Главная страница --> Истории из жизни

«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» или русское отношение к богатству



Всеобщая эквивалентность денег - это иллюзия: на «кровавые деньги» покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, - это не то же самое, что выигрыш в лотерею.
Т. Вайсман. «Деньги как мотив»
В сознании русского народа в течение многих веков (а может быть, и до сих пор?) богатство не связывалось с упорным трудом и накоплением. В силу древнего представления о неисчерпаемости ресурсов (кончились деньги - не беда, пойду в лес, еще настреляю). Русские долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами.
Со временем (сначала при Петре, затем при Екатерине) государству все-таки удалось внедрить в оборот условные деньги, ничем не обеспеченные кредитные билеты. Но отношение к государственным ассигнациям в народе оставалось настороженным и даже пренебрежительным (видимо, с тех времен и принято вздыхать, что, мол, деньги - бумага).
Когда купец поджигал кредитный билет, чтобы найти закатившуюся куда-то мелкую монету, в этом жесте проявлялась не только широта русской души, но и тоска по тем «настоящим» деньгам.
У купца, поджигающего купюру, отношение к деньгам отнюдь не профанное (по Валлендорфу), а очень даже сакральное. Понятно, что с экономической точки зрения он поступает иррационально. Но в данном случае купцом руководили не экономические соображения, а, скорее, смутные ощущения, что деньги - это не только и не столько купюра (или монета), а реальная сила, способная дать власть, но и погубить человека. Кроме презрения к кредитным билетам как таковым купец демонстрировал некую степень внутренней свободы, независимость от них.
Известны и другие чудачества русских купцов, которые могли спустить огромные суммы просто по какой-то прихоти или забавы ради. Множество таких «забав» описывает Михаил Пыляев в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы». Там есть, например, история про торговца, который, откушав в ресторации, вышел на улицу и обнаружил страшную грязь - только что прошедший дождь размыл дорогу. Тогда купец достал пачку ассигнаций и приказал устлать ими путь. По этому денежному ковру он и добрался до своих лошадей. Но тот же самый персонаж проявлял чудеса экономии, обедая на две копейки в день и выгадывая каждый рубль. Когда касалось дела, он ничуть не уступал в рациональности немцу или англичанину.
Другой известный делец переодевался в нищенский наряд и в таком виде разгуливал по Петербургу. Находил забавным войти голодранцем в ювелирную лавку и требовать показать бриллианты. Ему, как правило, отказывали. И тут вдруг на глазах изумленных приказчиков он вынимал откуда-то из-под лохмотьев деньги и скупал драгоценности, стоившие целое состояние.
К началу ХХ века подобные чудачества почти совсем перевелись. По-европейски образованные отпрыски купеческих фамилий боролись с мамоной более рационально - поддерживали науку и культуру: на их деньги издавались журналы, создавались научные лаборатории, общественные библиотеки и благотворительные фонды. Но по сути их деятельность также подходит под определение - сакрализация денег.
Интересно, как один и тот же постулат - «богатство дано Богом во временное пользование» - русских купцов подвигал на щедрость, а протестантских негоциантов - на скупость.
По размаху благотворительности российским меценатам не было равных. Почти все купцы жертвовали на нужды Церкви, строили богадельни и сиротские дома.
На Западе тоже, конечно, жертвовали, но умеренно, не в таких масштабах. И здесь наиболее отчетливо проявляется особенность протестантской этики - экономия превыше всего. Пуританские ценности предписывали экономить не только деньги, но и время, и эмоции, и вообще жизненные ресурсы. Грехом считалось не накопление, а легкомысленное расходование средств.
Разница станет еще более очевидной, если сравнивать русские сказки и западные. У нас герой, как правило, отдает последнее, у них - сидя на сундуке с золотом (Пеппи Длинныйчулок) покупает бедным детям леденцы.
Понятно, почему в России не прижилась западная экономическая теория меркантилизма. Трудно представить, чтобы в Европе, где особенно пышно расцвел культ накопления, нашелся коммерсант, который в здравом рассудке и без особой необходимости позволил бы себе подпалить денежную бумажку. Эта история была в принципе невозможна нигде, кроме России. Ни в Англии, где в свое время вывоз денег из страны был строжайше запрещен (считалось, что чем больше денег в стране, тем она богаче). Ни в Европе, которая придерживалась главного постулата меркантилистов - деньги следует копить.
Идеи меркантилизма появились в России во второй половине XVIII века, но настоящего развития так и не получили. Западные экономические теории вообще всегда плохо приживались в России. Возможно, виной тому своеобразие русского предпринимателя, для которого изобилие было важнее экономии.
Поскольку русские дельцы могли, рискуя, вложить огромные средства в заведомо неприбыльное дело, со стороны они порой выглядели также иррационально, как поджигатели кредитных билетов. А в результате, вопреки всем прогнозам, дело оказывалось настолько прибыльным, что его владелец очень быстро становился миллионером.
Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы были «наиболее ценной - творческой, активной, пассионарной составляющей «духа капитализма»« (по определению Вернера Зомбарта). Деньги в данном случае служили не объектом приумножения, а средством для развития дела, которое хотелось развернуть с еще большим размахом.
Хотелось бы назвать их предпринимательской элитой, но слово «элита», которое сейчас оказалось прочно связано с деньгами, в дореволюционной России имело совсем другой смысл. Элитарное сословие формировалось как некий «рыцарский этос», в котором на первое место ставились происхождение, древность рода, а также честь, репутация. Гордились своей принадлежностью к высшему сословию, но не размерами капитала. Что было абсолютно чуждо дворянскому сословию - мерить достоинство человека его достатком.
Знатные фамилии, обеднев, не теряли своего статуса, тогда как нуворишам, которые не могли похвастаться происхождением, не часто удавалось примкнуть к элите. Тот, кто пытался роскошью завоевать место в сословной иерархии, попадал впросак. Открытая и нарочитая демонстрация своего богатства считалась крайне непристойной.
Скупость также не входила в понятие «хорошее воспитание». Морить гостей голодом было бы не менее дурным тоном, чем переборщить с пирожными. Требовалась золотая середина, найти которую удавалось лишь тем, кто с детских лет приобщался к этой умеренно-щедрой философии.
Разговоры о деньгах в обществе были не приняты, тема признавалась вульгарной, низкой, недостойной обсуждения. Тем не менее, деньги для русского дворянина значили много. Далеко не все могли себе позволить не думать о них.
О жизни русского помещика у нас сложилось устойчивое представление - сибаритство, охота, безделье, чай с вареньем на веранде. Вот только смущает гоголевский помещик Костанжогло, выбивающийся из этого ряда: «Да я и рассказать вам не могу, какое это удовольствие. И не потому, что растут деньги - деньги деньгами, - но потому, что все это дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на все».
Может быть, Гоголь хотел показать, как несвойственно русскому человеку «мелочное» предпринимательство. Русский делец азартен, широк и размашист. Даже Плюшкин в своей экономии и тот - азартен.
Трудно объяснить, скажем, немцам, над чем иронизирует Гоголь, ведь Собакевичи и Коробочки бережливы, осторожны, умеют извлекать прибыль из любой мелочи. Почему же они ему так не приглянулись? Это можно понять только исходя из нашего традиционно сакрального отношения к деньгам. Гоголь из всех символов и метафор ведь выбрал самую древнюю: деньги - это орошающее все вокруг изобилие. Разве можно копить изобилие, откладывать его на «черный день»? С точки зрения русской традиции - решительно невозможно.
В последнее время появилось огромное количество книг, семинаров, учебных программ, которые призваны исправить наше «неправильное отношение к деньгам и предпринимательству». Множество иностранных «специалистов», как в свое время при Петре, ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны. Со своей точки зрения, конечно. Им кажется, что русские до сих пор не знают, что деньги - это ресурс, с которым ни в коем случае нельзя обходиться расточительно, что планирование, ведение бюджета и бережливость - неотъемлемые части процесса накопления богатства. То есть, по большому счету нам пытаются объяснить, что такое деньги и как ими пользоваться.
Но вот что интересно. По данным Т. Дж. Стэнли, автора книги «Ваш сосед - миллионер», русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров. «Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них передается из поколения в поколение».
Оказывается, если русского предпринимателя поместить в благоприятные экономические условия, он быстро набирает обороты и ведет дело успешнее многих западных коллег. Значит, понимает, что такое деньги.
Понятно, что чужой опыт нам не подходит. И никакой Форд нам не указ. Так что же мешает нашему населению, обладающему такими способностями, разбогатеть?
Сограждане замучили философа Эпиктета традиционным «американским» вопросом: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» И он решил ответить делом. Поразмыслил и арендовал на сезон все окрестные маслобойни. В следующем году случился невероятный урожай олив, и философ разбогател в одночасье. «Мудрому человеку стать богатым нетрудно, но неинтересно», - сделал вывод Эпиктет. И больше предпринимательством не занимался.
Возможно, последнее высказывание объясняет нежелание русского народа в массе своей жить по законам рынка. Неинтересно ему как-то.
---
Источник: Топ Менеджер 


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
История успеха: от идеи до IKEA ..
История основателей самой известной поисковой системы в мире ..
Изделие № 3 – дело выгодное! ..
Изготовление именных пряжек для ремней ..
10 величайших изобретений XX века в области денег ..
Как "бомжи" зарабатывают в Интернете ..
Как грамотно заработать на сдаче квартиры? ..
Как я открывал Интернет-магазин ..
Изготовление исчезающих и появляющихся чернил ..
Как правильно «подхалтурить» ..
Как сколотить миллион, не будучи сумасшедшим? ..
Как стать успешным? Краткий обзор типовых рецептов ..
Как я создавал WEB-студию: история одного стартапа ..


Похожие документы из сходных разделов


Есть интернет - будут деньги


Я не придумываю идеи. Они сами меня находят. Они живут вокруг вас в большом количестве - их остается только выявить и зафиксировать в мозгу. А если есть компьютер и интернет – стыдно сидеть и жаловаться на низкий доход.
Я не придумываю идеи. Они сами меня находят. Они живут вокруг вас в большом количестве - их остается только выявить и зафиксировать в мозгу
Одно время я занималась написанием рефератов для студентов. Как человек ответственный, я не копировала вслепую чужие рефераты, а старалась еще и найти дополнительную информацию в интернете. Найдете подходящую информацию -

[ознакомиться полностью]

Изготовление прикольных наклеек на бутылки



Идея проста и приемлема для каждого. При этом она сулит немалые деньги при минимальных затратах. Суть ее заключается в изготовлении прикольных наклеек на бутылки водки для дней рождений, свадеб и иных торжеств.
Моя идея проста и приемлема для каждого (в особенности владельцам цифровых фотосалонов, каким я и являюсь).
При этом она сулит немалые деньги при минимальных затратах.

[ознакомиться полностью]

Этикетки и ценники домашнего производства


Суть идеи – использование цветного струйного принтера для печати цветных этикеток и ценников для магазинов и торговых точек. Особенно актуальна идея для небольших городов, где легче раскрутить такой домашний бизнес.
Можно предложить фирмам изготавливать ценники с логотипом фирмы, ценники, надевающиеся на бутылки, меню кафе, режимы работы, вывески "Открыто"-"Закрыто" и т.д. – все можно печатать на струйном принтере дома. Для ламинирования этикеток с готовой надписью можно использовать обыкновенный прозрачный скотч, для ламинирования ценников – пл

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100