Главная страница --> Ведение бизнеса

Договор оказания бухгалтерских услуг



На практике бухгалтеру нередко встречается ситуация, когда он не знает каким образом отразить в учете ту или иную хозяйственную операцию и ему требуется помощь квалифицированного специалиста. Для таких целей и существуют специальные фирмы, называемыми аудиторскими, которые оказывают практическую помощь в сложных вопросах бухгалтерского и налогового законодательства.

Правовой основой деятельности аудиторской фирмы, является Федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон №119-ФЗ), в пункте 1 статьи 1 которого указано, что под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета, занимаются как аудиторские, так и другие организации. Но, в подавляющем большинстве случаев, ведение бухгалтерского и налогового учета передается аудиторским фирмам. Поэтому возникает выгодный для организации аспект – возможность иметь в одном лице высококвалифицированного бухгалтера и аудитора-консультанта.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета:

  • централизованной бухгалтерии,
  • специализированной организации,
  • бухгалтеру-специалисту (подпункт «в» пункта 2 статьи 6 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №129-ФЗ)).

Преимущества такого порядка ведения учета заключаются в следующем:

1) использование знаний высококвалифицированных специалистов для ведения бухгалтерского и налогового учета;

2) полная ответственность организации-исполнителя, в размере возможных штрафных санкций со стороны налоговых органов;

3) сокращение затрат на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, профессиональных книг и периодических изданий и других расходов);

4) отсутствие у многих организаций финансовой возможности иметь высококвалифицированного штатного специалиста, оплата труда которого достаточно высока;

5) возможность концентрации внимания руководства организации на основном бизнесе;

6) надежность услуг за счет сочетания глубокой специализации и накопленного опыта организации-аутсорсера.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.

Все большее число фирм используют в своей хозяйственной деятельности аутсорсинг - передают часть работ, услуг или процессов на исполнение внешним организациям.

Что касается передачи ведения бухгалтерского учета сторонней компании, то можно отметить в связи с этим следующие риски:

1. На практике случается, что сотрудники аутсорсинговых организаций при выполнении своих обязанностей допускают ошибки, за которые в последующем Заказчика (дочернюю компанию) и ее руководителя могут привлечь к ответственности (налоговой, административной, уголовной) контролирующие органы. Дело в том, что, даже передав какой-либо участок бухгалтерии сторонней фирме, ответственность за налоговые правонарушения продолжает нести налогоплательщик (Заказчик). Зная это риск, организация - аутсорсер старается свести до минимума свою ответственность по договору.

2. Передача некоторых функций в аутсорсинг может привести к потере конфиденциальной информации.

3. Отсутствие графика документооборота может позволить организации – аутсорсеру затягивать сроки движения документов, следовательно, информация будет появляться у руководителя не своевременно, то есть возможен риск снижения оперативности для принятия управленческий решений.

4. Недостаточная детализация действующего законодательства в области аутсорсинга.

В целях снижения вышеуказанных рисков при заключении и исполнении любого вида договоров на оказание аутсорсинговых услуг целесообразно:

  • использовать в обязательном порядке в тексте договора и подтверждающих его исполнение документов дословную терминологию Налогового кодекса Российской Федерации;
  • включать в текст договора все существенные условия для договоров данного вида;
  • максимально детализировать предмет договора;
  • обеспечить подписание договора надлежащими должностными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны аутсорсера;
  • обеспечивать соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам;
  • при заключении договора на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности необходимо детально прописать обязанности сторон, определить конкретный перечень операций, которые будет выполнять организация - аутсорсер, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки выполнения обязательств. Кроме того, не стоит забывать о соблюдении конфиденциальности и ответственности за его нарушение. Особенно в договоре следует оговорить ответственность аутсорсера за ошибки, допущенные при ведении учета или составлении отчетности.
  • немаловажным вопросом является и квалификация привлекаемых бухгалтеров, поэтому требуемые критерии опять же можно предусмотреть в договоре.

Обращаем внимание, что решение организации о передаче ведения бухгалтерского учета специализированной организации должно быть зафиксировано в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год. Если передача ведения бухгалтерского учета осуществляется после утверждения учетной политики, например, в середине года, то в этом случае представляется возможным издать приказ руководителя, в котором указать, кем будет осуществляться ведение бухгалтерского учета и с какого периода.

К оказанию аутсорсинговых услуг (услуг по ведению бухгалтерского учета) применяются нормы главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в надлежащей форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Не существует типовых договоров по данным видам услуг, поэтому договоры составляются в произвольной форме.

Для того, чтобы избежать возможных неприятностей между исполнителем и заказчиком, а также с налоговой службой, во всех вышеперечисленных договорах мы рекомендуем предусмотреть следующие реквизиты:

  •  четко и полно определить в договоре весь комплекс услуг, входящих в его предмет;
  • сроки и порядок предоставления услуг;
  • обязанности сторон,
  • ответственность сторон;
  • срок действия договора;
  • конфиденциальность;
  • порядок внесения изменений и расторжение договора;
  • форс-мажорные обстоятельства.

Договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается в письменной форме.

Предметом данного договора могут быть следующие услуги:

  • Расчет заработанной платы и персонифицированный учет;
  • Оптимизация налоговых выплат;
  • Постановка и ведение бухгалтерского учета;
  • Восстановление бухгалтерской отчетности;
  • Разработка учетной политики;
  • Составление и сдача отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики;
  • Проведение бухгалтерской и налоговой экспертизы текущей документации, а также другие услуги.

Как уже отмечалось выше, при заключении договора на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности необходимо детально прописать обязанности сторон.

Главной обязанностью исполнителя является, оказание услуг заказчику в соответствии с условиями договора.

Главной обязанностью заказчика, является оплата услуг по договору (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).

При предоставлении услуг, исполнитель обязан соблюдать требования действующего законодательства.

Рекомендуем включать в договор условие об ответственности исполнителя, перед налоговыми органами за ведение бухгалтерского учета и предоставляемую налоговую отчетность заказчика.

Исполнитель несет ответственность за несохранность предоставленной заказчиком бухгалтерской и иной документации, переданной для оказания услуги (статья 714 ГК РФ).

Обратите внимание! Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона №129-ФЗ).

Нарушение Федерального Закона от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне», влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (пункт 2 статьи 139 ГК РФ).

Уголовная ответственность предусмотрена пунктами 2 и 3 статьи 183 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

«Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности:

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет».

Если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора по ведению бухгалтерского учета заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Исполнитель вправе не приступать к оказанию услуги, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору, препятствует исполнению договора исполнителем, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. При наличии данных обстоятельств, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, и потребовать возмещение убытков (статья 719 ГК РФ).

Более подробно с вопросами о порядке заключения договоров возмездного оказания услуг Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Договор возмездного оказания услуг».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Методы складского учета товарно-материальных ценностей ..
Учет товарных запасов в бухгалтерии ..
Приобретение неисключительных прав на интеллектуальную собственность у иностранного правообладателя. ..
Учет расходов организации на создание интернет–сайта ..
Учет расходов на подписку у потребителя ..
Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами за счет ФСС ..
Договор товарного кредита и налог на добавленную стоимость ..
Оплата труда в выходные, нерабочие дни и в ночное время, сверхурочных работ ..
Издательская деятельность. Возврат некачественного товара, который был приобретен в результате догов ..
Учет потерь от брака на предприятиях легкой промышленности ..
Государственная регистрация ликвидации юридического лица ..
Юридические лица государственная регистрация при реорганизации в форме присоединения ..
Лицензирование строительной деятельности ..


Похожие документы из сходных разделов


Наличная и безналичная формы оплаты за нефтепродукты


Технические требования к электронной ККТ для денежных расчетов в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом утверждены решением ГМЭК (Письмо ГМЭК от 28 ноября 1994 года №АО-7-272 «О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам» (вместе с выпиской из ПРОТОКОЛА заседания ГМЭК от 10 ноября 1994 года №14 «Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли», «Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денеж

[ознакомиться полностью]

Возврат денежных средств по неиспользованным чекам при оплате нефтепродуктов на АЗС


Общий порядок возврата денежных средств покупателю по неиспользованным чекам ККТ предусмотрен Типовыми правилами эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104).

Возврат денежных средств оформляется актом формы №КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

С помощью ККТ возможно оформить и возврат денежных средств покупателю в случае неполного отпуска нефтепродуктов по талонам.

Как правило, на АЗС применяется о

[ознакомиться полностью]

Использование контрольно-кассовой техники при приеме металлолома


Закон №54-ФЗ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием от населения металлолома, производить наличные денежные расчеты с применением ККТ, включенной в Государственный реестр (пункт 3 статьи 2 закона №54-ФЗ).

Таким образом, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по приему металлолома от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно осуществлять без применения контрольно-кассовой техники. Такая позиция подтверждена Письмами ФНС Российской Федерации от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@, МНС РФ от 9 апреля 2004 год

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100