телефон для дома, дачи, гаража.
Я сам нашел эту идею домашнего бизнеса, занимаюсь этим бизнесом сейчас и могу рекомендовать его всем желающим, у кого есть несколько часов свободного времени в неделю и тем, кто хочет получать дополнительные деньги за интересную работу. Кто же этого не хочет?
Если интересно, на чем я сейчас зарабатываю, могу рассказать. Я работал (впрочем, и сейчас работаю) в небольшой фирме по установке автомобильных сигнализаций. Работа так

[ознакомиться полностью]

Стань Интернет-агентом


Пример бизнеса для человека с мозгами, со знанием Интернета и наличием большого количества свободного времени. Даже свой сайт создавать не нужно -  если только для рекламирования предлагаемых услуг.
В Интернете, как в реальности, бизнесы создаются и ликвидируются, сайты открываются и закрываются. Скольких я знаю авторов рассылок (тоже по-своему - бизнесмены), которые активно вели свои рассылки, писали в них отличные статьи (пользователи пересылали их друг другу и размещали на своих сайтах). Теперь все они заняты совершенно другим делом, рассылки свои забросили, как и свои старые

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100