Главная страница --> Ведение бизнеса

Бухгалтерский учет в геологоразведочных организациях



Организация бухгалтерского и налогового учета в организациях геологоразведки, как впрочем, и во всех остальных, зависит от структуры хозяйствующего субъекта. Если организация имеет какие либо структурные подразделения, то это естественно оказывает влияние на состав производственных затрат, строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и на тип бухгалтерской службы субъекта.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона:

«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так же освобождены от ведения бухгалтерского учета, они ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он в зависимости от объема учетной работы должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации может:

  • учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Выбранная форма учета должна быть отражена в учетной политике организации.

С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Напоминаем, что одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.

Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт ПБУ 1/98.

Согласно этому документу бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы.

Это требование статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве Российской Федерации, например, в части налогообложения налогом на добавленную стоимость такое требование установлено статья 167 НК РФ.

Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато административными санкциями (статья 15.11 КоАП РФ).

Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики, в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 313 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование налогового регистра;
  • дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
  • наименование хозяйственной операции;
  • измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
  • подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.

В этом случае формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в Информационном сообщении МНС Российской Федерации от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ

Учет затрат в геологоразведочных организациях основывается на составляемой в установленном порядке первичной документации, которой оформляются все хозяйственные операции, сопряженные с производством и реализацией продукции. Перечень реквизитов, содержащихся в формах первичных документов, а также позиций, в разрезе которых ведется аналитический учет затрат, устанавливается организацией, но в соответствии с действующим законодательством.

Особенности учета затрат на производства в той или иной отрасли промышленности устанавливаются как правило отраслевыми инструкциями, так как себестоимость продукции во многом определяется конкретной спецификой производства.

Расходы на проведение геологоразведочных работ в части регионального, поисково-оценочного и разведочного этапов признаются в качестве расходов от обычных видов деятельности. Порядок отнесения указанных расходов к расходам от обычных видов деятельности текущего и последующих отчетных периодов определяется в учетной политике организации.

При этом расходы, непосредственно связанные с бурением разведочных скважин в части проведения разведочного этапа, а также расходы в части приобретения права пользования недрами относятся к капитализируемым затратам. Капитализируемые затраты переносятся на затраты на производство в течение отчетных периодов, определяемых в учетной политике организации (Письмо Минфина Российской Федерации от 22 января 2003 года №16-00-16/5 «Об учете расходов на проведение геологоразведочных работ для организаций топливно-энергетического комплекса»). При применении данного письма следует учитывать, что документ не носит нормативный характер.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете, к сожалению, нет конкретного строгого перечня расходов на освоение природных ресурсов, в связи с чем на сегодняшний день мнения по поводу отражения расходов на геологоразведку расходятся:

Одни специалисты считают, что данные расходы следует отражать на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы», так как в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета на этом счете учитываются затраты по объектам, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов природопользования.

Другие специалисты считают, что такие расходы нужно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Заметим, что использование счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», фактически противоречит Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно - исследовательские, опытно – конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02», утвержденному Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года

Так как в пункте 4 ПБУ 17/02 установлено, что ПБУ 17/02 не применяется в отношении расходов организации на освоение природных ресурсов (проведение геологического изучения недр, разведка (доразведка) осваиваемых месторождений, работы подготовительного характера в добывающих отраслях и тому подобное), затрат на подготовку и освоение производства, новых организаций, цехов, агрегатов (пусковые расходы), затрат на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства, а также затрат, связанных с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции, изменением дизайна продукции и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного (технологического) процесса.

Все - таки, на каком же балансовом счете следует учитывать данные расходы?

Организация должна сама решить как ей учитывать расходы на освоение природных ресурсов, а выбранный способ закрепить в учетной политике организации.

Величину расходов на освоение природных ресурсов, которые списываются как безрезультатные, также отражать на счетах 97 или 08, до тех пор, пока они будут признаны таковыми. Как только такие расходы признали безрезультатными, их сумма списывается на счет 91.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА СДАННЫХ ЗАКАЗЧИКАМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЧЕТА «ВЫПОЛНЕННЫЕ ЭТАПЫ ПО НЕЗАВЕРШЕННЫМ РАБОТАМ»

Организации, выполняющие работы долгосрочного характера (например, геологические), сроки выполнения которых относятся к разным отчетным периодам признают реализацию работ, услуг по одному из вариантов:

  • первый - в целом за законченную и сданную заказчику работу;
  • второй - по отдельным этапам выполненной работы.

В учетной политике организация отражает выбранный вариант учета сданных заказчикам выполненных работ, оказанных услуг.

При признании реализации работ, услуг в целом за законченную и сданную заказчику работу, услугу операции в учете отражается следующими записями:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

62

90

Отражена сумма выручки от реализации работ, услуг

90

20

Списываются затраты по выполненным работам, услугам

90

68, 76

Отражена сумма НДС по реализации работ, услуг

99,90

90,99

Выявлен финансовый результат

При учете реализации по отдельным этапам выполненной работы организация использует счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

46

90

Отражена стоимость оплаченных заказчиком и принятых законченных организацией этапов работ

90

20

Списана сумма затрат по законченным и принятым этапам работ

51

62

Отражена сумма, поступившая от заказчиков средств в оплату законченных и принятых этапов

По окончании работы списывается оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

62

46

Списана стоимость этапов работ оплаченная заказчиком

62

62

Отражено погашение за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчика под окончательный расчет

51

62

Отражена сумма, поступившая от заказчиков средств в окончательную оплату этапов работ

Аналитический учет по счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» ведется по видам работ.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ

При отнесении тех или иных материалов в состав прямых или косвенных расходов в налоговом учете необходимо учитывать, что глава 25 НК РФ определяет порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в части определения состава прямых расходов, в отношении организаций и предприятий всех отраслей народного хозяйства без выделения особенностей производства в отдельных отраслях. При решении конкретных вопросов в отношении применения тех или иных норм главы 25 НК РФ необходимо учитывать отраслевые особенности производства, которые могут быть отражены либо в учетной политике организации, либо в общих отраслевых методических инструкциях или положениях по формированию затрат на производство.

Порядок учета расходов, связанных с геологоразведочными работами определен статьями 261, 325 НК РФ.

К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания относятся расходы пользователя недр на самостоятельное осуществление вышеуказанных видов деятельности.

К расходам на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, относятся затраты, предусмотренные, в частности, статьей 27 Закона №2395-1.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных, проведение геологического изучения недр и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности принимаются в рамках норм, предусмотренных статьей 24 Закона №2395-1.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители организаций, независимо от того, проводят эти субъекты работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

  • допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
  • обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
  • правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
  • проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
  • систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
  • запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
  • осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
  • управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
  • разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие суровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К расходам по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, осуществляемых при освоении природных ресурсов, а также к расходам на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, относятся затраты, связанные с выполнением требований, установленных Законом №7-ФЗ.

В целях реализации статьи 261 НК РФ при определении понятия «Освоение природных ресурсов» необходимо учитывать положения статьи 6 Закона №2395-1, в которой установлены виды пользования недрами. Согласно этой статье недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Напоминаем, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией.

При осуществлении налогоплательщиком расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, осуществленные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр. Расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:

  • расходы на поиски, разведку полезных ископаемых, а также расходы на приобретение геологической информации и иной информации у третьих лиц (абзац 3 пункта 1 статьи 261 НК РФ) включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
  • расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды. Кроме этого включаются расходы на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов. Данные расходы включаются в состав прочих расходов в течение 5 лет, но не более срока эксплуатации (абзац 4 пункта 1 статьи 261 НК РФ);
  • расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями. Эти расходы также включаются в состав прочих расходов в течение 5 лет, но не более срока эксплуатации (абзац 5 пункта 1 статьи 261 НК РФ).

В случае, если освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, то произведенные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращение дальнейших геолого-поисковых, геологоразведочных и иных работ на этом участке, в связи с их бесперспективностью.

Под безрезультатными работами признаются геолого-поисковые, геологоразведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принимает решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр. Данное решение налогоплательщик принимает в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При этом информация о виде проведенных безрезультатных работ по освоению природных ресурсов должна быть подтверждена Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее – МПР РФ) или его территориальными органами, осуществляющими хранение информации в соответствии со статьей 27 Закона №2395-1.

Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, предусмотренный статьей 261 НК РФ, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождение нефти и газа, которая оказалась не продуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине.

Для целей налогообложения, расходы по непродуктивной скважине признаются в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.

Решение о том, что скважина непродуктивна, налогоплательщик принимает один раз и в дальнейшем данное решение изменению не подлежит. После этого налогоплательщик уведомляет налоговый орган о принятом решении в отношении каждой скважины, не позднее установленного предельного срока предоставления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

В состав расходов для целей налогообложения не включаются расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данный порядок не применяется, если указанные работы уже проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.

Для целей налогообложения, в сумме фактических затрат принимаются расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов.

Все что мы рассмотрели выше касается вопросов определения расходов, учитываемых в целях налогообложения при геологоразведочных работах, однако при таком виде деятельности может возникать и такая ситуация когда договор на изыскательские работы превышает один налоговый период и поэтапная сдача работ не предусмотрена. Как определять доходы в целях налогообложения?

В этом случае на наш взгляд следует руководствоваться абзацем 2 пункта 2 статьи 271 НК РФ:

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Пример 1. Из консультационной практики ЗАО «BKRИнтерком-Аудит».

Вопрос:

Предприятием заключен договор №202/11 от 07 марта 2003 года на строительство поисковой скважины №3 Медынское море 1. Продолжительность цикла строительства определяется проектно-сметной документацией и графиком строительства на 2003 год. Договор заключен с целью получения геологической информации и передачи ее Заказчику. По условиям заключенного договора не предусмотрена поэтапная сдача работ.

До конца 2003 года, в связи с ледовой обстановкой, работы по строительству скважины в полном объеме завершены не были. Завершение работ было произведено в 2004 году.

По итогам 2003 года выручка от реализации в налоговом учете была отражена пропорционально проценту выполнения строительства скважины (процент выполнения определен согласно докладной записки зам. генерального директора по бурению). Расходы отражены в размере фактических расходов на дату окончания работ за 2003 год.

По окончании выполненных работ по строительству «под ключ» при их сдаче в 2004 году, заказчиком не был подписан акт сдачи-приемки работ, предусмотренный договором.

Просим ответить на следующие вопросы:

1)Каким образом следует отразить доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли за 2004 год:

-если акт сдачи-приемки работ будет подписан заказчиком только в 2005 году (т. е. после составления годовой отчетности за 2004 год)?

-если акт сдачи-приемки работ не будет подписан заказчиком?

2)В случае не подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком следует ли пересчитывать доход (расход) за 2003 год для целей налогообложения?

Приложения:

-Договор на строительство поисковой скважины от 07.03.2003 г.;

-Претензия от 24.12.2004 г.

Ответ:

Изучив договор от 07 марта 2003 года на строительство поисковой скважины и претензию от 24 декабря 2004 года сообщаем следующее:

1. Из текста вопроса следует, что между Заказчиком и Подрядчиком заключен договор подряда на строительство Скважины. При ответе на поставленный вопрос, таким образом, ответ рассматривается применительно к параграфу 3 «Строительный подряд» ГК РФ.

2. Из текста договора следует, что Вы выполняете работы по строительству Скважины с целью получения геологической информации и передачи ее Заказчику (п. 2.2 вышеуказанного договора). А такой тип договора, на наш взгляд, должен регулироваться параграфом 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ».

3. Из текста претензии видно, что Заказчика не устраивает качество проведенных исследований и результаты этих исследований по одному из четырех объектов.

4. Договором предусмотрено, что Скважина передается Заказчику по акту сдачи-приемки (пункт 3.1. договора), и передача документации и информации оформляется актом приема-передачи информации.

Из договора не понятно, предусмотрена ли отдельная передача указанных результатов работ, или они передаются в комплексе.

Таким образом, суть вопроса не соответствует предоставленной информации.

На наш взгляд, вопрос должен быть сформулирован следующим образом:

Заказчик на основании предоставленной претензии отказывается подписывать акт приема-передачи выполненных работ по предоставлению документации и геологической информации по причине того, что по одному из объектов не была получена необходимая информация.

Каков порядок признания выручки от реализации в данном случае, если акт приема-передачи Заказчиком подписан не будет, или будет подписан, но в 2005 году.

Если Вы согласны с такой постановкой вопроса, мы готовы предложить Вам варианты отражения данных сумм в бухгалтерском и в налоговом учете.

Пример 2. Из консультационной практики ЗАО «BKRИнтерком-Аудит».

Вопрос:

Заказчик на основании предоставленной претензии отказывается подписывать акт приема-передачи выполненных работ по предоставлению документации и геологической информации по причине того, что по одному из объектов не была получена необходимая информация.

Каков порядок признания выручки от реализации в данном случае, если акт приема-передачи Заказчиком подписан не будет, или будет подписан, но в 2005 году.

Ответ:

1. В связи с уточнением вопроса рекомендуем Вам применять положения параграфа 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» главы 37 «Подряд» ГК РФ.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 223 ГК РФ).

Таким образом, основанием перехода права собственности к заказчику по договору будет являться акт приема-передачи, подписанный заказчиком.

До момента его подписания результаты работ считаются не принятыми.

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

Следовательно, по общему правилу, у Вас отсутствует обязанность по признанию доходов по результатам выполненных работ в налоговом учете до момента принятия результатов работ заказчиком.

2. В предыдущем запросе Вы указали, что отразили выручку от реализации за 2003 год в размере выполненных за 2003 год работ, то есть применили пункт 2 статьи 271 НК РФ.

Исходя из сложившейся ситуации, можем Вам порекомендовать следующие варианты:

2.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).

Таким образом, Вы имеете право обратиться в арбитражный суд с исковым заявление об исполнении обязательств заказчика (оплатить работы) по договору.

В случае вынесения решения Суда в Вашу пользу и вступления его в законную силу, Вы имеете право признать выручку от реализации в объеме присужденных в Вашу пользу средств.

Исходя из изложенного, рекомендуем Вам, не признавать в налоговом учете за 2004 год оставшуюся часть выручки, а дождаться решения суда и вступления его в законную силу.

2.2. Заказчик не доволен результатами полученных исследований по одному объекту из четырех. Если Вы признаете за собой, что работы по одному из объектов были выполнены ненадлежащим образом, то можете предложить заказчику уменьшить цену договора.

Такая возможность предусмотрена пунктом 2 статьи 424 ГК РФ, в соответствии с которой изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке и пунктом 1 статьи 723 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика, в частности, соразмерного уменьшения установленной за работу цены.

В этом случае, если соглашением сторон будет принято решение о соразмерном уменьшении цены и заказчик подпишет акт приема-передачи документации и информации, Вы сможете в соответствующем отчетном (налоговом) периоде признать выручку от реализации в части оставшейся суммы.

2.3. Если для Вас не будет приемлем ни один из предложенных нами вариантов по объективным причинам, то для целей налогового учета Вы должны сдать за 2003 год уточненную декларацию по налогу на прибыль с корректировкой той части выручки по договору, которая была признана в 2003 году, а также скорректировать расходы за 2003 год, произведенные в рамках этого договора.

Таким образом, если в указанной ситуации акт не будет подписан, Вы не сможете признать выручку от реализации по данному договору.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Юридические лица государственная регистрация ..
Мена ..
Внутреннее перемещение товаров ..
Упаковка (учет и списание у потребителей) ..
Таможенные платежи ..
Учет дисконта по векселю в качестве расходов будущих периодов ..
Определение рыночной цены для целей налогообложения. Затратный метод ..
Особенности возврата продукции в издательской деятельности ..
Налог на имущество организаций в общественных организациях ..
Издательская деятельность. Особенности учета и налогообложения отдельных операций ..
Переход с упрощенной системы налогообложения на иную ..
Распространение услуг сотовой связи ..
Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения и порядок их регистрации ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет оплаты коммунальных услуг у арендодателя


Под коммунальными расходами следует понимать энергоснабжение, теплоснабжение и водоснабжение переданных в аренду помещений.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом.

Правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и други

[ознакомиться полностью]

Правовые основы деятельности союзов общественных объединений


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Деятельность союзов общественных объединений регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 года №7-фЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранн

[ознакомиться полностью]

Рекламный видеоролик


РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК КАК ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии со статьями 4 и 7 ЗаконаРоссийской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон №5351-1) объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Следовательно, рекламный видеоролик (киноролик) будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100