Главная страница --> Ведение бизнеса

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение



Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Согласно пункту 1 нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Пунктом 2 установлено, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (пункт 1 статьи 83 НК РФ).

Статьей 83 НК РФ установлены сроки постановки на учет в налоговых органах.

Таким образом, положения статьи 83 НК РФ предусматривают обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на налоговый учет по каждому из предусмотренных данной статьей мест: по месту нахождения самих налогоплательщиков, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества и транспортных средств.

Ответственность за уклонение от постановки на учет предусмотрена статьей 117 НК РФ.

Арбитражная практика показывает, что при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе необходимо исходить из того, что к организации может быть применена ответственность по каждому такому нарушению, имевшему место, как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, а также соответствующего имущества.

НК РФ предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за непостановку на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. Законодатель установил не только сроки, но и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организаций и имущества, подлежащего налогообложению.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков, о составлении и ведении единого государственного реестра налогоплательщиков.

Налоговые органы, проводя в установленном порядке камеральные налоговые проверки по учету налогоплательщиков, взаимодействуют с территориальными органами Минюста России, Минфина России, Банка России, ГТК России, ФСНП России, МВД России, Госкомстата России, других министерств и ведомств, а также с внебюджетными фондами, кредитными организациями в части получения и использования в работе информации по учету налогоплательщиков.

Статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Приложение №21) обязываеторганизацию уведомлять налоговую инспекцию о смене руководителя организации. Также инспекцию нужно поставить в известность, если у руководителя изменились персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Обо всех этих данных организация должна сообщить в течение трех дней в налоговую инспекцию, в отдел регистрации и учета налогоплательщиков. В противном случае руководителю организации грозят административные санкции: предупреждение или штраф в размере 50 МРОТ - пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ (Приложение №7) (Постановление ФАС Центрального округа Российской Федерации от 19 мая 2003 года по делу №А23-345/03А-3-42) (Приложение №152).

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, смотрите статью 15.3 КоАП РФ:

«1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда».

Напомним, что сумма МРОТ применительно к штрафам составляет 100 рублей (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») (Приложение №13).

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Согласно пункту 1 ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Пунктом 2 установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

Ранее срок ведения предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе был равен трем месяцам. Обращаем внимание, что согласно статье 6.1. НК РФ месяцем признается календарный месяц. Учитывая, что месяцы в году содержат разное количество дней, налогоплательщики были в неравном положении при расчете срока, с которого наступает ответственность, предусмотренная комментируемой статьей. Изменения, устанавливающие срок, равный 90 дням, уровняли в данной ситуации всех налогоплательщиков - нарушителей.

Санкции, которые установлены статьей 117 НК РФ, находятся в прямой зависимости от величины дохода, полученного правонарушителем за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, - 10% доходов, но не менее двадцати тысяч рублей и 20% доходов в случае осуществления деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее сорока тысяч рублей. Ранее такого нижнего предела суммы штрафа не было.

Отметим, что для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ налоговым органам необходимо доказать факт ведения предпринимательской деятельности. Отсутствие такого факта говорит о признаках статьи 116 НК РФ.

Статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (пункт 39 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №130).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

Статья 118 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение сроков представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке. Указанное правонарушение влечет ответственность влечет в виде взыскания штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика в течение семи дней письменно сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов. Субъектами правонарушения являются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели.

Кроме того, законодатель предусматривает параллельное обременение банка сообщать в налоговые органы информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиком. Несоблюдение банком данной обязанности влечет ответственность в соответствии со статьей 132 НК РФ.

В соответствии со статьей 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, смотрите статью 15.4 КоАП РФ:

«Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Обратите внимание!

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, заключающегося в нарушении срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, установленного статьей 118 НК РФ, в случае, если он не был извещен банком о закрытии счета в одностороннем порядке.

Данные выводы подтверждаются сложившейся арбитражной практикой - Постановление ФАС Центрального округа от 4 октября 2004 года по делу №А14-6243/04/172/23 (Приложение №155), Постановление ФАС Поволжского округа от 1 декабря 2005 года по делу №А55-7390/04-44 (Приложение №166), Постановление ФАС Уральского округа от 11 декабря 2003 года по делу №Ф09-4180/03-АК (Приложение №182) и др.

Так, указанными судебными Постановлениями были отменены решения налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ в силу статей 108 и 109 НК РФ, по обстоятельствам, исключающим привлечение лиц к налоговой ответственности. При этом суды исходили из тех положений, что банки закрывали счета клиентов согласно условиям договоров банковского счета в одностороннем порядке и клиенты не были извещены о закрытии счетов и, соответственно, не могли сообщить в налоговые органы об их закрытии, так как не обладали соответствующей информацией.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

Согласно пункту 1 непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 комментируемой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Пунктом 2 установлено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Сроки представления налоговых деклараций определены в соответствующих главах НК РФ и других законах, которые регулируют порядок исчисления и уплаты соответствующего налога. За нарушение этих сроков организация и ее должностные лица привлекаются к налоговой и административной ответственности.

В соответствии со статьей 80 НК РФ, налоговая декларация является формой налоговой отчетности и представляется в налоговый орган каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Невыполнение налогоплательщиком требований статьи 80 НК РФ и является налоговым правонарушением.

В случае если налог исчисляется и уплачивается с зачетом ранее перечисленных авансовых платежей по нему, то штраф рассчитывается исходя из суммы, подлежащей доплате по декларации. При этом наличие переплаты по налогу на лицевом счете налогоплательщика от ответственности за просрочку сдачи налоговой декларации не освобождает. Не избежать штрафа и в том случае, если, несмотря на просрочку сдачи декларации, налог был уплачен вовремя.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 16 августа 2006 года №03-02-07/1-224 (Приложение №89) штраф подлежит оплате с полной суммы налога, указанного в налоговой декларации. В данном письме специалистами Минфина РФ рассмотрен порядок расчета штрафных санкций на примере просроченной декларации по ЕСН.

По мнению Минфина РФ, при расчете суммы штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации налоговыми органами не должны учитываться суммы, уплаченные налогоплательщиками при сдаче промежуточных расчетов по налогам.

По нашему мнению, подобная позиция противоречит нормам налогового законодательства, поскольку в статье 119 НК РФ при расчете штрафа речь идет о сумме, подлежащей доплате по налоговой декларации. Таким образом, штраф должен рассчитываться исходя из суммы налога, которую налогоплательщик должен доплатить за IV-ый квартал.

Налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ (пункт 1 статьи 115 НК РФ).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Информационном письме от 17 марта 2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняет:

«7. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогам на прибыль и на добавленную стоимость.

Ответчик добровольно штраф не уплатил, однако доводов в обоснование своей позиции в суд не представил.

Решением суда в удовлетворении требования отказано со ссылкой на отсутствие у общества по итогам соответствующего налогового периода сумм указанных налогов к уплате. По мнению суда, у налогоплательщика нет обязанности представлять «нулевую» налоговую декларацию.

Суд кассационной инстанции решение отменил и требование удовлетворил, отметив следующее.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

Глава 21 НК РФ не устанавливает каких-либо иных (специальных) правил представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Статья 289 главы 25 Кодекса (часть II), регламентирующая вопросы представления налоговой декларации по налогу на прибыль, в этой части согласуется с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 80 НК РФ.

Таким образом, ответчик, являясь плательщиком названных выше видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов».

Обязанность подать декларацию возникает в силу того, что организация или физическое лицо включается в состав налогоплательщиков по конкретному виду налога. Следовательно, налогоплательщик должен представить налоговую декларацию независимо от того, есть ли сумма налога к уплате или равна нулю. Это следует из пункта 1 статьи 80 НК РФ.

Помимо привлечения к налоговой ответственности налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам в банке налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ эта мера может быть применена в случае, если просрочка сдачи налоговой декларации достигла десяти дней.

Полная и своевременная уплата налога по декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности за ее несвоевременное представление. Этот вывод основан на том, что уплатить налог и представить налоговую декларацию - две разные обязанности. Если налогоплательщик исполнил одну из них, это не является причиной, чтобы освободить его от ответственности за неисполнение другой. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ данное нарушение можно расценить как смягчающее ответственность обстоятельство.

Штраф, установленный статьей 119 НК РФ, применяется к налогоплательщику и в том случае, если он не представил документ, являющийся обязательным приложением к налоговой декларации (например, приложение к декларации по налогу на прибыль). Поэтому, если налогоплательщик не подал в составе декларации какое-нибудь из приложений, то считается, что налоговая декларация не подана. В данном случае нельзя одновременно наказывать налогоплательщика и по статье 126 НК РФ.

Пункт 2 статьи 119 НК РФ в его конституционно-правовом истолковании, данном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года №316-О (Приложение №67), не содержит оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами.

Ответственность за непредставление налоговой декларации по НДС .

Согласно налоговому законодательству по данному налогу, в обязанности налогоплательщика входит подача налоговой декларации. Причем такая декларация должна быть заявлена в налоговый орган не позднее определенного законодательством срока. Частота представления декларации зависит от налогового периода по НДС у налогоплательщика.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц. Однако, если у налогоплательщика ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышают 2 млн. рублей, то налоговый период, для такого налогоплательщика устанавливается как квартал. Это вытекает из пункта 2 статьи 163 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики, имеющие налоговый период по НДС календарный месяц обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Декларация в налоговый орган подается даже в том случае, если за прошедший налоговый период налоговая база по НДС отсутствовала.

Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты НДС, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на добавленную стоимость».

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления налоговой декларации, смотрите статью 15.5 КоАП РФ.

При этом обратите внимание на схожесть составов правонарушений, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ:

«Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда».

А потому не следует забывать, что:

«Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ»

(пункт 2 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Согласно пункту 1 грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Пунктом 2 установлено, что те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей комментируемой статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18 января 2001 года №6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации», разъясняет:

«Так, составы правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеют четкого разграничения: в пункте 1 статьи 122 под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и «иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)» прежде всего имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т.е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена пунктами 1 и 3 статьи 120. При этом основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога. В результате лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122, одновременно может быть привлечено к ответственности и по пунктам 1 и 3 статьи 120, т.е. будет наказано дважды за одно и то же неправомерное деяние. Таким образом, содержание недостаточно разграниченных между собой составов правонарушений невозможно однозначно истолковать, что может привести к неограниченному усмотрению в процессе правоприменения, к произволу в применении санкций, закрепляющих эти составы правовых норм.

С учетом сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года правовой позиции и выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействия), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результат, неуплату налогов и сборов, что не исключает возможности их применения в отдельности на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела. Иное означало бы преодоление правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что недопустимо в силу требований статьи 6, частей второй и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Нередко ошибки в бухгалтерском учете влекут занижение налоговой базы по нескольким налогам. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 июня 2002 года по делу №А19-9958/01-40-30-Ф02-1659/02-С1 делает вывод о том, что штраф в таких случаях применяется только один раз. Штраф исчисляется от общей суммы неуплаченных налогов. При этом суд разъясняет:

«По смыслу статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации объектом правонарушения является установленный порядок учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Ответственность наступает при совершении налогоплательщиком неправомерных действий, указанных в абзаце 2 пункта 3 названной статьи. При этом объективная сторона правонарушения не связана с правильностью ведения учета по конкретным налогам».

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

отсутствие первичных документов;

отсутствие счетов — фактур;

отсутствие регистров бухгалтерского учета;

систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Под систематическим нарушением понимается нарушение, совершенное в течение календарного года два раза и более.

Налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность организаций вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых в процессе их деятельности.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено правило - «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами», так называемыми - первичными учетными документами. А в пункте 2 статьи 9 указанного Закона содержатся требования, предъявляемые к оформлению первичных учетных документов, которые составляются по установленным формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Следовательно, отсутствие первичных документов означает либо то, что их нет в наличии, либо неправильное их оформление, что делает невозможным рассмотрение их как первичных учетных документов бухгалтерского учета.

На основе принятых к учету первичных документов в целях систематизации и накопления информации составляются регистры бухгалтерского учета для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерский отчетности.

Статья 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №20) предписывает организациям хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

На лицо несоответствие аналогичной норме НК РФ, которая гласит, что налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение 4 лет (подпункта 8 пункта 1 статьи 23 НК).

Правила хранения первичных документов бухгалтерского учета и учетных регистров определяются в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года №105, которым установлен порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов в организациях (кроме учреждений банков) любых форм собственности, состоящих как на хозяйственном расчете, так и на государственном бюджете.

Обеспечение сохранности первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив относится к компетенции главный бухгалтера организации.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации.

Законодательством не предусмотрен порядок ведения раздельного учета, поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают порядок ведения учета и оформляют его приказом по организации с подписью руководителя или разрабатывают специальное положение о ведении раздельного учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ отсутствие раздельного учета в данном случае будет расцениваться как нарушение правил учета расходов и доходов и объектов налогообложения, что повлечет за собой взыскание штрафов с организаций.

Документ - «Обобщение практики рассмотрения споров, связанных с применением санкций по части первой Налогового кодекса Российской Федерации» - ФАС Волго-Вятского Округа, говоря (пункт 4) о практике применения комментируемой статьи, разъясняет:

«4. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. Невыполнение этих обязанностей влекут применение санкций, предусмотренных статьей 120 Кодекса.

Согласно названной статье грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей (пункт 1); деяния, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15000 рублей (пункт 2); деяния, предусмотренные пунктом 1 этой же статьи, если они повлекли занижение дохода, влекут взыскание штрафа в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей. При этом обстоятельства, свидетельствующие о грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, приведены подробно в самой статье.

Практика применения названной статьи показывает наличие неоднозначного подхода судов к рассмотрению этой категории споров.

Самый первый появившийся вопрос состоял в том, можно ли одновременно применять ответственность по всем трем пунктам этой статьи по итогам одной выездной налоговой проверки? Налоговые органы поступают именно таким образом.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что нельзя, и вот почему.

Критерием для разграничения ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, является период (один налоговый период либо разные налоговые периоды), в течение которого были совершены противоправные действия. В зависимости от этого и следует решать вопрос относительно привлечения к ответственности либо по пункту 1, либо по пункту 2 указанной статьи. Примечательно то, что ответственность в данном случае наступает за сам факт грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и только при отсутствии причинной связи с занижением дохода.

Если же указанные нарушения привели к занижению дохода, в этом случае налогоплательщик должен нести ответственность по пункту 3 статьи 120 Кодекса, что исключает возможность привлечения его к ответственности по пунктам 1 и 2 названной статьи.

В процессе правоприменительной практики возник вопрос о том, может ли суд произвести переквалификацию ответственности налогоплательщика относительно принятого налоговым органом решения? К примеру, налоговый орган усмотрел нарушение пункта 2 статьи 120 Кодекса, а в результате рассмотрения спора суд выявляет признаки нарушения, предусмотренного пунктом 3 этой же статьи.

Полагаем, что нельзя, ибо в силу статьи 101 Кодекса решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимает руководитель налогового органа, а не суд. Суд лишь дает правовую оценку этому решению, проверяя правильность применения налоговым органом нормы права (ответственности) с учетом конкретных обстоятельств дела.

Следует также отметить, что недопустимо одновременное применение ответственности по пункту 3 статьи 120 и статье 122 Кодекса, поскольку она является идентичной».

КоАП РФ (статья 15.11) предусмотрена ответственность должностных лиц за аналогичное правонарушение:

«Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов».

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

На основании пункта 1 неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) (пункт 3).

В случае, если занижение налоговой базы произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то применяется ответственность, предусмотренная пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, то налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ. Отметим, что налогоплательщик не может быть одновременно привлечен к ответственности по статье 120 (пункт 3) и 123 НК РФ.

Ответственность по указанной статье в соответствии со сложившейся практикой наступает в случаях выявления нарушения налогового законодательства в ходе как выездной, так и камеральной проверок.

В пункте 42 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Приложение №130) указано, что при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.

Пунктом 4 статьи 81 НК РФ установлено:

«Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога».

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с названным пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 августа 2005 года №03-02-07/1-221 (Приложение №79), Письмо Минфина Российской Федерации от 3 марта 2006 года №03-02-07/1-47) (Приложение №80).

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возникшей за предыдущий налоговый период, на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется (Письмо Минфина Российской Федерации от 29 сентября 2005 года №03-02-07/1-251) (Приложение №75).

На отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), НК РФ распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ (Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №27-0-10/99) (Приложение №112).

Следует отметить, что статья 122 НК РФ не содержит закрытого перечня способов совершения данного правонарушения, так, помимо занижения налоговой базы, упоминается иное неправильное исчисление налога, а также иные неправомерные действия.

Субъектами данного правонарушения являются физические лица и организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

При применении статьи 122 НК РФ на практике, возник вопрос: возможно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату либо несвоевременную уплату авансового платежа.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога по результатам налогового периода. НК РФ не предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по результатам отчетных периодов (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №03-02-07/1-3) (Приложение №87).

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «B KR- ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов».

О практике применения комментируемой статьи, смотрите:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2002 года по делу №Ф04/1471-401/А45-2002:

«В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Согласно пункту 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при решении вопроса о правомерности применения статьи 122 Кодекса судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в пункте 2 статьи 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса.

Подпунктом «е» пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено, что сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента, т.е. указанный сбор уплачивается за выдачу уполномоченным органом разрешения на право торговли.

При указанных обстоятельствах принятые судебные акты в части применения ответственности за неуплату сбора за право торговли подлежат отмене с признанием недействительным в указанной части решения налогового органа.

При решении вопроса о неправомерности привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сбора за право торговли за весь проверяемый период кассационная инстанция учитывает требования пункта 7 статьи 3 и пункта 3 статьи 5 данного Кодекса»;

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 сентября 2003 года №Ф03-А59/03-2/2038 разъясняет, что налоговый агент не подлежит привлечению к ответственности за неуплату сумм налога по статье 122 НК РФ, поскольку он не является налогоплательщиком. Ответственность налогового агента наступает за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в соответствии со статьей 123 НК РФ. Такой же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ (Постановление от 24 января 2006 года №10441/05) (Приложение №170).

Следует помнить, что в случае неуплаты налогов возможна и уголовная ответственность в соответствии со статьями 198, 199 УК РФ (Приложение №8). Способом совершения данного преступления должно быть непредставление налоговой декларации либо включение заведомо ложных сведений в налоговую декларацию. Квалифицирующим признаком является крупный размер, который определяется в соответствии с примечаниями к статьям 198, 199 УК РФ (Приложение №8).

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения решения о взыскании налога.

Статья 77 НК РФ устанавливает два режима ареста имущества:

при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем органа, наложившего арест;

при частичном аресте, владение, пользование и распоряжение осуществляются с разрешения и под контролем органа, наложившего арест.

В отношении арестованного имущества не допускаются:

- передача в собственность третьих лиц;

- израсходование арестованного имущества лицом, у которого оно находится на хранении;

- сокрытие арестованного имущества.

Субъектами правонарушения, которые предусмотрены статьей 125 НК РФ, являются как налогоплательщики, так и налоговые агенты.

Статья 77 НК РФ не содержит конкретного требования, в соответствии, с которым арестованное имущество в обязательном порядке должно оставаться у налогоплательщика или налогового агента. Следовательно, можно предположить, что не исключена возможность передачи арестованного имущества на хранение специально назначенному хранителю, который также будет обязан соблюдать установленный порядок владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом. В данном случае круг субъектов, которые предусмотрены статьей 125 НК РФ можно считать расширенным.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Согласно пункту 1 непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Пунктом 2 установлено, что непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ (непредставление банком справок, выписок по операциям и счетам), влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Обязанности налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора по представлению в налоговый орган документов и иных сведений, установлены НК РФ.

Налогоплательщики обязаны:

  • письменно сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (подпункт 2 пункт 2 статьи 23 НК РФ);
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) (подпункт 3 пункт 2 статьи 23 НК РФ);
  • о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения (подпункт 4 пункт 2 статьи 23 НК РФ);
  • предоставлять запрашиваемые, при проведении налоговой проверки, документы (срок предоставления 10 дней) (пункт 3 статьи 93). В данном случае, налоговый орган при истребовании документов должен указать конкретные виды требуемых документов, а также их количество и иметь непосредственное отношение к уплате или исчислению налога;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

В пункте 20 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 17 марта 2003 года №71 (Приложение №123) говорится, что санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (статья 88).

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе, истребовать у налогоплательщика документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Налоговые агенты обязаны:

  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (подпункт 2 пункт 3 статьи 24 НК РФ);
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 3 пункт 3 статьи 24 НК РФ);
  • предоставлять запрашиваемые, при проведении налоговой проверки, документы (срок предоставления 10 дней) (пункт 3 статьи 93).

Обратите внимание!

Ответственность, установленная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, применяется лишь за непредставление документов, предусмотренных самим НК РФ или иными актами законодательства о налогах и сборах.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, говоря о практике применения комментируемой статьи, разъясняет, что при применении меры ответственности к налоговым агентам суды исходят из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе(пункт 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №130). То есть, в случае, когда сведения о налогоплательщике налоговый агент с опозданием сдает в электронном файле, для определения штрафа сумма 50 рублей умножается на число налогоплательщиков.

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 126 НК РФ за непредставление истребованных налоговым органом документов в случае, если налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности не указал, какие первичные документы и в каком количестве им истребованы, в каком количестве документы не представлены (Постановление ФАС Центрального округа от 13 января 2006 года №А62-797/2005) (Приложение №158).

По вопросу, касающемуся административной ответственности граждан и должностных лиц за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, смотрите статью 15.6 КоАП РФ:

«1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда».

А потому не следует забывать, что:

«Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

(пункт 2 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» .

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с получением и продажей валютной выручки ..
Минфин смягчает требования к путевым листам ..
Учетная политика для целей налогообложения ..
Налогообложение бюджетных учреждений. Налог на добавленную стоимость ..
Порядок исчисления и уплаты налога (малый бизнес) ..
Отпуск или деньги? ..
Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены Требования по охране труда Право работника на ох ..
Прекращение службы в органах внутренних дел ..
Регистры бюджетного учета. Главная книга ..
ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль": новый подход к решению старых проблем? ..
Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях ..
Порядок получения квалификационных категорий в медицине Повышение окладов (ставок) медицинским работ ..
Определение выручки от продажи готовой продукции в бухгалтерском учете организаций, осуществляющих д ..


Похожие документы из сходных разделов


Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа


Статья 79 НК РФ устанавливает порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, пени, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 также и штрафа.

Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:

- у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;

- у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.

Обратите внимание!

В связи с принятием Федерального закона №137-ФЗ, положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взыск

[ознакомиться полностью]

Учет расчетов по платежам в бюджет


Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

-налог на добавленную стоимость,

- акцизы,

- налог на доходы физических лиц,

- единый социальный налог,

- налог на прибыль организаций,

- налог на имущество организаций,

- земельный налог,

- транспортный налог,

- налог на добычу полезных ископаемых,

- водный налог,

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

- государственная пошлина.

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым

[ознакомиться полностью]

Учет расчетов с дебиторами


Для учета расчетов с дебиторами Инструкцией №25н предусмотрено несколько счетов.

Счет 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» предназначен для учета расчетов по начисленным сумма доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам.

Этот счет открывается и ведется только администраторами поступлений в бюджет, то есть:

- органами государственной власти,

- органами местного самоуправления,

- органами управления государственным внебюджетным фондом,

- Центральным банком Российской Федерации,

- бюд

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100