Главная страница --> Ведение бизнеса

Объект налогообложения и налоговая база по земельному налогу



Статья 389. Объект налогообложения

«1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда».

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Таким образом, объектом налогообложения земельным налогом являются любые земельные участки, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), части земельных участков, представленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Такими участками являются земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения оборотоспособности земельных участков регламентировано статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Анализируя положения указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 389 НК РФ можно отметить, что не являются объектами налогообложения по налогу не все земельные участки, изъятые из оборота (пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), и земли, ограниченные в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), а только:

- занятые особо ценными объектами культуры Российской Федерации, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологии;

- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности и таможенных нужд страны;

- в пределах лесного фонда;

- занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами).

Обратите внимание!

Перечисленные земельные участки не являются объектом налогообложения только в том случае, если на них расположены объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Доказательством такой точки зрения может служить Письмо ФНС Российской Федерации от 20 января 2005 года №21-4-04/32@ «О земельном налоге».

СТАТЬЯ 390. Налоговая база

«1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации».

В Федеральном законе от 2 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Закон №28-ФЗ) используются следующие основные понятия:

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 5 Закона №28-ФЗ деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

·       единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

·       непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

·       открытость сведений государственного земельного кадастра;

·       сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ:

«Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения».

По земельному налогу налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земли. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Любой участок земли имеет реальную цену, которая в первую очередь напрямую зависит от его качества и месторасположения. Чем земля плодороднее, тем выше ее стоимость. В центре города земля дороже, на окраине дешевле.

Организации и граждане намеревающиеся приобрести земельный участок должны владеть информацией о его стоимости. Поэтому за каждым земельным участком закреплен свой кадастровый номер, и при оформлении любой сделки этот номер фиксируется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости»).

Налоговая база по земельному налогу определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам. Основанием для определения такой площади служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае придется обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации, где указано, что для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). В статье 25 Закона №1738-1, под нормативной ценой земли понимается показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» (далее - Постановление Правительства №319), определено, что нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В соответствии с Постановлением Правительства №319 нормативная цена земли применяется при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

СТАТЬЯ 391. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

«1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года №3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю».

Порядок определения налоговой базы установлен в статье 391 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении всех долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены разные налоговые ставки (пункт 2 статьи 391 НК РФ).

Налоговая база налогоплательщика – организации в отношении земельного участка принадлежащего ему на праве собственности определяется им самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.

Налоговая база налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в отношении земельного участка принадлежащего ему на праве собственности и используемого им в предпринимательской деятельности определяется самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра (пункт 3 статьи 391 НК РФ).

Обратите внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов налогообложения определяют налоговую базу самостоятельно, а в отношении физических лиц такая обязанность закреплена за налоговыми органами.

Обязанность по учету плательщиков земельного налога и контролю за правильностью начисления и уплаты возложена на налоговые органы.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, который является физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений представленных органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Пунктом 5 статьи 391 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы в отношении земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщиков на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для которых налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

Анализируя пункт 5 статьи 391 НК РФ можно считать, что категории налогоплательщиков, предусмотренные в этом пункте, пользуются налоговой льготой. Ведь уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей ведет к уменьшению размера уплачиваемого налога. Напомним, что понятие «льготы» установлено статьей 56 НК РФ, согласно которой:

«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Обратите внимание!

Порядок, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей, предусмотренный пунктом 5 статьи 391 НК РФ распространяется на следующие категории налогоплательщиков - физических лиц, а именно:

- на ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий на основании Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»;

- на физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (уменьшение налоговой базы производится на основании удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других документов, выданных уполномоченными органами);

- на физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Обратите внимание!

Уменьшение налоговой базы земельного налога на не облагаемую земельным налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком земельного налога в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Пунктом 7 статьи 391 НК РФ установлено, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Таким образом, если кадастровая стоимость земельного участка находящегося в собственности у категории лиц приведенных в пункте 5 статьи 391 НК РФ окажется меньше 10 000 рублей, то сумма разницы налога возврату не подлежит, а налоговая база считается равной нулю.

СТАТЬЯ 392. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ

«1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость».

Данная статья НК РФ определяет особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - отдельно - в долевой и совместной собственности. В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Разница между долевой и совместной собственностью состоит в том, что во втором случае размер долей при установлении права собственности не определяется.

Если земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находятся в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, то земельный налог следует исчислять отдельно по каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.

Если земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находятся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, то земельный налог следует начислять каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.

При приобретении недвижимости, к организации или физическому лицу переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью. В таком случае налоговая база в отношении данного земельного участка определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями недвижимости выступают несколько организаций и физических лиц, то налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Переход на упрощенную систему налогообложения ..
Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения ..
Порядок получения квалификационных категорий в медицине ..
Особенности заключения и прекращения трудового договора с совместителями ..
Амортизация основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях ..
Бюджетные учреждения. Единый налог на вмененный доход ..
Упрощенная система налогообложения при осуществлении туристскойдеятельности ..
Возникновения обязанностей налогового агента в организациях водного транспорта ..
Отчетность плательщика ЕНВД ..
Поступление на военную службу по контракту ..
Бюджетные учреждения. Налог на доходы физических лиц ..
Налогообложение бюджетных учреждений. Единый социальный налог ..
Бухгалтерский учет операций по передаче объектов основных средств в качестве вклада в уставный капит ..


Похожие документы из сходных разделов


Государственная регистрация судов


Прежде всего, отметим, что согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам.

Вопросы, касающиеся регистрации судов, регулируются:

·       Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ (далее - Кодекс торгового мореплавания);

·       Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ (далее - Кодекс ВВТ).

Кодекс торгового мореплавания регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под то

[ознакомиться полностью]

Компенсация лицам, работающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях


Согласно статье 313 ТК РФ государственные компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами.

Дополнительные компенсации работникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться согласно статье 313 ТК РФ законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответ

[ознакомиться полностью]

Бухгалтерский учет предмета лизинга на балансе лизингополучателя


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА НА БАЛАНСЕ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

     При передаче предмета лизинга лизингополучателю и принятии еголизингополучателем к бухгалтерскому учету право собственности нализинговое имущество к лизингополучателю не переходит (п. 1 ст. 11 Законао лизинге).
     В соответствии с п. 8 Указаний в случае, если по условиям договорализинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, тостоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю,отражается по дебету

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100