Главная страница --> Ведение бизнеса

Бухгалтерский учет и налогообложение выручки от реализации услуг электрической связи льготным категориям потребителей



     Прежде всего, в целях как бухгалтерского, так и налогового учета необходимо определить, к какому виду дохода выручке или прочим доходам следует отнести доходы организаций связи, причитающиеся им от бюджета за оказание услуг льготным категориям потребителей:
     - в ст.ЗО закона "О связи" говорится о возмещении организациям связи при предоставлении услуг льготным категориям потребителей не просто "затрат" или "убытков", а "недополученных доходов";
     - в ежегодных Федеральных законах о Федеральном бюджете утверждается объем средств, направляемых "на реализацию федеральных полномочий" по установленным законодательством льготам, в том числе "оплату" установки квартирных телефонов и абонентской платы за пользование ими, на "обеспечение" льгот и компенсаций или "оплату" отдельных льгот (см., например, ст.47 и Приложение 1 к Федеральному закону от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2001 год"). Наряду с этим имеются формулировки о "покрытии убытков" (ст-82) и о "дотациях" (ст.9, 13, 37), но с проблемой льгот они никак не связаны;
     - аналогично в Федеральном законе от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" выделяются расходы на "оплату" установки и пользования телефоном ветеранам и инвалидам и "оплата" услуг связи (льгота телефон) (Приложение 5, 6). О дотациях же на услуги, оказываемые населению в субъектах Российской Федерации, говорится только применительно к услугам электро-, тепло и газоснабжающих организаций, организаций водоснабжения и канализации (Приложение 5). Организациям электросвязи дотации, как видим, не предусмотрены. О покрытии убытков вообще не упоминается;
     - в Постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963 говорится о возмещении организациям электросвязи "расходов", понесенных ими в связи с обслуживанием льготных категорий абонентов.
     Из всех приведенных формулировок, относящихся к организациям связи, только первая (возмещение "недополученных доходов") позволяет дать ответ на поставленный вопрос. Кроме того, в ее пользу говорит и правило приоритетности специальных законодательных норм (Закона "О связи") перед нормами общего характера (законами о Федеральном бюджете и бюджетной классификации), а также законов перед постановлениями Правительства.
     В соответствии с нормативно принятой терминологией бухгалтерского учета доходы от обычной (основной) деятельности являются для предприятия связи выручкой (п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н, далее ПБУ 9/99). Таким образом, полагаем, можно с уверенностью утверждать, что сумма причитающегося организациям связи возмещения из бюджета является для них выручкой.

В свете ПБУ 9/99

     Порядок признания и определения размера выручки в бухгалтерском учете регулируется, как известно, ПБУ 9/99. Выделим его первостепенные для рассматриваемой ситуации положения и проанализируем их применимость к ней.
      1) Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п .6.1).
     При оказании услуг по регулируемым государством ценам ценой договора между реализующей услуги организацией и их покупателем является установленный в надлежащем порядке тариф на услуги. Применительно к услугам связи в законодательстве отсутствует понятие льготного тарифа во всех приведенных выше законах говорится лишь о льготах и скидках по отношению к обычной плате (общему тарифу). То же самое имеет место в экономической классификации расходов бюджетов РФ (см. Приложение 6 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации").
     Таким образом, с этой точки зрения, при реализации услуг связи льготным категориям абонентов, в том числе и полностью освобожденным от оплаты этих услуг, организации связи должны отражать выручку в полной сумме общего тарифа, то есть без учета скидок и льгот в момент завершения оказания услуг.
     Именно такая позиция высказана применительно к общему случаю в письме Департамента налоговой политики и Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 5 февраля 2001 г. N 04-02-02/07: "при отпуске продукции, выполнении работ, оказании услуг по ценам, учитывающим требования законодательства Российской Федерации о предоставлении различных льгот гражданам, величина дохода от основной деятельности организации (кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счет 90 "Продажи" по новому Плану счетов)) подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере платы граждан за продукцию, работы, услуги и предусмотренной в связи с этим суммы возмещения из бюджета". Аналогично и МНС РФ считает, что задолженность бюджетов по возмещению предоставляемых отдельным категориям населения льгот учитывается на счетах учета расчетов (на субсчетах, предусмотренных в учетной политике организации) (п.16 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц, доведенных письмом МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139, далее Разъяснения МНС РФ).
     Вместе с тем на практике в целом ряде субъектов Федерации Министерством по антимонопольной политике (МАП) для абонентов, имеющих льготы, утверждены отдельные тарифы, отличающиеся от общих тарифов на сумму льгот (скидок).
     Чисто теоретически, исходя из общепринятого положения о том, что ценой договора на регулируемые государством услуги связи является установленный в надлежащем порядке тариф, можно было бы, по-видимому, поступать следующим образом:
     - выручку от реализации услуг льготным потребителям показывать в момент оказания услуг в размере установленного для них отдельного тарифа, то есть с учетом скидок и льгот;
     - при поступлении из бюджета суммы недополученных доходов на соответствующую сумму увеличивать размер выручки
     Дт51-Кт62
     Дт 62-Кт 46 (901);
     - задолженность бюджета учитывать на забалансовых счетах с раскрытием в Приложении к бухгалтерскому балансу (ф.5) и пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Однако применение такого порядка на практике не способствует реализации основных задач бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в частности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и наличием и движением ее обязательств (п.З ст.1 Федерального закона РФ от 01.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому представляется целесообразным и в рассматриваемом случае при реализации услуг связи льготным категориям абонентов выручку в момент завершения оказания услуг отражать в бухгалтерском учете суммарно в размере как отдельного тарифа, так и скидок и льгот.
     2) Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п.6.5).
     Данное положение к рассматриваемой ситуации, полагаем, неприменимо:
     - если считать его грамматическим правильным, то в нем речь идет о скидках, предоставленных организации, а льготы и скидки по услугам связи предоставляются физическим лицам;
     - если же вместо "предоставленные организации" следует читать (что, по-видимому, и имелось в виду) "предоставленные организацией", то в случае с регулируемыми государством ценами скидки предоставляются не организацией, а государством. И это существенно, ибо, если скидки предоставляются организацией по своей инициативе, то ни о какой компенсации их речи быть не может.
     Таким образом, следуя буквальному смыслу рассматриваемой нормы, никаких аргументов "за" или "против" какой-либо позиции мы из нее не почерпнем.
     3) Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
     а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
     б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
     г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
     д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
     Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то выручка в бухгалтерском учете организации не признается (п.12).
     Ключевыми для нас являются подп. "а" (наличие права на получение выручки) и подл. "в" (отсутствие неопределенности относительно фактической реализации этого права).
     Как отмечалось выше, ст.ЗО закона "О связи", предусматривает обязательное бюджетное возмещение организациям связи доходов, недополученных в связи с предоставлением льгот. Исходя из этого, следует считать, что право на получение организациями связи в счет выручки денежных средств в сумме предоставленной льготы подтверждено и тем самым условие "а" признания выручки без учета льгот и скидок в полной сумме общего тарифа выполнено.
     Однако определенность и уверенность в том, что данное право фактически реализуется (условие "в"), может существовать лишь в отношении сумм, фактически предусмотренных в бюджете. Следовательно, организации связи обязаны признавать выручку без учета скидок и льгот лишь в случае, если средства на компенсацию их выпадающих доходов предусмотрены в соответствующем бюджете.
     Обоснованность такой позиции подтверждается, в частности п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н (хотя в целом оно, как сказано в его п.З, не применяется к ситуациям, связанным с государственным регулированием цен и тарифов): подтверждением уверенности, что бюджетные средства будут получены, могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств.
     Некоторые организации электросвязи уже так и делают при отсутствии льготных тарифов показывают выручку без учета скидок и льгот лишь в пределах средств, предусмотренных на компенсацию последних в соответствующем бюджете. Другое дело, что до недавних пор узнать эту сумму было довольно нелегко, однако с принятием и пролонгированием на 2001 г. Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963, эта задача должна существенно упроститься (указанное пролонгирование осуществлено постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. ? 255 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год", приложение 3).
     Резюмируем полученный вывод относительно бухгалтерского учета выручки от реализации услуг связи льготным категориям потребителей, включая полностью освобожденных от оплаты: при наличии как общего, так и отдельного тарифа часть выручки, подлежащая возмещению соответствующим бюджетом, показывается лишь в пределах суммы средств, предусмотренных в бюджете на компенсацию выпадающих доходов организаций связи.
     Этот вывод в одинаковой мере относится ко всем организациям электросвязи, независимо от принятого ими способа определения выручки в целях налогообложения "по оплате" или "по отгрузке".

Налогообложение: тройная несправедливость

     Вопрос о налогообложении выручки от реализации услуг льготным категориям потребителей в большей степени актуален для организаций электросвязи, определяющих выручку в целях налогообложения "по отгрузке". С каждым годом таких становится все меньше (и ниже мы увидим, почему), но пока что они еще есть.
     Согласно подп. 13 ст. 40 НК РФ "При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы)". Это означает, что с 1 января 1999 г. не действует противоположная норма п.13 Положения о составе затрат, согласно которой "Выручка при реализации продукции (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам (включая применение наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам) определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок, надбавок или скидок".
     Следуя НК РФ, МНС РФ указало применительно к коммунальным услугам, что Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрено при налогообложении предприятий жилищно - коммунального хозяйства уменьшать выручку от реализации продукции (работ, услуг) на сумму льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате коммунальных услуг (п.16 Разъяснений МНС РФ). Аналогичным образом определяют свою позицию в отношении налогообложения реализации услуг льготным категориям потребителей местные налоговые органы см., например письмо УМНС по г.Москве от 17.04.2000 ? 12/15633 в отношении услуг электроснабжающих организаций ("Московский налоговый курьер", 2000, ? 10) письмо УМНС по Удмуртской республике от 08.10.99 ? 02-23/5105 в отношении услуг организаций электросвязи и др.
     Таким образом, в 2000 г. при реализации услуг льготным категориям потребителей (включая полностью освобожденных от оплаты), для которых МАП не установлен отдельный тариф, организации связи, определяющие выручку в целях налогообложения по оплате, все налоги должны исчислять в момент оказания услуг с выручки, равной сумме общего тарифа без учета скидок и льгот. Причем даже и в тех случаях, когда в бухгалтерском учете выручка может быть показана с учетом скидок и льгот то есть при оказании льготируемых услуг на большую сумму, чем сумма, предусмотренная в бюджете для компенсации выпадающих в связи этих доходов организаций электросвязи.
     В этом - одна из основных причин значительного уменьшения за последнее время количества организаций электросвязи, определяющих выручку в целях налогообложения "по отгрузке": мало того, что государство не в полной мере финансирует им же установленные льготы, так оно еще и облагает суммы недофинансирования налогами. Причем именно у тех, кто готов платить эти налоги раньше других еще до получения от государства причитающегося и в принципе выделенного им возмещения.
     Правда, в отношении НДС эта несправедливость с 2001 г. устранена. Согласно п.2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     В отношении же других налогов эта тройная несправедливость пока что (надеемся, что "пока что"!) сохраняется.
     В лучшем положении находятся организации связи, определяющие выручку в целях налогообложения "по отгрузке", которые работают в тех субъектах Федерации, где МАП установлен отдельный (сниженный) тариф для льготных категорий абонентов. Выполняя приводившуюся выше норму НК РФ о том, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы), эти организации начисляют налоги с суммы отдельного тарифа, равного фактической задолженности физических лиц-льготников.
     Для организаций электросвязи, определяющих выручку в целях налогообложения "по оплате", с точки зрения налогообложения льготируемых услуг, значение имеет, пожалуй, только один вопрос о квалификации в целях налогообложения услуг, оказываемых потребителям, освобожденным от платы за них.
     Указанные услуги не могут быть признаны реализуемыми на безвозмездной основе. В соответствии с п.1 ст.40 НК РФ, так как для этого они должны быть не только бесплатными для потребителя, но и не предполагающими возмещения их стоимости исполнителю. Согласно же ст.ЗО закона "О связи" любые доходы, не полученные организациями связи в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, должны быть им возмещены за счет соответствующих бюджетов. Таким образом, организации электросвязи, определяющие момент возникновения налоговых обязанностей "по оплате", не должны исчислять налоги с услуг связи, оказанных лицам, освобожденным от их оплаты, в момент оказания.

1  В скобках приводятся номера счетов в соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н.



Источник : АКДИ



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Учет специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды ..
Организация расчетов (услуги в области здравоохранения) ..
Розничная продажа товаров при установлении цен «с привязкой» к валютному эквиваленту ..
Военно-промышленный комплекс. Экспортный контроль в Российской Федерации ..
Налоговый учет займов и кредитов у организации – заимодателя ..
Некоторые проблемы поручительства и причины их порождающие ..
Общество с ограниченной ответственностью. Правовые основы учреждения, учредительные документы ..
Юридические лица внесение изменений в учредительные документы ..


Похожие документы из сходных разделов


Страховые взносы на обязательное страхование от немчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ

     Плательщиками страховых взносов на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев являются:
     - физические и юридические лица, в случае, если у них имеютсянаемные работники, работающие по трудовым договорам;
     - физические и юридические лица, в случае если обязанностьуплачивать страховые взносы предусмотрена в гражданско-правовом договорес физическим лицом (застрахованным).

     П

[ознакомиться полностью]

Учет операций по приобретению оборудования за счет средств заказчика


     Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с приобретениемоборудования, зависит от условий договора, заключенного междупредприятием и Заказчиком. Договором может быть предусмотрено дваварианта использования оборудования, приобретенного предприятием за счетсредств Заказчика в ходе выполнения работ по договору:
     1) в соответствии с условиями договора приобретенное предприятиемоборудование является его собственностью и после окончания работ остаетсяв его распоряжении;
     2) в соо

[ознакомиться полностью]

Ремонт основных средств: различные способы его проведения и отражения в учете.


Виды ремонта основных средств.

     В зависимости от сложности и продолжительности работ различают:текущий, средний и капитальный ремонт.
     Согласно п. 71 Методических указаний по бухгалтерскому учетуосновных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 20.07.98 N 33н, к работампо обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основныхсредств относятся работы по систематическому и своевременномупредохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочемсостоянии.
  &nbs

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100