Главная страница --> Ведение бизнеса

Соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности Правовое положение резидентов особой экономической зоны Необходимые медицинские осмотры



5.1. Предмет соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности

Согласно части 1 статьи 12 Закона №116-ФЗ:

«По соглашению об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется в течение срока действия соглашения осуществлять в особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность, которая предусмотрена соглашением, в том числе осуществить инвестиции в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, для осуществления промышленно-производственной деятельности на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом».

Примерная форма договора аренды земельного участка установлена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 апреля 2006 года №95 (Приложение №48). Методика расчета арендной платы утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14 июля 2006 №190 (Приложение №49). Арендная плата и иные платежи за переданный в аренду земельный участок поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Закона №116-ФЗ установлены обязанности резидента промышленно – производственной особой экономической зоны по капиталовложениям:

«2. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионов евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами. При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одного миллиона евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами, в течение года с даты заключения указанного соглашения».

В Соглашении о ведении промышленно-производственной деятельности должен быть предусмотрен срок представления резидентом в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения ее экспертизы в соответствии со статьей 17 Закона №116-ФЗ (Приложение №11).

Законодательством запрещена передача прав и обязанностей по соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности другому лицу.

Типовая форма соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10 марта 2006 года №64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности на территории особых экономических зон» (Приложение №45).

5.2. Порядок заключения соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности

Заявки лиц, намеривающихся приобрести статус резидента особой экономической зоны подаются в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Органы управления особыми экономическими зонами готовят и заключают с заявителем соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о заключении с заявителем соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Момент вступления в юридическую силу определен законодательством днем подписания соглашения.

5.2.1. Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности

Как уже было сказано, для приобретения статуса резидента, соискателю необходимо подать заявку и пакет документов.

Согласно статье 13 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) заявка должна содержать:

1) сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

2) сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

3) сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Пакет документов, прилагаемый к заявке должен содержать:

- копию свидетельства о государственной регистрации;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копию учредительных документов;

- бизнес-план, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 марта 2006 года №75 (Приложение №46);

- положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, соответствующими критериям, установленным названным Приказом.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами принимает и направляет заявителю не позднее чем через десять рабочих дней после получения заявки и соответствующих документов, одно из следующих решений:

1) о заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в десятидневный срок;

2) об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности с указанием мотивированных оснований отказа.

Отказ в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности допускается в случае:

1) непредставления лицом необходимого пакета документов;

2) отсутствия на территории особой экономической зоны свободного земельного участка, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;

3) несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено на территории особой экономической зоны;

4) несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, установленным частью 2 статьи 12 Закона №116-ФЗ;

5) несоответствия бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в судебном порядке.

5.2.2. Форма и срок действия соглашения

Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Типовая форма соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10 марта 2006 года №64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности на территории особых экономических зон» (Приложение №45).

Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны. В случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны одновременно заканчивается и срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Напомним, что особые экономические зоны создаются на срок 20 лет, без возможности продления.

5.3. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий

Резидент особой экономической зоны в срок, предусмотренный соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности (пункт 2.3.5. Типовой формы соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10 марта 2006 года №64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности на территории особых экономических зон» (Приложение №45)), представляет в органы управления особыми экономическими зонами результаты инженерных изысканий и необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, проектную документацию для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий определяется законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 17 Закона №116-ФЗ (Приложение №11).

В настоящее время градостроительная экспертиза проводится в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года №150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (Приложение №39).

Правовую основу экспертизы проектной документации также составляют: Федеральный закон от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Градостроительный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы и результатов проектных изысканий», Постановление Госстроя Российской Федерации от 29 октября 1993 года №18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации».

Органы управления особыми экономическими зонами обеспечивают проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий за счет резидента особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий не должен превышать сорока пяти дней с даты представления всех необходимых документов.

Органы управления особыми экономическими зонами обязаны обеспечить получение резидентом особой экономической зоны разрешения на строительство. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Приложение №8), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В ранее действовавшей редакции Закона №116-ФЗ (Приложение №11) предусматривалось, что по итогам проведенной экспертизы составлялось сводное экспертное заключение. С 1 января 2007 года данное требование утратило силу. Однако, законодатель оставил в качестве основания расторжения соглашения наличие отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию (часть 6 статьи 20 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)). Таким образом, представляется, что и в настоящее время результат экспертизы должен оформляться сводным экспертным заключением, подготовка которого возложена на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (пункт 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года №530 (Приложение №29)).

5.4. Изменение и прекращение соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности

5.4.1. Изменение условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности

Изменение условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности возможно только по инициативе резидента. Оснований изменения соглашения Закон №116-ФЗ (Приложение №11) не предусматривает. В связи с этим резидент вправе в любое время обратиться в органы управления особыми экономическими зонами с предложением о внесении изменений в соглашение.

В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, он представляет в органы управления особыми экономическими зонами следующие документы:

1) бизнес-план, по форме, установленной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 марта 2006 года №75 (Приложение №46);

2) положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией.

Не позднее десяти рабочих дней с даты получения документов, органы управления особыми экономическими зонами принимают и направляют резиденту особой экономической зоны одно из следующих решений:

1) об изменении условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;

2) об отказе в изменении условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Законодательством не установлен перечень оснований для отказа в изменении условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. В связи с этим представляется, что такими основаниями могут быть основания для отказа в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (часть 5 статьи 13 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

5.4.2. Прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности

Согласно статье 19 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) действие соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности прекращается:

1) по окончании срока, на который соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности было заключено. Напомним, что срок соглашения не может превышать срока оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны, таким образом, срок действия соглашения не может быть более двадцати лет;

2) в случае расторжения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (подробно смотрите 5.4.3. книги);

3) в случае прекращения предусмотренного соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности договора аренды земельного участка, за исключением случаев, когда договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка. В примерной форме договора аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны и находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 апреля 2006 года №95 (Приложение №48) указано, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора в случае:

а) использования земельного участка не по целевому назначению;

б) невнесения арендной платы более чем за 2 (два) квартала подряд;

в) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение №6) аренда земельного участка может быть также прекращена по инициативе арендодателя в случае:

- использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

- изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение №6);

- реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение №6);

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4) в случае лишения лица статуса резидента особой экономической зоны.

Согласно части 6 статьи 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны при неисполнении им предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами;

Также, лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны при двух и более существенных нарушениях им налогового и (или) таможенного законодательства по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами (часть 9 статьи 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

5) в случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны.

В соответствии со статьей 6 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

Отметим последствия прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

В случае прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности лицо утрачивает статус резидента особой экономической зоны. Такие лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны на общих основаниях, то есть вправе осуществлять деятельность как предусмотренную соглашением, так и любую другую.

Лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории особой экономической зоны, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при соблюдении условий, установленных статьей 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) (Таможенный режим особой экономической зоны). Согласно названной статье в случае утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, принадлежащие ему товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат отчуждению в пользу другого резидента особой экономической зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с даты внесения записи об утрате лицом статуса резидента особой экономической зоны в реестр резидентов особой экономической зоны. В случае не выполнения указанных требований таможенные органы распоряжаются товарами, находящимися на территории особой экономической зоны, в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.

В случае утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны в связи с истечением срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и принадлежащие лицам, являвшимся резидентами особой экономической зоны и выполнившим условия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, остаются в собственности указанного лица без уплаты таможенных пошлин и налогов. Указанные оборудование и объекты недвижимости приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

Часть 4 статьи 21 Закона №116-ФЗ устанавливает последствия прекращения соглашения вследствие нарушения его условий резидентом:

«При досрочном прекращении действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в связи с существенными нарушениями его условий резидентом особой экономической зоны лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности».

Более подробно о существенных нарушениях соглашения смотрите раздел 5.4.3. настоящей книги.

В случае прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности договор аренды государственного и (или) муниципального имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности, прекращаются.

5.4.3. Расторжение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности

Расторжение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности допускается как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон, в случае существенного нарушения другой условий соглашения либо существенного изменения обстоятельств. Расторжение соглашения по инициативе одной из сторон осуществляется в судебном порядке.

Согласно части 3 статьи 20 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности является:

1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности, проектной документации для проведения экспертизы и согласования;

2) неосуществление капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности;

3) осуществление на территории особой экономической зоны предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.

Кроме того, соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности может быть расторгнуто судом по требованию органов управления особыми экономическими зонами при наличии отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию, если в разумный срок документация не будет доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в указанном заключении, и представлена для проведения повторной экспертизы.

В последнем случае, расходы, понесенные резидентом особой экономической зоны в связи с исполнением соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, не возмещаются. Данное положение Закона №116-ФЗ (Приложение №11) говорит, о том что в остальных случаях расторжения соглашения, резидент имеет право на компенсацию своих расходов, связанных с исполнением соглашения. В тоже время законодательно этот вопрос не урегулирован, что дает основания говорить об очередном пробеле в законодательстве.

Резидент вправе расторгнуть соглашение в случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка. Такое расторжение осуществляется в судебном порядке. Помимо этого, у резидента есть право не расторгать соглашение, а, также, в судебном порядке потребовать заключения договора аренды земельного участка.

Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности может содержать и иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности и которые могут повлечь расторжение соглашения.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 





[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Показатели для анализа годовой отчётности предприятия ..
Определение среднего заработка в организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени ..
Введение в МСФО ..
Учет хозяйственных операций по списанию основных средств ввиду морального и ..
Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при различных формах реорганизации ..
Учет ценных бумаг ..
Отражение в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации ..
Налоговая база по ЕСН ..
Учетная политика бюджетного учреждения ..
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию ..
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ..
Учет расчетов по платежам в бюджет ..
Раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен порядок учета прибыли и убы ..


Похожие документы из сходных разделов


Переход с упрощенной системы налогообложения на иной режим Обязанности работника в области охраны труда


Налогоплательщики могут вернуться на иной режим налогообложения в следующих случаях.

Добровольно - это возможно только с начала следующего налогового периода. В данном случае налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем отказе от применения УСН до 15 января года, в котором осуществляется переход. Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»: «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» - форма №26.2-4.

Если по итог

[ознакомиться полностью]

Переход с упрощенной системы налогообложения на иной режим Обязанности работника в области охраны труда


Налогоплательщики могут вернуться на иной режим налогообложения в следующих случаях.

Добровольно - это возможно только с начала следующего налогового периода. В данном случае налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем отказе от применения УСН до 15 января года, в котором осуществляется переход. Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»: «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» - форма №26.2-4.

Если по итог

[ознакомиться полностью]

Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям)


Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) установлен статьей 333.7 НК РФ. В пункт 1 статьи 333.7 НК РФ внесены поправки Федеральным законом от 27 июля 2006 года №144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы».<

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100