Главная страница --> Ведение бизнеса

Правовые основы деятельности союзов общественных объединений



ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Деятельность союзов общественных объединений регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 года №7-фЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых Законом №82-ФЗ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действие Закона №82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Обратите внимание, Законом №18-ФЗ исключены положения о деятельности иностранных некоммерческих неправительственных объединениях из Закона №82-ФЗ. Соответствующие положения включены в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со статьей 3 Закона №82-ФЗ, граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются:

  • Законом №82-ФЗ,
  • Гражданским кодексом Российской Федерации,
  • другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, например, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии Законом №82-ФЗ.

Согласно статье 5 Закона №82-ФЗ:

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения».

В соответствии с положениями статьи 6 Закона №82-ФЗ учредителями общественного объединения являются:

  • физические лица,
  • юридические лица - общественные объединения.

Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются:

  • физические лица,
  • юридические лица - общественные объединения.

Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Законом №82-ФЗ, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Статьей 7 Закона №82-ФЗ установлено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом №82-ФЗ.

В комментариях к Закону №82-ФЗ указывается, что союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений. Общественные объединения всех перечисленных в статье 7 Закона №82-ФЗ организационно-правовых форм могут образовывать союзы (ассоциации).

Вопрос определения статуса союза (ассоциаций) должен решаться совместно всеми участниками союза (ассоциаций) и закрепляться в их уставах. Так же, в уставах союзов (ассоциаций) должно быть определено, являются ли структурные подразделения объединений, входящие в союз (ассоциацию), одновременно и структурными подразделениями союза (ассоциации) в целом. Если такая договоренность достигнута, то региональный статус определяется количеством таких структурных подразделений союза (ассоциации).

В Российской Федерации создаются и действуют:

  • общероссийские,
  • межрегиональные,
  • региональные,
  • местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Союзы (ассоциации) общественных объединений является некоммерческими организациями.

Члены союза (ассоциации)- юридические лица, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Союз (ассоциация) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами союза (ассоциации).

Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Союзы общественных объединений независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Союзы общественных объединений свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность союзов общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Статья 17 Закона №82-ФЗ устанавливает, что не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность союзов общественных объединений, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

В свою очередь, не допускается и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов союзов (ассоциаций) общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Как было уже отмечено, правоспособность союза общественных объединений как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Законом №82-ФЗ установлено, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Согласно статье 19 Закона №82-ФЗ не может быть учредителем, членом, участником союза (ассоциации) общественных объединений:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОЮЗОВ

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СОЮЗОВ

Члены союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Член союза (ассоциации) вправе по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации), но только по окончании финансового года. В этом случае член союза (ассоциации) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации).

В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

С согласия членов союза (ассоциации) в него может войти новый член. Вступление в союз (ассоциацию) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до его вступления.

ПРАВА СОЮЗОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Для осуществления уставных целей союзы (ассоциации) общественных объединений, являющиеся юридическими лицами, имеют право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Законом №82-ФЗ и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей союзы (ассоциации) общественных объединений, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
  • выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

ОБЯЗАННОСТИ СОЮЗОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Союзы (ассоциации) общественных объединений обязаны:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  • ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации союза (ассоциации) общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях союза (ассоциации) в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц союза (ассоциации), а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые союзами (ассоциациями) мероприятия;
  • оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью союза (ассоциации) в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
  • информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых союзом (ассоциацией) общественных объединений от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Союзы (ассоциации) общественных объединений также обязаны информировать орган, принявший решение о их государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о союзах (ассоциациях) общественных объединений.

Неоднократное непредставление союзами (ассоциациями) общественных объединений в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации союза (ассоциации), в суд с заявлением о признании данного союза (ассоциации) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление союзом (ассоциацией) общественных объединений в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Закона №82-ФЗ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации, в суд с заявлением о признании данного союза (ассоциации) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление союзами (ассоциациями) общественных объединений в установленный срок сведений, о денежных средствах и ином имуществе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, является основанием для обращения органа, принявшего решение о регистрации в суд с заявлением о признании данного союза (ассоциации) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Российские союзы (ассоциации) общественных объединений, также как и сами общественные объединения в соответствии с их уставами и на основании статьи 46 Закона №82-ФЗ, могут:

  • вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений;
  • поддерживать прямые международные контакты и связи;
  • заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями.

Российские союзы (ассоциации) общественных объединений могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Союз (ассоциация) общественных объединений, образованное в Российской Федерации, признается международным, на основании положений статьи 47 Закона №82-ФЗ, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение, филиал или представительство.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации осуществляются в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений Законом №82-ФЗ и другими федеральными законами.

Ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 Закона №82-ФЗ, не распространяются на структурные подразделения международных союзов (ассоциаций) общественных объединений, создаваемые и действующие в иностранных государствах.

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЮЗОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Для того, чтобы союз (ассоциация) общественных объединений приобрел права юридического лица он, на основании требований статьи 21 Закона №82-ФЗ, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) союза (ассоциации) общественных объединений принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации союзов общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона №129-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского союза (ассоциации) общественных объединений принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального союза (ассоциации) общественных объединений принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа союза (ассоциации) общественных объединений.

Решение о государственной регистрации регионального или местного союза (ассоциации) общественных объединений принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации союза (ассоциации) общественных объединений в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав союза (ассоциации) общественных объединений в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании союза (ассоциации) общественных объединений, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа союза (ассоциации) общественных объединений, по которому осуществляется связь с ним;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального союза (ассоциации) общественных объединений;

8) при использовании в наименовании союза (ассоциации) личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских союзов (ассоциаций) осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Изменения, вносимые в уставы союзов (ассоциаций) общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации союза (ассоциации) обязан принять решение о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации союза (ассоциации) направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации союза (ассоциации) общественных объединений.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о союзе (ассоциации) общественных объединений выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию союза (ассоциации) общественных объединений, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 23 Закона №82-ФЗ устанавливает перечень ситуаций, при которых может быть отказано в государственной регистрации союза (ассоциации) общественных объединений.

В государственной регистрации союза (ассоциации) может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав союза (ассоциации) противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Законом №82-ФЗ, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование союза (ассоциации) общественных объединений оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации союза (ассоциации) общественных объединений по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации союза (ассоциации).

Отказ в государственной регистрации союза (ассоциации), а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации союза (ассоциации) не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗОВ

Реорганизация союзов (ассоциаций) общественных объединений осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Под реорганизаций в Гражданском кодексе Российской Федерации понимается разделение, слияние, присоединение, выделение и преобразование юридического лица. В результате реорганизации возникают новые юридические лица на основе ранее существовавших (разделение, слияние), либо создаются новые юридические лица с сохранением реорганизуемого юридического лица (выделение), либо прекращается существование одного юридического лица и сохраняется другое, которое включает в себя кадровые и материальные ресурсы присоединенного юридического лица (присоединение), либо происходит смена организационно-правовой формы юридического лица (преобразование).

Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ, с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом №82-ФЗ.

Государственная регистрация союза (ассоциации), создаваемого путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 23 Закона №82-ФЗ, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Имущество союза (ассоциации) общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

ЛИКВИДАЦИЯ СОЮЗОВ

Прежде всего, следует сказать, что ликвидация союза (ассоциации) общественных объединений может быть добровольной или принудительной.

Добровольная ликвидация союза (ассоциации) осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с его уставом.

Принудительная ликвидация союза (ассоциации) общественных объединений производится по решению суда по основаниям нарушений прав и свобод человека и гражданина и неоднократных или грубых нарушений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (статья 44 Закона №82-ФЗ).

Ликвидация союза (ассоциации) по решению суда означает запрет его деятельности независимо от факта государственной регистрации данного объединения.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации союза (ассоциации), после того, как будут удовлетворены все требований кредиторов, направляется на цели, предусмотренные уставом союза (ассоциации).

Если в уставе союза (ассоциации) отсутствуют соответствующие разделы, то оставшиеся имущество направляется на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда.

Если союз (ассоциация) был ликвидирован по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», то все оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обращается в собственность Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ, с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом №82-ФЗ.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Президентом Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

СОБСТВЕННОСТЬ СОЮЗОВ

Союзы (ассоциации) общественных объединений, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, транспорт, оборудование, инвентарь, денежные средства и иное имущество, необходимое для материального обеспечения их деятельности, указанной в его уставе.

Вместе с тем, союзы (ассоциации) общественных объединений являются некоммерческими организациями, и в соответствии с требованиями Закона №7-ФЗ, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому, имущество, принадлежащее союзам (ассоциациям) общественных объединений, используется ими не для извлечения прибыли, а строго в рамках их уставной деятельности.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности союзов (ассоциаций) общественных объединений.

Собственность союзов (ассоциаций) общественных объединений охраняется законом.

Имущество союзов (ассоциаций) общественных объединений формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; и добровольных взносов и пожертвований.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОЮЗОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статьей 38 Закона №82-ФЗ установлено, что контроль за деятельностью союзов (ассоциаций) общественных объединений осуществляют:

  • прокуратура Российской Федерации,
  • органы, принимающие решение о государственной регистрации союзов (ассоциаций),
  • федеральные органы государственного финансового контроля,
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов,
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законов союзами (ассоциациями) общественных объединений.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При этом, орган, осуществляющий данный вид контроля имеет следующие права:

1) запрашивать у руководящих органов союза (ассоциации) общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых союзами (ассоциациями) общественных объединений мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений:

  • у органов государственной статистики,
  • у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов,
  • у иных органов государственного надзора и контроля,
  • у кредитных и иных финансовых организаций.

Если орган, принимающий решения о государственной регистрации союзов (ассоциаций) выявил случаи нарушения ими Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, то тогда данный орган может вынести руководящим органам союзов (ассоциаций) письменное предупреждение, в котором должен указать конкретные основания вынесения предупреждения и срок, в течение которого, союзы (ассоциации) обязаны устранить указанные нарушения.

Срок, который определяется для устранения выявленных нарушений должен составлять не менее одного месяца.

Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, может быть обжаловано союзами (ассоциациями) в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования союзами (ассоциациями) денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего союза (ассоциации) общественных объединений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Глава 5 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусматривает равную ответственность государства и его органов, союзов (ассоциаций) общественных объединений, самих общественных объединений и отдельных граждан за соблюдение названного закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.

Статья 40 Закона №82-ФЗ устанавливает, что государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб союзам (ассоциациям) общественных объединений вследствие нарушения Закона №82-ФЗ, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, союзы (ассоциации) общественных объединений, в том числе не обладающие правами юридического лица, также несут ответственность на основании статьи 41 Закона №82-ФЗ за нарушение законодательства Российской Федерации.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации союзами (ассоциациями) общественных объединений, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих союзов (ассоциаций).

При совершении союзами (ассоциациями) общественных объединений, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих союзов (ассоциаций) , при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких союзов (ассоциаций) несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)» предусматривает:

«1. Создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений -

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

2. Участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп -

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Статья 16 Закона №82-ФЗ запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

«1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • подрыв безопасности Российской Федерации;
  • захват или присвоение властных полномочий;
  • создание незаконных вооруженных формирований;
  • осуществление террористической деятельности;
  • возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • унижение национального достоинства;
  • осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств».

Статья 3 Закона №114-ФЗ устанавливает, что противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

«принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц».

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю союза (ассоциации) общественных объединений, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

Союзу (ассоциации) общественных объединений в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение союзу (ассоциации) общественных объединений выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение союзу (ассоциации) общественных объединений может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом.

Обратите внимание, законодателем разграничены основания реагирования:

  • так подготовительная стадия к осуществлению экстремистской деятельности сочтена достаточным условием для объявления предостережения,
  • необходимым условием для вынесения предупреждения должны быть доказанные признаки экстремизма. Предупреждение выносится не конкретному лицу, а коллективному органу.

Как предостережение, так и предупреждение можно обжаловать в суде в установленном порядке.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующим союзом (ассоциацией) общественных объединений, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, соответствующий союз (ассоциация) общественных объединений, на основании статьи 7 Закона №114-ФЗ, подлежит ликвидации, а деятельность союза (ассоциации), не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Союз (ассоциация) общественных объединений может быть ликвидировано, а деятельность союза (ассоциации), не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным Законом №114-ФЗ, решения о ликвидации союза (ассоциации) общественных объединений его региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

В соответствии со статьей 44 Закона №82-ФЗ, основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

  • нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
  • неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
  • неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского союза (ассоциации) общественных объединений вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного союза (ассоциации) общественных объединений вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ликвидация союза (ассоциации) общественных объединений по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации союза (ассоциации) общественных объединений, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности союза (ассоциации) общественных объединений, не являющегося юридическим лицом.

Таким образом, союз (ассоциация) общественных объединений может быть ликвидирован, а деятельность союза (ассоциации) общественных объединений, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена на основании положений Закона №82-ФЗ, а также в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом №114-ФЗ.

В соответствии со статьей 42 Закона №82-ФЗ, деятельность союзов (ассоциаций) общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации или законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям.

При этом, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного союза (ассоциации) представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность союза (ассоциации) на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности союза (ассоциации) до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность союза (ассоциации) общественных объединений может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом №114-ФЗ.

В случае приостановления деятельности союза (ассоциации) общественных объединений:

  • приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации,
  • ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия,
  • ему запрещается принимать участие в выборах,
  • запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности союза (ассоциации) он устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, союз (ассоциация) возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации союза (ассоциации) общественных объединений либо запрете его деятельности, он возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации союза (ассоциации) общественных объединений может быть обжаловано в суде в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.

Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, осуществленных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Ассоциации и союзы»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Упрощенная система налогообложения в строительстве ..
Договор розничной купли - продажи ..
Поступление товаров на склад ..
Форменная одежда ..
Недостачи ..
Учет убытков от реализации основных средств ..
Маркировка алкогольной продукции ..
Налог на прибыль в общественных организациях ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам стра ..
Налоговый учет расходов на рекламу ..
Операционный процесс обслуживания гостей и документальное оформление оказываемых услуг ..
Учет иностранных и международных организаций на основе уведомлений ..
Налоговый учет у организации, передающей имущество по договору дарения ..


Похожие документы из сходных разделов


Рекламный видеоролик


РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК КАК ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии со статьями 4 и 7 ЗаконаРоссийской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон №5351-1) объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Следовательно, рекламный видеоролик (киноролик) будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику

[ознакомиться полностью]

Налогоплательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН)


Налогоплательщиками согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. При этом  в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ содержится условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН.

Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ:

1.  Организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

Определение филиала и пре

[ознакомиться полностью]

Налогоплательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения


Налогоплательщиками согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. При этом, пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ установлено условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН.

Перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ:

1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

Определение филиала и представите

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100