Главная страница --> Истории из жизни

Нет риска – нет зарплаты



На протяжении 14 лет на первое место в списке трудовых ценностей россияне ставят возможность хорошо зарабатывать. При этом рисковать с каждым годом хотят все меньше наших соотечественников.
Трудовые ценности россиян меняются весьма существенно. И не всегда в лучшую сторону. Для все меньшего числа наших соотечественников важны ответственность и возможность проявления инициативы, утверждают исследователи из Института социологии РАН.
Можно ли проследить динамику изменений трудовых ценностей россиян и какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Такую цель поставила группа исследователей из Института социологии РАН. Четыре раза с 1991 по 2004 г. исследователи составляли своеобразные рейтинги трудовых ценностей наших соотечественников. За 14 лет большинство базовых ценностей меняли относительное положение в рейтингах, но кое-что все же осталось неизменным. Например, на протяжении всех 14 лет лидирующие позиции в рейтингах удерживает возможность хорошо зарабатывать. В 2004 г. ее упомянул практически каждый опрошенный.
Но вот динамика изменения других ценностей стала сюрпризом и для самих исследователей. Например, к 2004 г. на второе место вышла такая ценность, как надежное место работы. Причем ее значимость стабильно росла на протяжении всех 14 лет (с 40% в 1991 г. до 80% в 2004 г.). А вот роль соответствия работы способностям за период с 1991 по 2004 г. снизилась на треть, отмечает Владимир Магун, автор исследования, завсектором исследований личности Института социологии РАН. И наконец, для все меньшего числа людей важны уважение их работы со стороны окружающих, инициатива и ответственность. И это удивительно. Ведь именно повышение инициативы и ответственности называлось в качестве исходной цели реформ конца 80-х начала 90-х гг., напоминает Магун.
Причины такого парадоксального изменения трудовых ценностей россиян следует искать во внешних обстоятельствах, отмечает он. “Возможно, изначально мы недооценили напряженность материальных потребностей российского населения”, — рассуждает Магун. В течение 1990-х гг. по показателям “материализма” и “ориентации на выживание” Россия устойчиво находилась в числе мировых лидеров. Как только у людей появилась возможность повысить уровень благосостояния, они ради этого пошли на все возможные и невозможные жертвы: отказывались от работы по специальности, поступались социальным признанием и свободой принятия решений, которая стоит за ценностями инициативы и ответственности, напоминает Магун.
Без взлетов и падений
Теперь для подавляющего большинства россиян проще один раз найти компанию и сидеть там тихо, чем пытаться чего-то достичь без каких-либо гарантий на успех, поясняет Магун. Безопасность, пища, одежда, крыша над головой — вот что люди считают главным, отмечает Юна Скобликова, директор консалтингового агентства Green Street. Особенно это актуально для представителей старшего поколения, которые пережили финансовый кризис, лишились сбережений и уверенности в завтрашнем дне. “Мы просто стали жить в обществе, регулируемом деньгами, — добавляет Елена Данилова, преподаватель социологии международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ. — И люди отреагировали на новые правила игры — начали относиться к работе лишь как к источнику доходов”.
Для Руслана Пашкова, владельца компании “Гурман” (производство мясных продуктов), результаты исследования не новость. Порядка 80% сотрудников “Гурмана” работают на производстве. Эти люди хотят прежде всего стабильности. Для них важны вовремя выплаченная зарплата, размеренный график работы, четко определенный круг обязанностей, наконец, вкусный и недорогой обед по расписанию, говорит Пашков. Мотивировать таких сотрудников на трудовые подвиги практически невозможно. Увлекаться повышением зарплаты накладно, поэтому остается “совершенствовать” другие аспекты работы, добавляет он.
Так, с 1 ноября рабочий день в “Гурмане” начинается на полчаса раньше — с 8.30 утра, на те же 30 минут раньше он и заканчивается. “В течение месяца мы тестировали это новшество и убедились, что коллектив его одобряет, так как стало больше времени для личных дел”, — рассказывает Пашков. В течение семи лет компания оплачивает и 50% стоимости обедов для заводского персонала, добавляет он. Но если кто-нибудь предложит тем же людям на 20-30% большую зарплату, ничто не поможет. “Победят, конечно, деньги”, — отмечает Пашков. Кассиры розничного магазина тут же уйдут к конкуренту, если тот пообещает повышение зарплаты с 15 000 до 18 000 руб., рассказывает Скобликова.
Давление большинства
Большинство россиян не хотят выделяться и уж тем более рисковать удачным рабочим местом, отмечают исследователи. Казалось бы, на таком фоне должны выигрышно смотреться инициативные сотрудники. Такие люди действительно заметны, соглашается Пашков. Но всегда ли это им на руку? Инициативные работники вызывают у коллег раздражение, а нередко и агрессию, говорит он. “Они повышают не только собственную планку достижений, но и окружающих, — объясняет причину всеобщего недовольства Пашков. — Да и у руководства может появиться зависть к успехам подчиненного, что тоже вряд ли пойдет ему на пользу”. Инициативных принято считать неуправляемыми, говорит Данилова. В сознании россиян жив еще армейский лозунг “Инициатива наказуема”, подчеркивает она.
Не стоит забывать и о так называемом законе большинства, добавляет Скобликова. Тот, кто не вписывается в стереотипы, например, работает больше положенного времени или предлагает свои идеи начальнику, будет осуждаться остальными членами коллектива. Впрочем, по словам Скобликовой, давление большинства пугает лишь внешне. В действительности это выглядит так: четыре человека будут говорить, что, допустим, лист бумаги белый, трое молча согласятся, а один возразит, найдя лист серым. “Если он не дальтоник, а лидер, то, думаю, найдет аргументы в свою пользу”, — шутит Скобликова. После чего мнение большинства может кардинальным образом измениться, добавляет она.
Активность руководителей высшего звена продиктована амбициями, а владельцам бизнеса важно доказать общественную значимость своего дела, продолжает она. “Без риска мне бы не удалось добиться и половины того, что имею”, — признается Пашков.
Он вспоминает начало своей предпринимательской деятельности, когда приходилось идти ва-банк без каких-либо гарантий на благополучный исход. Но сейчас, когда есть семья, стабильный доход, рисковать хочется все меньше, добавляет Пашков. Примерно так же размышляют его менеджеры по продажам и маркетологи, их в “Гурмане” не более 15%. “Зарплаты этой категории сотрудников привязаны к объему продаж, — рассказывает Пашков. — Но через 5-7 лет, набравшись опыта и повысив собственную стоимость с $500 до $2000, они уходят в большую благополучную иностранную компанию на высокий стабильный заработок”.
В исследовании Института социологии РАН “Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России” сравниваются результаты четырех массовых репрезентативных опросов за 1991-2004 гг. В опросах приняли участие 10 000 россиян от 18 до 75 лет. Респонденты должны были выбрать наиболее значимые аспекты работы из списка. В перечень трудовых ценностей были включены: хорошая зарплата; надежное место работы; интересная работа; удобные часы (график) работы; возможность чего-то достичь; большой отпуск; соответствие работы способностям; работа, уважаемая широким кругом людей; ответственная работа; не слишком напряженная работа; возможность инициативы.
Источник: Ведомости


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Пилипенко Мария, магазин женской одежды ..
Плакаты с символикой ..
По секрету всему свету: золотые нити Интернет-заработков ..
Подвоз мелочи в торговые точки ..
Поиск рекламных площадок в Интернете ..
Полиграфические услуги для кандидата в избирательной кампании ..
Помощь в дистанционном трудоустройстве – просто и выгодно ..
Пошив чехлов для мобильных телефонов ..
"Американская мечта": истории авантюрных предприятий со счастливым концом ..
Прибыльное благоустройство ..
Прибыльный домашний бизнес на работе с фотобанками ..
Прибыльное наказание ..
Принципы успешного бизнесмена ..


Похожие документы из сходных разделов


Нью-Йорк теряет богачей - Москва находит


Ежегодно в Москву  переселяется более 4 тыс. обеспеченных мигрантов, готовых выкладывать за аренду жилья более 6 тыс. долларов в месяц.
Нью-Йорк покидают собственные миллионеры и бедняки. Каждое десятилетие город, в котором в 2005 году проживало 8,2 млн. человек, обновляется на треть. Уезжают из мегаполиса и иностранцы – в поисках более низких цен на жилье и качественной системы образования. Одним из потенциальных мест для переезда является Москва. Ежегодно в столицу переселяется более 4 тыс. обеспеченных мигрантов, готовых выкладывать за аренду жилья более 6 тыс. д

[ознакомиться полностью]

Ноу-хау на миллион – козырек для ноутбука


Несколько однокурсников после окончания университета решили организовать компанию. Стартовый капитал был невелик, а идеи не было. С ноутбуками под мышками ребята вышли погреться на солнышке – и это изменило их жизнь! 
Theithelper.com - маленькая французская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения и сетевыми решениями, нашла для себя новый рынок - аксессуары для ноутбуков. А начиналось все так: несколько однокурсников после окончания университета решили организовать компанию. Стартовый капитал был невелик, и все работали на домашних ноутбуках. Поначалу н

[ознакомиться полностью]

Новаковский Вадим и Апухтин Алексей, банный бизнес


Питерские предприниматели Вадим Новаковский и Алексей Апухтин продают товары для русской бани по всему миру на миллион долларов в год.
Бывший авиадиспетчер Новаковский и бывший инженер Апухтин париться любили всегда. «Ну и что? – скажете вы. – Мало ли таких любителей в России?» И будете правы. Но именно этот вопрос навел наших героев на выгодный бизнес. А что если поставить веничное дело на промышленные рельсы? Заготавливать банную атрибутику не десятками, а сотнями, тысячами и даже миллионами? И продавать их не в предбанниках, а в супермаркетах? Было это в 2

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100