Главная страница --> Ведение бизнеса

Государственная регистрация судов



Прежде всего, отметим, что согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам.

Вопросы, касающиеся регистрации судов, регулируются:

·       Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ (далее - Кодекс торгового мореплавания);

·       Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ (далее - Кодекс ВВТ).

Кодекс торгового мореплавания регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; проведения морских научных исследований, а также для иных целей, перечисленных в статье 2 Кодекса торгового мореплавания.

Статьей 3 Кодекса торгового мореплавания установлено, что его положения распространяются не только на морские суда во время их плавания, как по морским путям, так и по внутренним водным путям, но и на суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Кодекс ВВТ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации (статья 1 Кодекса ВВТ).

Положения Кодекса ВВТ распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях; суда и плавучие объекты, которые эксплуатируются на внутренних водных путях.

Понятие «судно» содержится в каждом из названных кодексов.

Согласно статье 7 Кодека торгового мореплавания под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыболовного флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

По определению, содержащемуся в статье 3 Кодекса ВВТ, судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Эта же статья содержит понятие самоходного транспортного судна – судна, осуществляющего перевозки грузов, пассажиров и багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов.

Рассмотрим основные положения порядка регистрации судов, определяемые каждым из кодексов и правилами, принятыми в соответствии с кодексами.

Регистрация судов торгового мореплавания

Согласно пункту 1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания судно подлежит регистрации в одном из следующих реестров судов Российской Федерации:

·       Государственном судовом реестре;

·       судовой книге;

·       бербоут-чартерном реестре;

·       Российском международном реестре судов.

Регистрация судна, права собственности и иных вещных прав, ограничений (обременений) прав на него в вышеназванных реестрах (за исключением бербоут-чартерного реестра судов) является единственным доказательством существования зарегистрированного права на судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию судов, согласно статье 35 Кодекса торгового мореплавания являются:

  • капитаны морских торговых портов – в отношении пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных судов, а также других судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных прогулочных судов. Отметим, что Перечень морских торговых портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №583-р.
  • органы технического надзора за судами – в отношении спортивных и прогулочных судов независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также иных судов, к которым не применяются правила, установленные пунктом 2 статьи 23 Кодекса торгового мореплавания.

Первоначальная регистрация судна должна быть осуществлена в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге в следующие сроки (статья 42 Кодекса торгового мореплавания):

  • построенного судна – в течение одного месяца со дня спуска судна на воду;
  • судна, приобретенного за пределами Российской Федерации – в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт Российской Федерации.

Повторная регистрация судна производится в тех случаях, когда судно в результате происшествия или по другой причине перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в соответствующий реестр. Повторная регистрация проводится после освидетельствования и получения свидетельства о годности судна к плаванию (статья 44 Кодекса торгового мореплавания).

Правила регистрации

Пунктом 4 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания определено, что правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыбоводства.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87 (далее - Правила №87).

Кратко рассмотрим основные моменты, касающиеся регистрации судов, установленные Правилами №87.

Датой регистрации судов является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, бербоут-чартерный реестр либо реестр строящихся судов (пункт 4 Правил №87). Ипотека судна (строящегося судна) регистрируется на день получения заявления о регистрации.

В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, другие несамоходные суда с главными двигателями мощностью не более 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, исключение составляют спортивные и прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях (пункт 14 Правил №87).

Военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре только в том случае, если они используются в коммерческих целях, в противном случае эти суда регистрации не подлежат.

Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.

Регистрирующий орган проводит регистрацию судов в следующем порядке (пункт 26 Правил №87):

  • принимает необходимые для регистрации документы. При получении документов вносится запись в книгу учета входящих документов. Если представляемые документы не соответствуют установленным требованиям, заявителю отказывается в приеме документов и по его требованию ему выдается письменный мотивированный отказ в приеме документов. Если документы регистрирующим органом принимаются, заявителю выдается расписка в получении документов с их перечнем и указанием даты представления документов.
  • проводит правовую экспертизу документов.
  • устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на судно, а также основания для отказа или приостановления регистрации (случаи, когда в регистрации может быть отказано, перечислены в пункте 48 Правил №87).
  • вносит записи в Государственный судовой реестр (при отсутствии противоречий и оснований для отказа или приостановления регистрации).
  • выдает документы, подтверждающие регистрацию.

Регистрации судна должна быть произведена в срок не свыше одного месяца со дня подачи заявления о регистрации судна. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на регистрацию.

В бербоут-чартерном реестре судов подлежат регистрации суда, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по бербоут-чартеру, при выполнении следующих условий (пункт 50 Правил №87):

  • фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приняла решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В Российском международном реестре судов подлежат регистрации суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (буксировки, ледокольной проводки, спасательных операций и иных услуг) (пункт 59 Правил №87). По заявлению собственника судна или российского фрахтователя в Российском международном реестре судов может быть зарегистрировано судно, зарегистрированное в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре.

В реестре строящихся судов регистрируются права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами (пункт 71 Правил №87).

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота мы рассматривать не будем, отметим лишь, что они утверждены Приказом Госкомрыбоводства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30 «Об утверждении правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах».

документы, необходимые для регистрации

Документы, которые необходимо представить для регистрации судна в Государственном судовом реестре, перечислены в пункте 32 Правил №87. Такими документами являются:

·       оформленная анкета судового реестра, в которой содержатся полные данные о судне и его владельце;

·       правоустанавливающие документы (договор купли-продажи или договор на постройку судна, акт приемки судна от судостроительной организации либо продавца, другие документы);

·       мерительное свидетельство;

·       пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

Перечисленные документы представляются и для регистрации судна в Российском международном реестре судов (за исключением судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, предоставленного российскому фрахтователю по бербоут-чартерному договору).

Вместе с заявлением о регистрации и всеми необходимыми документами в обязательном порядке предъявляется документ об оплате государственной пошлины.

Все документы должны быть представлены в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. После регистрации подлинники документов возвращаются правообладателю (пункт 41 Правил №87).

Документы, представляемые на регистрацию, должны быть написаны разборчиво, сокращения содержащихся в них реквизитов (наименование юридических лиц, место их нахождения, фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства) не допускается (пункт 42 Правил №87).

Обратите внимание! Регистрирующий орган не примет на регистрацию документы, в которых есть подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления. Не будут приняты на регистрацию документы, написанные карандашом, а также документы, имеющие серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документа (пункт 43 Правил №87).

Документы должны быть составлены на русском языке либо иметь перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке.

Для регистрации судна в бербоут-чартерном реестре в регистрирующий орган представляются (пункт 51 Правил №87):

  • заявление фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
  • выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано до смены флага, с указанием собственника судна;
  • согласие в письменной форме собственника судна на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  • документ, выданный компетентными органами иностранного государства, в котором судно зарегистрировано до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • оригинал и копии бербоут-чартера;
  • свидетельство о годности к плаванию;
  • мерительное свидетельство;
  • пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
  • сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
  • документ, подтверждающий, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания;
  • решение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о временном предоставлении иностранному судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, а также об определении названия этого судна;
  • анкета судового реестра, в которой содержатся все сведения о судне и его собственнике.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов производится на основании следующих документов (раздел 5 Правил №87):

·       заявления собственника судна или российского фрахтователя. В заявлении собственник может указать срок, на который регистрируется судно. Срок регистрации судна, переданного российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, не может превышать срок действия договора или срок, на который приостановлено право плавания судна под флагом иностранного государства.

·       документов, представляемых для регистрации судна в Государственном судовом реестре и в бербоут-чартерном реестре, перечень который мы привели выше.

·       документа об оплате государственной пошлины в размере, предусмотренном для первоначальной регистрации судна.

Обратите внимание, пунктом 66 Правил №87 установлено, что регистрация судов в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению, за которое также взимается государственная пошлина.

Регистрация прав на строящееся судно производится на основании (пункт 83 Правил №87):

·       заявления правообладателя или уполномоченного им лица (при наличии доверенности);

·       документов, подтверждающих факт строительства судна (договор на постройку судна, письменное подтверждение судостроительной организации о закладке киля или заключение эксперта, подтверждающее проведение равноценных строительных работ);

·       иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

документы, подтверждающие регистрацию

Пунктом 118 Правил №87 установлено, что капитан торгового порта при осуществлении регистрации судов и прав на них должен выдать следующие документы:

  • свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • свидетельство о праве собственности на судно;
  • свидетельство о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно);
  • свидетельство о регистрации ипотеки судна;
  • свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов;
  • свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра Российской Федерации (Российского международного реестра судов).

Образцы перечисленных документов приведены в Приложениях к Правилам №87.

регистрация судов внутреннего водного транспорта

Согласно пункту 1 статьи 16 Кодекса ВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (пункт 3 статьи 16 Кодекса ВВТ).

Единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, является государственная регистрация судна (пункт 5 статьи 16 Кодекса ВВТ).

Основания государственной регистрации судна и прав на него установлены статьей 18 Кодекса ВВТ. Такими основаниями являются:

«акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;

договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

свидетельство о праве на наследство;

вступившее в законную силу решение суда;

свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Органами, осуществляющими государственную регистрацию судов, согласно статье 17 Кодекса ВВТ являются:

·       государственные речные судоходные инспекции бассейнов – в отношении самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов; прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн;

·       капитаны речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитаны морских портов – в отношении судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих судоходство, связанное с выходом на морские пути.

порядок регистрации

Порядок государственной регистрации судов и прав на них установлен статьей 19 Кодекса ВВТ. Пунктом 2 статьи 19 Кодекса ВВТ установлено, что порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №144 (далее - Правила №144). С правилами регистрации судов читатели, в случае необходимости, смогут ознакомиться самостоятельно, поэтому мы остановимся лишь на самых основных моментах.

Пунктом 18 Правил №144 установлено, что государственная регистрация судов регистрирующим органом производится в следующем порядке:

  • принимаются документы, необходимые для регистрации судна, проводится регистрация этих документов. Эти действия проводятся только при наличии документа об оплате регистрации. Если документы на регистрацию принимаются, заявителю выдается расписка в получении документов с их перечнем, а также с указанием даты представления документов (пункт 27 Правил №144). При несоответствии документов установленным правилам или при недостаточности документов заявителю отказывается в приеме документов, при этом по требованию заявителя ему выдается мотивированное письменное подтверждение отказа в приеме документов (пункт 26 Правил №144).
  • проводится правовая экспертиза документов;
  • устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на судно, устанавливаются основания для отказа или приостановления государственной регистрации судна;
  • при отсутствии противоречий, названных в предыдущем абзаце, а также при отсутствии оснований для отказа или приостановления регистрации судна, вносятся записи в Государственный судовой реестр Российской Федерации, реестр арендованных иностранных судов;
  • совершаются надписи на правоустанавливающих документах, выдается свидетельство о произведенной государственной регистрации.

В отношении правовой экспертизы документов необходимо отметить следующее. В начале раздела 1.2. книги мы отметили, что суда внутреннего плавания относятся к объектам недвижимости. В связи с этим обратимся к Методическим рекомендациям по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 1 июля 2002 года №184. В пункте 32 названных Методических рекомендаций сказано, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Помимо проверки юридической силы правоустанавливающих документов регистрирующим органам рекомендуется проводить проверку действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в тои числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Государственная регистрация должна быть произведена в срок не свыше одного месяца со дня подачи заявления (пункт 20 Правил №144). Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на регистрацию. При наличии обстоятельств, перечисленных в пунктах 35 и 36 Правил №144 срок регистрации может быть продлен.

Необходимо отметить, что в государственной регистрации судна в соответствии с пунктом 37 Правил №144 может быть отказано в следующих случаях:

  • право на судно, на государственную регистрацию которого поданы документы, не является правом, подлежащим государственной регистрации;
  • заявление о государственной регистрации подало ненадлежащее лицо;
  • формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

документы, необходимые для регистрации

Для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации к заявлению согласно пункту 40 Правил №144 должны прилагаться следующие документы:

·       правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие;

·       мерительное свидетельство – для судов смешанного (река-море) плавания;

·       свидетельство о годности к плаванию;

·       классификационное свидетельство.

Государственная регистрация прав на строящееся судно и сделок с ним также производится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие факт строительства судна (пункт 109 Правил №144). Такими документами, в частности, являются:

·       договор на постройку судна;

·       письменное подтверждение строительной организации о закладке киля или заключения эксперта, подтверждающего проведение равноценных строительных работ.

Представляемые на государственную регистрацию документы должны быть составлены на русском языке. Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть в установленном порядке легализованы, а также иметь перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке. В необходимых случаях при регистрации принимаются заверенные копии документов, в отношении которых выполнены все указанные требования (пункт 30 Правил №144).

Все необходимые для государственной регистрации документы должны быть представлены не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, который после государственной регистрации возвращается правообладателю (пункт 33 Правил №144).

Документы, представляемые на государственную регистрацию судна, должны быть написаны разборчиво, сокращений содержащихся в них реквизитов не допускается.

Обратите внимание!

Регистрирующий орган не примет на государственную регистрацию документы, в которых имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова или неоговоренные исправления. Не будут приняты и документы, содержащие серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документов (пункт 32 Правил №144).

Итак, мы определили, что регистрирующий орган может отказать в приеме документов, если они составлены не надлежащим образом или не соответствуют установленным правилам, что подтверждается и судебной практикой.

Обратимся к Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2006 года №Ф04-4226/2006(24288-А45-24) по делу №А45-15341/05-46/549. Из материалов дела следует, что организация обратилась в Государственную речную судоходную инспекцию с заявлением о регистрации права на судно. В качестве договора купли-продажи судна было представлено письмо. Инспекция отказала организации в приеме документов на регистрацию, мотивировав это тем, что письмо, представленное в качестве договора купли-продажи судна не соответствует форме, предъявляемой законом к правоустанавливающим документам. Суд, сославшись на пункт 2 статьи 434 ГК РФ и статью 550 ГК РФ, пришел к выводу о том, что представленное письмо не может являться доказательством заключения сделки купли-продажи судна, следовательно, и правовым основанием для регистрации права собственности на него.

документы, подтверждающие регистрацию

Пунктом 130 Правил №144 установлено, что при осуществлении государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними выдаются следующие документы:

·       Свидетельство о праве собственности на судно;

·       Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

·       Свидетельство о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно);

·       Свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра Российской Федерации.

Перечисленные свидетельства выдаются правообладателю при государственной регистрации любого вещного права на судно.

Если меняется бассейн регистрации, вносятся записи в Государственный судовой реестр Российской Федерации, ведущийся в новом бассейне, регистрационным органом вновь выдается Свидетельство о праве собственности на судно, Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (пункт 133 Правил №144).

Выданное свидетельство может быть заполнено от руки или автоматизированным способом.

При получении свидетельства следует обратить внимание на то, чтобы в нем не было исправлений, подчисток и приписок – это недопустимо. Заполненное свидетельство должно быть подписано руководителем органа государственной регистрации.

Обратите внимание, регистрирующий орган должен на оригинале правоустанавливающего документа поставить штамп регистрационной надписи на документах, который также удостоверяет проведение государственной регистрации договоров и иных сделок в отношении судна. На штампе должна стоять дата государственной регистрации и номер, под которым сделка зарегистрирована в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Если одновременно с государственной регистрацией сделки, регистрируется право на судно, возникающее на основании этой сделки, правообладателю выдается Свидетельство о государственной регистрации права на судно (строящееся судно), а в штампе на оригинале правоустанавливающего документа указывается серия и номер выданного свидетельства и дата его выдачи.

Если же государственная регистрация сделки совершена, но право собственности на судно не возникло, то свидетельство не выдается, а в штампе делается запись об этом.

В случае утраты Свидетельства о праве собственности на судно, регистрирующий орган может выдать дубликат свидетельства в порядке, предусмотренном пунктом 139 Правил №144.

ответственность при государственной регистрации судов

Статьей 51 Кодекса торгового мореплавания установлено, что лицо, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Кодекса ВВТ также предусмотрена ответственность за использование незарегистрированного судна и нарушение правил государственной регистрации судов. Согласно названной статье лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр Российской Федерации и реестр арендованных иностранных судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность установлена статьей 11.8 КоАП РФ:

«Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда».

госпошлина за регистрацию судов

Государственная регистрация судов – процедура платная.

Статьей 36 Кодекса торгового мореплавания определено, что за регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина, размер и порядок уплаты которой установлен законодательством Российской Федерации.

Статьей 16 Кодекса ВВТ определено, что за государственную регистрацию судов (в том числе стоящихся на территории Российской Федерации) и прав на них, а также за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр Российской Федерации, взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Документ о внесении платы за государственную регистрацию предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации и правоустанавливающими документами регистрирующему органу.

Уплата государственной пошлины регулируется главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Главой 25.3 установлен четкий перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, порядок, сроки и размеры ее уплаты. Пунктом 10 статьи 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.

Плательщиками государственной пошлины согласно статье 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица в случаях, когда они обращаются, в частности, за совершением юридически значимых действий.

Порядок и сроки уплаты госпошлины определены статьей 333.18 НК РФ. Госпошлина за регистрацию судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ должна быть уплачена до подачи соответствующих документов на регистрацию.

Размеры государственной пошлины установлены несколькими статьями главы 25.3 НК РФ. С момента введения с действие главы 25.3 размеры госпошлины устанавливаются либо в фиксированных суммах, либо в процентах от суммы иска, договора и так далее.

Ниже мы представим объекты взимания госпошлины и ее размеры в виде таблицы, где в графе «№ п/п» номера будут соответствовать номеру подпункта статьи НК РФ, устанавливающей соответствующие размеры государственной пошлины.

Номер подпункта статьи НК РФ

Объект взимания государственной пошлины

Размер государственной пошлины

Статья 333.33 НК РФ

50

Государственная регистрация в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре:

 

        морских судов

3 000 рублей

        судов внутреннего плавания

1 000 рублей

        судов смешанного (река - море) плавания

1 500 рублей

        прогулочных судов, в том числе парусных, пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания

500 рублей

        катеров с главными двигателями мощностью менее 55 кВт, моторных лодок с подвесными моторами мощностью свыше 10 л.с., водных мотоциклов (гидроциклов), несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн

200 рублей

        моторных лодок с подвесными моторами мощностью до 10 л.с., гребных лодок, байдарок, надувных безмоторных судов

50 рублей

51

Государственная регистрация изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, судовую книгу или бербоут-чартерный реестр:

 

        морских судов

600 рублей

        судов внутреннего плавания

200 рублей

        судов смешанного (река - море) плавания

300 рублей

        маломерных судов

50 рублей

52

Выдача свидетельства о праве собственности на:

 

        морское судно

3 000 рублей

        судно внутреннего плавания

1 000 рублей

        судно смешанного (река - море) плавания

1 500 рублей

        маломерное судно

200 рублей

53

Выдача свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации:

 

        морских судов

3 000 рублей

        судов внутреннего плавания

1 000 рублей

        судов смешанного (река - море) плавания

1 500 рублей

54

Выдача судового билета (за исключением выдачи судового билета на маломерное судно)

200 рублей

Выдача судового билета на маломерное судно

50 рублей

83

Регистрация судов в Российском международном реестре судов:

 

        при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3 000 единиц валовой вместимости включительно

26 000 рублей + 4,7 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 3 000 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно

27 000 рублей + 4,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 8 000 единиц валовой вместимости до 20 000 единиц валовой вместимости включительно

48 000 рублей + 2,5 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости

68 000 рублей + 1,6 рубля за каждую единицу валовой вместимости

84

Ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов:

 

        при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно

7 000 рублей + 11,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 8 000 единиц валовой вместимости до 20 000 единиц валовой вместимости включительно

52 000 рублей + 7,1 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц валовой вместимости до 45 000 единиц валовой вместимости включительно

102 000 рублей + 4,6 рубля за каждую единицу валовой вместимости

        при валовой вместимости судна свыше 45 000 единиц валовой вместимости

130 000 рублей + 4,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости

Пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ установлено, что госпошлина уплачивается в наличной или в безналичной форме.

В соответствии с «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном Центральным Банком Российской Федерации 3 октября 2002 года №2-П перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней может быть произведено платежным поручением, которое составляется на бланке формы 0401060.

Факт уплаты в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В связи с этим в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» говорится о том, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

·       в поле «Списано со счета плательщика» - дата списания денежных средств со счета плательщика, при частичной оплате - дата последнего платежа»;

·       в поле «Отметки банка» - штамп банка и подпись ответственного лица исполнителя.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, которую выдает должностное лицо или касса органа, которому производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В настоящее время для уплаты плательщиками – физическими лицами госпошлины применяются бланки платежных документов, введенные совместным Письмом МНС Российской Федерации №ФС-8-1-/1199 и Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года «О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками – физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма №ПД (налог) и форма №ПД-4сб (налог)».

При заполнении платежных документов на уплату госпошлины плательщикам следует уделять внимание правильности внесения информации в те или иные реквизиты форм. В Письме ФНС Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №04-4-09/1273@ «О государственной пошлине» плательщикам государственной пошлины рекомендовано при заполнении платежного поручения особое внимание обратить на недопустимость указания кода администратора государственной пошлины со значением «000». Помимо этого следует обращать внимание на обязательное указание в полях «ИНН» и «КПП» получателя значения ИНН и КПП территориального органа администратора государственной пошлины и кода ОКАТО муниципального образования.

Коды бюджетной классификации для уплаты государственной пошлины установлены Федеральным законом от 15 августа 1996 года №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В Приложении 11.1 к названному закону указаны главные распорядители средств федерального бюджета - администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации. Соответствующие данные, касающиеся регистрации судов и прав на них, представлены в таблице:

Вид платежа

Администратор поступлений

Код бюджетной классификации

Государственная пошлина за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания и другие юридически значимые действия

Федеральное Агентство по рыболовству

080 1 08 07070 01 0000 110

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

177 1 08 07070 01 0000 110

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

106 1 08 07070 01 0000 110


Более подробно с вопросами, касающимися уплаты государственной пошлины, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО « BKR - ИНТЕРКОМ – АУДИТ» «Государственная пошлина».

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта , Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Транспорт водный».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента (малый бизнес) ..
Оформление трудовых отношений с работниками медицинских учреждений ..
Тарифный оклад (ставка) по разрядам оплаты труда работников медицинских учреждений ..
Аренда водных транспортных средств ..
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета ..
Финансирование мероприятий по улучшению условий труда ..
Порядок формирования туристского продукта. Калькулирование себестоимости туристского продукта ..
Некоторые обязанности плательщиков ЕНВД ..
Совместительство. Особенности трудовых отношений ..
Трудовой договор с временными работниками как разновидность срочного трудового договора ..
Бюджетные учреждения. Транспортный налог ..
Показатели для анализа годовой отчётности предприятия ..
Определение среднего заработка в организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени ..


Похожие документы из сходных разделов


Компенсация лицам, работающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях


Согласно статье 313 ТК РФ государственные компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами.

Дополнительные компенсации работникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться согласно статье 313 ТК РФ законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответ

[ознакомиться полностью]

Бухгалтерский учет предмета лизинга на балансе лизингополучателя


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА НА БАЛАНСЕ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

     При передаче предмета лизинга лизингополучателю и принятии еголизингополучателем к бухгалтерскому учету право собственности нализинговое имущество к лизингополучателю не переходит (п. 1 ст. 11 Законао лизинге).
     В соответствии с п. 8 Указаний в случае, если по условиям договорализинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, тостоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю,отражается по дебету

[ознакомиться полностью]

Объект налогообложения по ЕСН


Объект налогообложения по ЕСН установлен статьей 236 НК РФ (Приложение №4) в зависимости от категории налогоплательщиков.

Объектом налогообложения по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц, в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ (Приложение №4) являются выплаты и иные вознаграждения, состоящие из следующих видов выплат:

1) по трудовым договорам;

2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

3) по авторским договорам.

Исключение состав

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100