Главная страница --> Ведение бизнеса

Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета



Департамент методологии, стандартизации и управления
качеством аудиторско-консалтинговой
фирмы "ЦБА"

     В этой статье дан сравнительный анализ основных принципов подготовкиотчетности по МСФО и российским правилам бухгалтерского учета. Онпроведен в отношении порядка составления и представления отчетности,основополагающих допущений и сопоставления основных качественныххарактеристик информации, раскрываемой в отчетности. Приведенный нижесравнительный анализ основных принципов и положений подготовки исоставления финансовой отчетности в соответствии с Международнымистандартами финансовой отчетности (МСФО) и нормативных актов российскойсистемы бухгалтерского учета (РСБУ) осуществлен по несколькимнаправлениям: порядку составления и представления финансовой отчетности,основополагающим допущениям и основным качественным характеристикаминформации, раскрываемой в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности

     В РСБУ бухгалтерская отчетность - это единая система данных обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еехозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерскогоучета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетностьорганизации").
     Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собойструктурированное представление финансового положения и операций,осуществленных компанией (п. 7 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовойотчетности" (Presentation of Financial Statements); далее - МСФО 1).
     Как следует из сравнения определений, которые дают РСБУ и МСФОпонятию "финансовая (бухгалтерская) отчетность", международные стандартыне содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к даннымбухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактовхозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составленияотчетности.
     Кроме того, МСФО, в отличие от определения отчетности РСБУ, неуказывают на наличие установленных форм отчетности.

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности

     Согласно документам российской системы нормативного регулированиябухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представлениео финансовом положении организации, финансовых результатах еедеятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).
     В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения являетсяпредставление информации о финансовом положении, финансовых результатахдеятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкогокруга пользователей при принятии экономических решений. Финансоваяотчетность также показывает результаты управления ресурсами, довереннымируководству компании (п. 7 МСФО 1).
     При формулировании цели составления финансовой отчетности МСФОделают акцент на удовлетворении информационных потребностей широкогокруга пользователей для принятия экономических решений. При этом согласноМСФО к пользователям отчетности относятся реальные и потенциальныеинвесторы, работники, кредиторы (займодавцы), поставщики и иные торговыекредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.
     Однако информационные потребности всех пользователей не могут бытьудовлетворены в равной мере, поэтому необходимо выделить теинформационные потребности, которые будут являться общими для всехпользователей финансовой отчетности. При этом, поскольку согласноПринципам подготовки и составления финансовой отчетности (далее -Принципы) МСФО инвесторы являются поставщиками капитала для компании,предоставление информации, удовлетворяющей их потребности, также будетудовлетворять большинство потребностей других пользователей финансовойотчетности.
     Таким образом, МСФО устанавливают приоритет потребностей инвесторовперед другими группами пользователей финансовой отчетности и одновременноисходят из предположения о том, что информация о финансовом положенииорганизации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовомположении необходима широкому кругу пользователей и способнаудовлетворить их потребности должным образом.
     Цель бухгалтерской отчетности, сформулированная в РСБУ, в целомсовпадает с формулировкой цели в МСФО. Однако российская практикасложилась таким образом, что в большинстве случаев отчетностьсоставляется не в целях удовлетворения интересов широкого кругапользователей в информации, необходимой им для принятия экономическихрешений, а для формального исполнения требований законодательства в частипорядка составления и представления отчетности. И несколько"обезличенное" определение финансовой (бухгалтерской) отчетности, данноев нормативных документах, полностью оправдывает такую практику.
     Еще одно отличие в целях составления отчетности в МСФО и РСБУ прямоне следует из приведенных определений, но существование егоподтверждается результатами анализа большинства МСФО.
     Если для российских пользователей отчетности наибольший интереспредставляет информация о финансовых результатах деятельности компании,то конкретное содержание международных стандартов, с нашей точки зрения,в большей степени направлено на формирование достоверной информации офинансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах.Свидетельством тому являются и жесткие требования, предъявляемые кпроцедурам признания активов, и введение требований по их оценке наосновании справедливой стоимости.

Отчетный период и отчетная дата

     В РСБУ бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год.Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарногогода включительно. Иной отчетный период установлен для вновь созданныхорганизаций (п. 2 ст. 14 Закона "О бухгалтерском учете", п. 36 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее- Положение).
     Отчетной датой считается последний календарный день отчетногопериода (п. 37 Положения, п. 12 ПБУ 4/99).
     По правилам МСФО финансовая отчетность должна представляться какминимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная датакомпании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется запериод продолжительнее или короче, чем один год, компания в дополнение кпериоду, охваченному финансовой отчетностью, должна раскрыть:
     а) причину выбора периода, отличающегося от одного года, и
     б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях иубытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств исоответствующих примечаний не в полной мере сопоставимы (п. 49 МСФО 1).
     Определения понятия "отчетная дата" МСФО не содержат, отчетная датане зафиксирована. Наряду с иными компонентами финансовой отчетностидолжна быть обозначена "отчетная дата или период, охватываемый финансовойотчетностью, в зависимости от того, что больше подходит длясоответствующего компонента финансовой отчетности" (подп. "c" п. 46 МСФО1).
     Таким образом, в отличие от российских стандартов, МСФО не фиксируютотчетную дату, а также предусматривают возможность выбора организациейотчетного периода, в том числе для промежуточной отчетности.
     Российские нормативные документы четко определяют периодичностьсоставления как промежуточной, так и годовой бухгалтерской (финансовой)отчетности, делая исключения лишь для вновь созданных организаций.

Промежуточная отчетность

     РСБУ установлено, что месячная и квартальная отчетность являетсяпромежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года(п. 3 ст. 14 Закона "О бухгалтерском учете"). Организация должнасформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней поокончании отчетного периода (п. 51 ПБУ 4/99).
     В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаютсябухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное неустановлено, в частности, учредителями (участниками) (п. 49 ПБУ 4/99).
     В МСФО промежуточный период - отчетный период, продолжительностькоторого меньше, чем полный финансовый год. Промежуточная финансоваяотчетность - это финансовая отчетность, содержащая полный пакет или наборсокращенных финансовых отчетных форм (компонентов) за промежуточныйпериод.
     МСФО 34 (МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"(Interim Financial Reporting)) устанавливает минимальный составпромежуточной финансовой отчетности (краткий бухгалтерский баланс;краткий отчет о прибылях и убытках; краткий отчет о движении денежныхсредств; краткий отчет об изменениях капитала; примечания к финансовойотчетности). Однако компания может публиковать полный пакет отчетных формв своей промежуточной финансовой отчетности, а не сокращенную отчетностьи некоторые примечания к финансовой отчетности.
     Таким образом, требования МСФО в отношении порядка представления исостава промежуточной отчетности существенно менее формализованы, чемтребования РСБУ.
     Так, непосредственно в тексте МСФО 34 сделана оговорка о том, что"настоящий Стандарт не содержит указаний на то, какие именно компаниидолжны публиковать промежуточную финансовую отчетность, с какойпериодичностью или в какой срок после окончания промежуточного периода".Эти вопросы относятся к компетенции национальных правительств,организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, фондовых бирж иорганов, устанавливающих правила бухгалтерского учета.
     Что касается состава отчетности, то МСФО 34 определяют минимальнонеобходимый состав отчетности, делая при этом оговорку о том, чтоорганизация по своему усмотрению может представлять полный пакетотчетности.
     РСБУ четко определяют периодичность составления промежуточнойотчетности, не акцентируя внимание на том, какие организации обязанысоставлять и представлять такую отчетность. Таким образом, такаяотчетность должна составляться всеми организациями.
     РСБУ регламентируют и состав промежуточной отчетности, включая в неебухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

ДОПУЩЕНИЯ

     И МСФО, и РСБУ формулируют основные допущения, которые организацияобязана учитывать при составлении финансовой отчетности и определенииосновных аспектов учетной политики.

Допущение имущественной обособленности

     Российский подход состоит в том, что активы и обязательстваорганизации существуют обособленно от активов и обязательствсобственников этой организации и активов и обязательств другихорганизаций (п. 6 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").
     В МСФО допущение имущественной обособленности прямо не определено,но в Принципах подготовки и составления финансовой отчетностисформулировано допущение единой экономической (хозяйствующей) единицы,предполагающее для целей составления финансовой отчетности наличиесамостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено(которая отделена) от своих владельцев и других экономических субъектов,что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том, что в нейраскрыты финансовые показатели соответствующей экономической единицы,обособленные от финансовых показателей других экономических единиц.
     Очевидно, что требование международных стандартов в отношенииобособления экономических единиц выражено в существенно менеекатегоричной форме, что, по нашему мнению, в первую очередь связано стем, что международные стандарты уходят от юридического основанияпризнания активов.
     Действительно, обратившись к определению термина "активы",изложенному в Принципах, убедимся, что одним из оснований для признанияактива является наличие у организации "контроля" над соответствующимактивом, а не формальных юридических прав на владение и распоряжение им.
     Что касается принципа имущественной обособленности, изложенного вРСБУ, то он базируется на ст. 48 ГК РФ, которая определяет юридическоелицо как организацию, "которая имеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает посвоим обязательствам этим имуществом".
     В ПБУ 1/98 наряду с допущением имущественной обособленностисформулировано требование приоритета содержания перед формой, котороедолжна обеспечивать учетная политика организации.
     При детальном анализе норм отдельных документов системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета можно увидеть, что в ряде случаевдопущение имущественной обособленности вступает в противоречие стребованием приоритета содержания перед юридической формой. Еслипоследнее требование сформулировано на уровне приказа Минфина России, тотребование имущественной обособленности подчеркнуто в п. 2 ст. 8 Закона"О бухгалтерском учете". Это ставит под сомнение саму возможностьприменения для признания активов в бухгалтерской отчетности организациииного критерия, чем юридически обоснованное право собственности(владения, распоряжения), и в более глобальном смысле существенноосложняет сам переход на МСФО. Допущение непрерывности деятельности ипоследовательности применения учетной политики
     Согласно российским подходам при формировании учетной политикиорганизация должна исходить из предположений о том, что:
     она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нееотсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенногосокращения деятельности, а следовательно, обязательства будут погашатьсяв установленном порядке (п. 6 ПБУ 1/98);
     принятая ею учетная политика применяется последовательно от одногоотчетного года к другому (п. 6 ПБУ 1/98).
     Принципами подготовки и составления финансовой отчетности МСФОсформулированы допущения о том, что организация будет продолжать своюдеятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения инеобходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23Принципов) и она выбирает и применяет учетную политику последовательнодля одинаковых операций, прочих событий и условий (п. 13 МСФО 8 (МСФО(IAS) 8 "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках иошибки" (Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates andErrors))).
     Итак, в отношении рассмотренных допущений требования МСФО и РСБУ восновном схожи. Поэтому в рамках настоящей статьи мы не будем болееподробно останавливаться на отдельных терминологических и техническихнюансах практической реализации указанных допущений.

Допущение временной определенности фактовхозяйственной деятельности

     В РСБУ факты хозяйственной деятельности организации относятся к томуотчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этимифактами (п. 6 ПБУ 1/98).
     В отношении момента признания выручки от реализации продукции(работ, услуг) до 1995 г. было исключение: выручка могла признаватьсялибо по оплате, либо по отгрузке в зависимости от принятой организациейучетной политики. Начиная с 1995 г. допущение временной определенностифактов хозяйственной деятельности распространяется на все виды операций,доходов и расходов.
     Момент возникновения дохода или расхода определяется содержаниемдокумента, идентифицирующего факт хозяйственной деятельности, ивыполнением условий их признания, предусмотренных ПБУ 9/99 "Доходыорганизации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
     ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 внесли некоторые новые моменты в порядокприменения допущения временной определенности фактов хозяйственнойдеятельности, устанавливая критерии признания доходов и расходов вбухгалтерском учете.
     Так, согласно подп. "в" п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается вбухгалтерском учете в том числе при условии, что "имеется уверенность втом, что в результате конкретной операции произойдет увеличениеэкономических выгод организации. Уверенность в том, что в результатеконкретной операции произойдет увеличение экономических выгодорганизации, имеется в случае, когда организация получила в оплату активлибо отсутствует неопределенность в отношении получения актива...".
     Аналогичная норма в отношении признания расходов изложена в п. 16ПБУ 10/99: расходы признаются в том числе при условии, что "имеетсяуверенность в том, что в результате конкретной операции произойдетуменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что врезультате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгодорганизации, имеется в случае, когда организация передала актив либоотсутствует неопределенность в отношении передачи актива".
     Согласно МСФО результаты операций и прочих событий признаются пофакту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или ихэквиваленты получены или выплачены), т.е. по принципу начисления. Ониотражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетностьпериодов, к которым относятся (п. 22 Принципов).
     Обращаем внимание на то, что формулировка "допущение временнойопределенности фактов хозяйственной деятельности" использована только вРСБУ.
     МСФО в качестве основополагающего устанавливают допущение о методеначисления. При этом МСФО определяют и ряд исключений из указанногодопущения.
     Помимо очевидного исключения в отношении представления информации одвижении денежных средств п. 26 МСФО 1 устанавливает, что при примененииправил учета по методу начисления статьи признаются как активы,обязательства, капитал, доходы и расходы, только если они удовлетворяютопределениям и критериям признания для этих элементов, изложенным вПринципах.
     Кроме того, п. 18 МСФО 18 (МСФО (IAS) 18 "Выручка" (Revenue))установлено: "Выручка признается только тогда, когда существуетвероятность того, что компания получит экономические выгоды, связанные сосделкой. В некоторых случаях такая вероятность может отсутствовать до техпор, пока не получено встречное предоставление или неопределенность неустранена".
     Таким образом, несмотря на то что метод начисления указан в МСФО вкачестве основополагающего допущения, он должен применяться с учетом иныхтребований международных стандартов.
     При сопоставлении норм РСБУ и МСФО в отношении рассматриваемогодопущения можно сделать вывод о том, что в российских нормативных актахпредпринята не совсем удачная попытка учесть некоторые требованиямеждународных стандартов.
     Дело в том, что российские нормативные акты устанавливают временнуюопределенность фактов хозяйственной деятельности и порядок признанияфактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
     Согласно МСФО факт признания понимается как признание в финансовойотчетности: "Признание - это процесс включения в баланс или отчет оприбылях и убытках объекта, который подходит под определение одного изэлементов и отвечает условию признания..." (п. 82 Принципов).
     Российская практика сложилась таким образом, что вышеизложенныйподход применяется не в полной мере, поскольку согласно нормативнымдокументам бухгалтерский учет должен вестись на основании первичныхучетных документов.
     Согласно п. 1. ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" всехозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформлятьсяоправдательными документами. Эти документы служат первичными учетнымидокументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Поэтомумногие затраты, относящиеся к данному отчетному периоду, в случаеотсутствия первичных документов в бухгалтерском учете не признаются.
     Большое значение имеют также традиции, сложившиеся вадминистративной системе управления, и неготовность учетных работников кпринятию самостоятельных решений.
     Между тем так называемые переходящие затраты могут существенноповлиять на качество отчетности.
     Для иллюстрации рассмотрим такой пример.

     ПРИМЕР.
     Счет за оказываемые услуги за период с октября по март включительнобудет выставлен только в апреле.
     При этом согласно МСФО половина суммы счета должна быть учтена вотчетности за год, оканчивающийся 31 декабря. Оценка может осуществлятьсяна основании условий договора, по сумме аналогичных счетов за прошедшиепериоды, по показаниям счетчиков потребления определенного ресурса -электроэнергии, воды, пара и пр.
     Российская же организация, как правило, учтет соответствующиезатраты лишь в апреле, когда получен счет, либо в марте, если счет будетполучен до составления промежуточной отчетности.
     Таким образом, расходы в отчете о прибылях и убытках российскойорганизации за прошедший год будут занижены, а расходы, отраженные вследующем отчетном периоде, напротив, завышены.
     Следовательно, неправильное применение метода начисления неизбежноприводит к искажению величины финансового результата, отражаемого вотчетности.
     Существенное различие в подходах МСФО и РСБУ к допущению временнойопределенности фактов хозяйственной деятельности выражается также в том,что, в отличие от РСБУ, МСФО требуют отражения прибылей и убытков прошлыхлет, выявленных в отчетном году, в качестве ретроспективной корректировкинераспределенной прибыли.
     Так, в п. 100 МСФО 1 определено: "... Международный стандарт IAS 8также требует, где это практически выполнимо, ретроспективного проведенияопераций пересчета для исправления ошибок. Ретроспективные операциипересчета и корректировки производятся по отношению к сальдонераспределенной прибыли, за исключением случаев, когда каким-либостандартом или толкованием требуется проведение ретроспективнойкорректировки иного компонента собственного капитала...".

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

     А теперь рассмотрим основные качественные характеристики информации,раскрываемой в финансовой отчетности.
     Для удобства сравнения приводим таблицу, в которой каждому изтребований, изложенных в п. 7 ПБУ 1/98, подобран аналог - требование всоответствии с положениями МСФО. Комментарии в целях повышения ихинформативности построены по противоположному принципу - в соответствиисо структурой МСФО.

Характеристика
информации 
Согласно РСБУ
 
Согласно МСФО
 
Требование
полноты

 
Полнота отражения в бухгалтерском учете
всех факторов хозяйственной деятельности
(п. 7 ПБУ 1/98)
 
Информация в финансовой отчетности
должна быть полной с учетом
существенности и затрат на ее создание
(п. 38 Принципов) 
Требование
своевремен-
ности
 
Своевременное отражение фактов
хозяйственной деятельности в
бухгалтерском учете и бухгалтерской
отчетности (п. 7 ПБУ 1/98) 
Своевременное отражение информации в
отчетности с учетом соблюдения баланса
между уместностью и надежностью
информации (п. 43 Принципов) 
Требование
осмотритель-
ности

 
Большая готовность к признанию
в бухгалтерском учете расходов и
обязательств, чем возможных доходов
и активов, не допуская создания скрытых
резервов (п. 7 ПБУ 1/98) 
Требование осмотрительности изложено в
п. 37 Принципов


 
Требование
приоритета
содержания
перед формой

 
Отражение в бухгалтерском учете факторов
хозяйственной деятельности исходя не
столько из их правовой формы, сколько из
экономического содержания фактов и
условий хозяйствования (п. 7 ПБУ 1/98)
 
Операции и другие события должны
учитываться и представляться в
соответствии с их сущностью и
экономической реальностью, а не только в
соответствии с юридической формой
(п. 35 Принципов) 
Требование
непротиворе-
чивости

 
Тождество данных аналитического учета
оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета на последний
календарный день каждого месяца
(п. 7 ПБУ 1/98) 
Соответствующее требование МСФО
не определено


 
Требование
рациональности

 
Рациональное ведение бухгалтерского
учета исходя из условий хозяйственной
деятельности и величины организации (п. 7
ПБУ 1/98) 
Соотношение выгод от финансовой
отчетности и затрат на ее составление

 

     В МСФО согласно п. 24 Принципов качественные характеристики являютсяатрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информациюполезной для пользователей. Определены четыре основные качественныехарактеристики: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
     В соответствии с МСФО понятность информации отождествляется с еедоступностью для понимания пользователями.
     В российском законодательстве критерий понятности информации четконе определен. При формулировании основных задач бухгалтерского учета (п.3 ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете") законодатель сделал акцент наформировании "полной и достоверной информации о деятельности организации,необходимой ...пользователям...", тем самым приняв допущение о том, чтоинформация будет необходима пользователям при условии, что она импонятна.
     Согласно МСФО информация признается уместной, если она позволяетвлиять на экономические решения пользователей, помогая им оцениватьпрошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либокорректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяетсяисходя из двух критериев - существенности и своевременности.
     В российских нормативных актах данная качественная характеристика несформулирована. Ее содержание раскрывается только в Концепциибухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция;одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МинфинеРоссии, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров29.12.1997).
     Согласно п. 6.2 Концепции "информация уместна с точки зрениязаинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказываетили способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этихпользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события,подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки".
     Таким образом, подход к такой качественной характеристикеинформации, как уместность, сформулированный в Концепции, в целомсоответствует международным подходам. Однако сама Концепция не являетсянормативным актом по бухгалтерскому учету. При этом РСБУ, не определяяуместность в качестве одной из характеристик информации, раскрываемой вотчетности, достаточно четко указывают каждую из ее составляющих.
     Так, п. 7 ПБУ 1/98 сформулировано требование своевременности,которую должна обеспечивать учетная политика.
     Аналогичное определение своевременности содержится и в МСФО.
     Что касается критерия существенности, то согласно содержаниюроссийских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можнорассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и какоценочную характеристики.
     В качестве примера нормативно определенной характеристикисущественности можно рассматривать норму ПБУ 6/01 "Учет основныхсредств", согласно которой активы стоимостью в пределах лимита,установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. заединицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерскойотчетности в составе материально-производственных запасов.
     Что касается существенности как оценочной характеристики, то еепонятие дано в п. 11 ПБУ 4/99:
     "Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходахи хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетностиобособленно в случае их существенности и если без знания о нихзаинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положенияорганизации или финансовых результатов ее деятельности".
     Согласно МСФО критерий существенности раскрывается через двааспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями иотражение всех важных событий.
     Например, если организация приобрела карандаш, то его относят кресурсам компании. Всякий раз, когда карандаш используется по назначению,происходит уменьшение его стоимости, что приводит к уменьшению капиталаорганизации.
     Теоретически возможно определять ежедневное количество частичноиспользованных карандашей, находящихся в собственности организации, ипроизводить необходимые записи в бухгалтерском учете, которые показывалибы соответствующий дневной расход карандашей. Но такой подход не являетсяразумным с практической точки зрения.
     В целях отражения в бухгалтерском учете делается допущение о том,что карандаши как средства компании полностью используются в момент ихприобретения (передачи для использования). Любой другой подход обеспечилбы более точный результат, но связан с неоправданным расходом времени напроведение громоздких расчетов.
     Рассмотренный пример является иллюстрацией критерия существенностисогласно МСФО, т.е. при составлении отчетности несущественные операции непринимаются во внимание.
     С другой стороны, финансовые отчеты должны объективно отражать всесущественные факты. Например, если организация обнаружила, что большаячасть складских запасов пришла в негодность, критерий существенноститребует, чтобы этот факт был зафиксирован в финансовой отчетности. Приэтом разделение операций на существенные и несущественные являетсясубъективным, а значит, предметом профессионального суждения бухгалтера.
     Сущность такой качественной характеристики отчетности, какнадежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации:"Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектахотражает хозяйственную деятельность предприятии, а также не содержитсущественных ошибок (искажений) и необъективных оценок".
     Российскими нормативными актами требования в отношении надежностиинформации не сформулированы. Однако Концепция определяет надежность какотсутствие существенных ошибок. Кроме того, чтобы быть надежной,информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, ккоторым она фактически или предположительно относится.
     Таким образом, подход к характеристике надежности информации,сформулированный в Концепции, в целом соответствует международнымподходам.
     Что касается нормативных актов, то они затрагивают рассматриваемуюхарактеристику лишь косвенно.
     Согласно МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностьюпяти признаков: правдивое представление; преобладание сущности надюридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота.
     В российских нормативных актах такие характеристики, как полнота,осмотрительность и преобладание сущности над юридической формой,сформулированы, в частности, в п. 7 ПБУ 1/98 в качестве основныхтребований к учетной политике организации. Последнее из упомянутыхтребований мы уже рассмотрели выше, а что касается полноты иосмотрительности, то МСФО и РСБУ не имеют существенных различий вформулировании данных требований.
     Согласно МСФО надежность информации включает такую характеристику,как правдивое представление, которое в общем виде можно определить каксоответствие или согласие, с одной стороны, между фактом хозяйственнойдеятельности или событием и его квалификацией и оценкой в бухгалтерскойотчетности - с другой.
     В российских нормативных актах данная характеристика прямо неупоминается. Однако она опосредованно раскрывается через требования,предъявляемые российскими стандартами к порядку оценки активов,приобретаемых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств пооплате неденежными средствами, а также при безвозмездном полученииактивов, согласно которым выбор оценки будет являться предметомпрофессионального суждения бухгалтера, от которого напрямую будетзависеть, насколько правдиво отражена информация в бухгалтерскойотчетности.
     Качественная характеристика финансовой отчетности "надежность"включает и такое требование, как "нейтральность".
     Согласно п. 36 Принципов МСФО информация, содержащаяся в финансовойотчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Финансоваяотчетность не может быть признана нейтральной, если подбором илипредставлением информации она оказывает влияние на принятие решения илиформирование суждения с целью достижения запланированного результата.Требование нейтральности обусловлено формулировкой цели финансовойотчетности: удовлетворение потребностей неограниченного кругапользователей.
     В российском законодательстве понятие "нейтральность" информациираскрывается в п. 7 ПБУ 4/99:
     "При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна бытьобеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключеноодностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователейбухгалтерской отчетности перед другими. Информация не являетсянейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияетна решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенныхрезультатов или последствий".
     Таким образом, в целом понятие нейтральности, сформулированное вРСБУ, по смыслу близко к определению данного понятия, изложенному вПринципах МСФО.
     Основное различие в сущности принципа рациональности,сформулированного в российских нормативных документах и международныхстандартах, состоит в следующем.
     В РСБУ определяющее значение имеет рациональная организациябухгалтерского учета (как в широком смысле этого понятия, так иприменительно к организации учета отдельных хозяйственных операций), т.е.необходимость сопоставления затрат на его организацию и ведение свыгодами, получаемыми от того, что такой учет будет обеспечен.
     МСФО, являясь стандартами составления отчетности, устанавливаютданный принцип применительно к порядку формирования финансовойотчетности, что означает требование обеспечения разумного баланса междузатратами и выгодами.
     Что касается сформулированных в п. 7 ПБУ 1/98 требованийнепротиворечивости и рациональности, то их аналоги в МСФО отсутствуют,поскольку международные стандарты регламентируют порядок составления ипредставления финансовой отчетности, тогда как два указанных положенияПБУ 1/98 определяют требования к организации бухгалтерского учета.



Источник : АКДИ



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Служба судебных приставов ..
Учет нематериальных активов в бюджетных учреждениях ..
Списание кондиционеров в результате хищения ..
Отражение в учете операций, связанных с утратой товара, отгруженного в адрес покупателя ..
Порядок возмещения НДС из бюджета ..
Государственная регистрация судов ..
Объект налогообложения по ЕСН ..
Ведение раздельного учета по операциям с ценными бумагами ..
Ведение раздельного учета при одновременном применении ЕНВД и УСН Ведение раздельного учета по опера ..
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения организаций, занимающихся рыболовством ..
Организация приобретает акции ..


Похожие документы из сходных разделов


Не заполнишь - не поедешь


     Привезти товары на свой склад, обеспечить производство сырьем илидоставить готовую продукцию покупателю. Что в этом сложного? Конечно,ничего! Главное - правильно заполнить путевой лист, чтобы не было проблемс подтверждением расходов.
     Путевой лист автомобиля является основным первичным документом,который, так же как и товарно-транспортная накладная, содержит данные дляосуществления расчетов за перевозки грузов, списания ГСМ на себестоимостьи начисления заработной платы водителю.
     

[ознакомиться полностью]

Комментарий к положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02


     С 1 января 2003 г. начали применяться новые Положения побухгалтерскому учету.
     Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ19/02 - достаточно значительный по объему документ, охватывающий большойспектр вопросов, связанных с их бухгалтерским учетом. Все аспекты этогоПоложения будут подробно прокомментированы в двух номерах нашего журнала.
     В этом номере рассмотрим правила, по которым финансовые вложенияпринимаются к бухгалтерскому учету.

<

[ознакомиться полностью]

Учет расходов на маркетинговые исследования


     Маркетинговое исследование - сбор и анализ данных, позволяющихполучить информацию, необходимую для успешной разработки, производства идоведения до покупателя товаров и услуг, представляющих для негоценность. Важнейшим результатом проведения маркетинговых исследованийявляется рост объема продаж, а следовательно, и существенный рост доходовпредприятия. Обычно маркетинговые исследования заказывают стороннейорганизации, специализирующейся на оказании подобных услуг.
     В бухгалтерском учете организации расходы на марке

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100