Главная страница --> Ведение бизнеса

Открытие и закрытие банковских счетов представительства за рубежом



По месту нахождения представительства организация может открыть расчетный счет в валюте той страны, где открыто представительство.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

При этом согласно части 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ, резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии либо закрытии счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, установленной Приказом ФНС Российской Федерации от 10 августа 2006 года №САЭ-3-09/518@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами Российской Федерации», в которой необходимо указать помимо прочего, номер счета, дату открытия (закрытия) счета и сведения о договоре с иностранным банком.

Отметим, что часть 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ с 1 января 2007 года действует для всех счетов, открываемых в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (часть 3 статьи 26 Закона №173-ФЗ).

В момент написания настоящей книги остается действующим положение части 3 статьи 12 Закона №173-ФЗ, согласно которому резиденты открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации в случаях, не указанных в части 1 статьи 12 Закона №173-ФЗ, в порядке, устанавливаемом Центральным Банком Российской Федерации, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (вклада). Часть 3 статьи 12 действует до 1 января 2007 года.

В данном случае у резидента отсутствует обязанность уведомления налогового органа по месту своего учета об открытии предварительно зарегистрированного счета (вклада), так как в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета только о закрытии счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с банком за пределами территории Российской Федерации (Письмо ФНС Российской Федерации от 8 августа 2006 года №ШТ-6-09/777@ «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» (далее - Письмо ФНС Российской Федерации №ШТ-6-09/777@).

Кроме того, в  вышеуказанном Письме ФНС Российской Федерации указано, что:

«в соответствии с частью 10 статьи 28 Федерального закона 10.12.2003 №173-ФЗ резидент обязан уведомить налоговые органы по месту своего учета о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением органа валютного контроля, действие которого прекратилось, не позднее одного месяца со дня прекращения действия указанного разрешения, если резидент продолжает проведение по такому счету операций в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ».

В случае закрытия резидентом счета в соответствии с условиями разрешения на открытие счета в банке за пределами территории Российской Федерации и проведение по нему операций уведомление резидентом налоговых органов об этом не требуется.

Перечень стран, территорий и организаций, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), содержится в приложениях к Письму ФНС Российской Федерации №ШТ-6-09/777@.

«Резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета (вклады) в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также банковские счета (вклады) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), после предварительной регистрации открываемого счета (вклада) в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России» (Указание Центрального банка Российской Федерации от 4 мая 2005 года №1574-У «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации»).

Физические лица – резиденты (не являющиеся индивидуальными предпринимателями) открывают банковские счета (вклады) в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также банковские счета (вклады) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), после предварительной регистрации открываемого счета (вклада) в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком Российской Федерации (Указание Центрального банка Российской Федерации от 30 марта 2004 года №1411-У «Об открытии физическими лицами – резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации»).

Правила предварительной регистрации установлены статьей 18 Закона №173-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года №623 «Об утверждении правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого за пределами территории Российской Федерации» (далее – Правила №623).

Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента.

Резидент должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета за предварительной регистрацией счета до открытия счета.

Согласно пункту 7 Правил №623 предварительной регистрации счета резидент, являющийся юридическим лицом, должен представить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы:

  • заявление о предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации  по форме согласно приложению №2, указанных Правил №623;
  • документ о государственной регистрации юридического лица;
  • справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения.

Документы, представляемые резидентом в налоговый орган для осуществления предварительной регистрации, должны быть действительными на день их представления налоговому органу и представляются резидентом в налоговый орган в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (Письмо ФНС России от 7 декабря 2005 года №ВЕ-6-24/1020@ «О предварительной регистрации счетов (вкладов), открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации»).

Оригиналы указанных документов, за исключением заявления о предварительной регистрации счета, принимаются налоговым органом для ознакомления и возвращаются представившим их лицам непосредственно под расписку или путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня их получения налоговым органом. В материалы налогового органа (досье) в этом случае помещаются заверенные налоговым органом копии (часть 5 статьи 23 Закона №173-ФЗ).

Порядок представления документов установлен пунктом 10 Правил №623, согласно которому, документы представляются резидентом в налоговый орган непосредственно либо через своего представителя, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Днем получения заявления о предварительной регистрации счета считается:

для заявления, представленного в налоговый орган непосредственно, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии заявления;

для заявления, направленного заказным почтовым отправлением, - дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.

Законом №173-ФЗ установлен предельный срок рассмотрения налоговыми органами заявления о предварительной регистрации счета. Такое рассмотрение осуществляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления (статья 18 Закона №173-ФЗ).

По истечении указанного срока налоговый орган обязан осуществить предварительную регистрацию счета (выдать регистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в предварительной регистрации.

В случае предварительной регистрации налоговый орган обязан выдать заявителю свидетельство о предварительной регистрации счета (вклада), открываемого резидентом в банке за пределами территории Российской Федерации, по форме, установленной Правилами №623.

Статьей 18 Закона №173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительной регистрации. К ним относятся:

1. непредставление полного комплекта документов, требуемых для предварительной регистрации;

2. представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Закона №173-ФЗ;

3. выявление в представленных документах недостоверной информации, противоречащих или не соответствующих друг другу сведений;

4. если на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации им открыт;

5. введение в соответствии с федеральными законами запрета на открытие счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад).

Отказ по иным основаниям, в том числе отказ по мотивам отсутствия экономической целесообразности открытия счета, не допускается (пункт 8 статьи 18 Закона №173-ФЗ).

Отказ в предварительной регистрации по основаниям 1-3 не является препятствием для повторного обращения в налоговый орган при условии устранения допущенных нарушений.

Решение налогового органа об отказе в предварительной регистрации счета может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Свидетельство о предварительной регистрации или мотивированный отказ в предварительной регистрации счета вручаются налоговым органом резиденту либо его представителю под расписку или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае установления требования о предварительной регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе регистрационного документа (пункт 4 статьи 12 Закона №173-ФЗ).

Закон №173-ФЗ предоставляет право юридическим лицам - резидентам осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, без ограничений.

В тоже время, в соответствии с частью 6.1 статьи 12 Закона №173-ФЗ допускается осуществлять следующие валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации:

«1) операции по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части сотрудников на территорию страны местонахождения указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;

4) операции, указанные в пунктах 10 и 11 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона».

Частью 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ предусмотрена обязанность резидентов – юридических лиц представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Правила представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Правила №819).

Согласно пункту 4 Правил №819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, обязан представлять в налоговый орган отчет в 2 экземплярах и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Форма отчета утверждена Правилами №819.

Подтверждающие банковские документы должны быть представлены за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.

В случае закрытия резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

Документы представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с Основами о нотариате. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Один экземпляр представленного отчета с отметкой налогового органа возвращается непосредственно резиденту либо представителю резидента под расписку в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета. Второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими банковскими документами остается в налоговом органе.

Согласно пункту 9 Правил №819 днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом либо представителем резидента, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно резиденту либо представителю резидента под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в общем порядке, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.

Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

Часть 8 статьи 12 Закона №173-ФЗ исключает из сферы нормативного регулирования данной статьи уполномоченные банки и валютные биржи.

Такие субъекты открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным Банком Российской Федерации.

Статья 118 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение сроков представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке. Напоминаем, что пунктом 2 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов. Субъектами правонарушения являются:

- организации,

- индивидуальные предприниматели, но не иные физические лица.

За нарушение установленных сроков представления налоговым органам информации об открытом или закрытом организацией или индивидуальным предпринимателем счете,  статья  118 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей.

В соответствии со статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за это же нарушение, на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 5 Федерального Закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка открытия представительства российского юридического лица за рубежом, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Как открыть свое представительство за рубежом».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Лицензирование в полиграфии ..
Правовые основы деятельности союзов общественных объединений ..
Налогоплательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения ..
Налог на прибыль (лизинг) ..
Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездных займов ..
Отражение таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете ..
Ответственность должностных лиц организации за нарушение налогового законодательства ..
Договор поручения ..
Нормирование рекламных расходов ..
Методы складского учета товарно-материальных ценностей ..
Учет товарных запасов в бухгалтерии ..
Приобретение неисключительных прав на интеллектуальную собственность у иностранного правообладателя. ..
Учет расходов организации на создание интернет–сайта ..


Похожие документы из сходных разделов


Налогообложение зарубежных представительств российских организаций


Активный выход российского бизнеса на международный рынок приводит к необходимости создания российскими юридическими лицами обособленных подразделений на территории иностранных государств. Отметим, что современные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации представлены в основном обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого или открытого типа.

Деятельность акционерных обществ в настоящее время регулирует Закон №208-ФЗ, а деятельность обществ с ограниченной ответственностью - Закон - №14-ФЗ.

Так, согласно статье 5 Закона №14-ФЗ и статье 5 Зако

[ознакомиться полностью]

Взыскание дебиторской задолженности при банкротстве компании-должника


Как известно, в случае если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его в судебном порядке несостоятельным (банкротом).

Многие организации в случае ликвидации компании – должника заранее списывают суммы дебиторской задолженности на внереализационные расходы как нереальные для взыскания, в результате чего возникают судебные споры с налоговыми органами, которые они проигрывают.

Рассматривая вопрос о взыскании дебиторской задолженности в случае банкротства к

[ознакомиться полностью]

Дебиторская задолженность. Понятие, виды и общие правила списания


Согласно Глоссарий.ру:

«Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит».

В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ):

«К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные прав

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100