Главная страница --> Ведение бизнеса

Налог на добавленную стоимость. Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ. Проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр организациями игорного бизнеса



ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТАТЬЕЙ 149 НК РФ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕРВИСНЫМ ЦЕНТРОМ РАБОТ ПО ГАРАНТИЙНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Организация-изготовитель не может передать свои обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров другим организациям по какому-либо договору, поскольку они основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара.

Вместе с тем, изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров). Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора.

В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленном договором между ними. Указанный договор является договором в пользу третьего лица: организация – изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю.

В соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев товара сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-производителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В связи с этим на практике зачастую возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в течение гарантийного срока эксплуатации.

Следует обратить внимание на указания Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом Кодекс не содержит обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем, что позволяет рассматривать ситуацию оказания услуг по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока сервисным центром.

Таким образом, сервисный центр оказывает услуги по ремонту не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда, за что и получает соответствующую плату. Однако НК РФ установлено, что не подлежат обложению услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, оказываемые без взимания дополнительной платы.

При этом НК РФ не конкретизирует, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги, а потому, хотя сервисный центр и производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он все же это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от организации-изготовителя данных товаров на основе заключенного с ней договора подряда.

Нечеткость формулировки, содержащейся в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, на практике вызывает многочисленные споры с налоговыми органами, поскольку данная норма не уточняет, с кого именно не взимается дополнительная плата. В частности, по мнению многих налоговых инспекций, фраза «без взимания дополнительной платы» указывает на то, что сервисная организация не должна получать какую-либо плату за гарантийный ремонт ни от покупателя, ни от какого-либо другого лица. Только в таком случае услуги по гарантийному ремонту не будут облагаться НДС.

Рассмотрим две точки зрения.

Первая:

Напомним, что льгота, установленная подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, позволяет не облагать НДС стоимость услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации.

Разъяснения применения указанной нормы содержатся в пункте 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, согласно которому не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в том числе нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Как было отмечено, договор между организацией-изготовителем и сервисным центром на выполнение работ по гарантийному ремонту является договором в пользу третьего лица: организация – изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю. Для покупателя данные услуги оказываются без взимания платы.

Поэтому в статье 149 НК РФ под дополнительной платой понимается дополнительная плата потребителя, то есть дополнительная сумма к той цене, которую он заплатил за приобретенный товар. В эту цену организация-изготовитель уже заложила свои расходы на возможный ремонт. Поэтому при наступлении гарантийного случая покупатель не будет дополнительно оплачивать эти услуги. Таким образом, для того чтобы услуги по гарантийному ремонту не облагались НДС, именно покупатель не должен вносить дополнительной платы.

Пунктом 39 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11 октября 1995 года №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утратившей силу с 2001 года в связи со вступлением НК РФ, было указано, что дополнительная плата не должна взиматься именно с потребителей, такой подход на практике сохранился и в настоящее время, что подтверждается многочисленными разъяснениями представителей налоговых органов.

Таким образом, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, полученные от изготовителей организацией, осуществляющей данный гарантийный ремонт, в размере стоимости работ по гарантийному ремонту, включая вознаграждение за их оказание, если работы производятся без взимания дополнительной платы с покупателей товара.

При этом необходимым условием для применения указанной льготы является документальное подтверждение фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования (смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 27 февраля 2003 года №04-03-11/20).

Вторая:

Сервисный центр не выполняет ремонта именно гарантийного, с точки зрения гражданско–правовой квалификации, так как услуги оказываются не стороной предоставляющей гарантию. Реализация услуг (для целей налогового законодательства) осуществляется между заказчиком – организацией предоставившей гарантию и ремонтной организацией и данные услуги не являются гарантийным ремонтом и облагаются НДС в общем порядке. При этом с заказчика услуги – организации предоставившей гарантию сервисный центр взимает именно дополнительную плату.

Именно от того, может ли организация подтвердить, что производимый ремонт является гарантийным и что он выполнен в течение гарантийного срока, зависит получение права на применение льготы.

При недостаточности доказательств отнесения ремонта к гарантийному данные работы могут квалифицироваться как безвозмездно выполненные. В этом случае НДС уплачивается полностью с рыночной стоимости работ по ремонту, а расходы на ремонт для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Для целей обоснования не обложения НДС стоимости выполненных работ необходимо документально доказать факт того, что работы являются в действительности гарантийным ремонтом именно для сервисного центра. В ходе налоговых проверок применения льготы по НДС налоговые органы тщательно анализируют документы, подтверждающие отнесение выполненных работ к гарантийным и определяющие гражданско-правовые отношения сервисного центра и организации предоставившей гарантийные обязательства.

При обращении покупателя в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатков товара в ходе гарантийного ремонта, покупатель должен предъявить гарантийный талон. Гарантийный талон выступает в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту: оригинал талона передается организации – изготовителю, которая оплачивает работы по ремонту, а копия остается у сервисной организации.

После выполнения работ по гарантийному ремонту должен быть составлен акт сдачи-приемки работ, который содержит подпись покупателя, который обратился за устранением неисправности. Акт приемки-передачи работ подтверждает факт осуществления гарантийного ремонта.

Данные документы могут являться частью доказательства осуществления гарантийного ремонта. Документы, которые сервисная организация должна иметь в целях обоснования правильности применения льготы по НДС, рекомендуется указать в учетной политике по НДС.

Если Вы приняли решение, как сервисный центр, применить льготу согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, то Вам следует иметь в виду, что НДС по приобретаемым запасным частям, предназначенным для использования при выполнении гарантийного ремонта и обслуживания, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретаемых запасных частей на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ, суммы НДС, предъявленные покупателям при приобретении товаров (работ, услуг), которые используются для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В случае принятия налогоплательщиком сумм НДС, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 НК РФ).

Таким образом, если НДС по рассматриваемым запасным частям ранее был принят к вычету, при передаче запасных частей на проведение гарантийного ремонта соответствующие суммы налога следует восстановить и уплатить в бюджет согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ, то же касается и основных средств.

При этом пунктом 4 статьи 149 НК РФ определено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Такое ведение раздельного учета можно обеспечить ведением отдельных субсчетов второго порядка по счету 90 «Продажи», например субсчет второго порядка 1 «Выручка по негарантийному ремонту», субсчет второго порядка 2 «Выручка по гарантийному ремонту».

Сервисные центры, уполномоченные продавцом проводить работы по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока, при применении льготы, установленной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, могут столкнуться с претензиями со стороны налоговых органов, если договор на осуществление гарантийного ремонта заключен не с организацией-изготовителем, а с торговой организацией, которая и оплачивает работы.

В связи с этим целесообразно изложить суть позиции налоговых органов и оценить ее обоснованность.

Напомним, что льгота, установленная подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, позволяет не облагать НДС стоимость услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации.

Разъяснения применения указанной нормы содержатся в пункте 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, согласно которому не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в том числе нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Таким образом, позиция МНС РФ по вопросу применения рассматриваемой льготы сводится к тому, что освобождаются от уплаты НДС только услуги по гарантийному ремонту, если они оплачены за счет средств организаций-изготовителей.

Позиция Минфина Российской Федерации, предусматривающая иную точку зрения, изложена в Письме от 27 февраля 2003 года №04-03-11/20: «услуги…по гарантийному ремонту оборудования, приобретенного как у заводов - изготовителей, так и у торгующих организаций, налогом на добавленную стоимость не облагаются при условии документального подтверждения фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования».

По нашему мнению, позиция налоговых органов не является обоснованной и ограничивает право налогоплательщиков при применении льготы, установленной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Следование обозначенному выше подходу приводит к тому, что стоимость работ, выполняемых сервисным центром по гарантийному обслуживанию и ремонту товаров, увеличивается на сумму НДС, если заказчиком является не организация-изготовитель, а торговая организация.

Непосредственно из положений подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ не следует ограничения в порядке применения рассматриваемой льготы в зависимости от того, какая организация несет обязательства по гарантийному ремонту организация-изготовитель или организация торговли.

Возмещать стоимость гарантийного ремонта должна организация, которая отвечает за качество товара перед потребителем в соответствии с предоставленной гарантией и которая обязана осуществить гарантийный ремонт. Любая организация, которая принимает на себя гарантийные обязательства, закладывает в цену реализуемого товара стоимость услуг по гарантийному ремонту. С этой цены и уплачивается НДС в момент продажи товара. Это означает, что соответствующая доля НДС, приходящаяся на стоимость услуг по гарантийному ремонту, уже оплачена в бюджет.

Отметим, что в настоящее время нам не известно о какой-либо арбитражной практике рассмотрения вопроса по применению данной льготы в ситуации, когда работы по гарантийному ремонту осуществляются специализированными ремонтными мастерскими (сервисными центрами) по договору с торговой организацией, которая при продаже товаров покупателям принимает на себя гарантийные обязательства.

В обстоятельствах неопределенности относительно правомерности применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, сервисными центрами в отношении работ гарантийного ремонта по договорам, заключенным с торговыми организациями, рекомендуем оценить связанные с этим налоговые риски.

По общему правилу, если организация осуществляет операции облагаемые НДС, то суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенные для осуществления таких операций, принимаются к вычету (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

Если товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету из бюджета не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (подпункт 1 пункта 2 статьи 170 главы 21 НК РФ).

В связи с этим, признавая выполнение работ по гарантийному ремонту по договору с торговой организацией операцией облагаемой НДС, сервисный центр, по всей вероятности, будет принимать к вычету из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам по запчастям, используемым для гарантийного ремонта.

Позиция налоговых органов в отношении применения льготы в рассматриваемой ситуации может измениться, то есть использование освобождения от НДС операций по гарантийному ремонту, оплачиваемому иной организацией, а не изготовителем будет признано правомерным. Такое изменение может произойти, например, под влиянием решений арбитражной практики, если судами будет подтверждено, что действие льготы, установленной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не поставлено НК РФ в зависимость от того, какая организация принимает на себя гарантийные обязательства – организация-изготовитель продукции или торговая организация. Кроме того, согласно статье 34.2 НК РФ , введенной Федеральным законом №58-ФЗ:

«Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения».

Письмом Минфина Российской Федерации от 27 февраля 2003 года №04-03-11/20 Департамент налоговой политики Минфина Российской Федерации разъяснил, что услуги по гарантийному ремонту товаров, приобретенных как у заводов - изготовителей, так и у торгующих организаций, НДС не облагаются при условии документального подтверждения фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования.

Признание работ по гарантийному ремонту, выполняемых сервисным центром по договору с торговой организацией, операцией, не облагаемой НДС повлечет, соответственно, следующее:

  • Обязанность сервисного центра уплатить суммы НДС в бюджет со всей стоимости выполненных работ, поскольку ранее им были выданы счета-фактуры покупателю – торговой организации. Это следует непосредственно из положений пункта 5 статьи 173 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете - фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
  • Одновременно признание вычета, произведенного при приобретении запчастей, товарно-материальных ценностей (в том числе основных средств), используемых для осуществления работ по гарантийному ремонту, не правомерным на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ.

Отметим, что при таких обстоятельствах для снижения риска наступления неблагоприятных налоговых последствий, указанных выше, организации целесообразно было бы использовать добровольный отказ от использования льготы. В этом случае рассматриваемые операции признавались бы подлежащими обложению НДС в общеустановленном порядке. Порядок отказа от применения льготы установлен пунктом 5 статьи 149 НК РФ, согласно которому для отказа от льготы налогоплательщик должен представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Однако обращаем Ваше внимание, что пункт 5 статьи 149 НК РФ право отказа от освобождения от НДС устанавливает только в отношении операций, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, в то время как рассматриваемая льгота по гарантийному ремонту указана в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Таким образом, механизм отказа от применения установленного Налоговым кодексом льготного режима налогообложения действует только в отношении ограниченного круга операций и не распространяется на льготу по гарантийному ремонту.

В этом случае, организации – сервисному центру, выполняющему работы по гарантийному ремонту и обслуживанию на основании договоров с торговой организацией, в целях избежания применения мер налоговой ответственности за неправильное исчисление НДС рекомендует получить в официальном порядке от налоговых органов письменное разъяснение по вопросам применения подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися льгот для юридических лиц , Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Льготы для юридических лиц ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Налог на прибыль (лизинг) ..
Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездных займов ..
Отражение таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете ..
Ответственность должностных лиц организации за нарушение налогового законодательства ..
Договор поручения ..
Нормирование рекламных расходов ..
Методы складского учета товарно-материальных ценностей ..
Учет товарных запасов в бухгалтерии ..
Приобретение неисключительных прав на интеллектуальную собственность у иностранного правообладателя. ..
Учет расходов организации на создание интернет–сайта ..
Учет расходов на подписку у потребителя ..
Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами за счет ФСС ..
Договор товарного кредита и налог на добавленную стоимость ..


Похожие документы из сходных разделов


Договор комиссии


Договор комиссии является одним из самых распространенных гражданско-правовых соглашений, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

Осуществление договора комиссии регулируется главой 51 «Комиссия» Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Что понимается под договором комиссии в гражданском законодательстве?

Определение данного договора дано в статье 990 ГК РФ:

«1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за

[ознакомиться полностью]

Налогообложение расходов на командировки. Налог на прибыль


  • расходы должны быть обоснованными.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;

  • расходы должны быть документально подтверждены.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы признаются таковыми в том

[ознакомиться полностью]

Командировочные расходы. Единый социальный налог


Согласно пункту 2 статьи 238 НК РФ*

*При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100