Главная страница --> Ведение бизнеса

Общество с ограниченной ответственностью. Порядок ликвидации



Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК РФ выделяет два вида ликвидации: добровольная и обязательная.

Общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания участников общества.

Причины ликвидации общества могут быть самыми разными, в том числе это может быть в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, либо с достижением цели, ради которой оно создано.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров, исполнительный орган либо участник ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания участников вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью), решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу принимается всеми участниками единогласно.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Перечень оснований для судебной ликвидации общества установлен статьей 61 ГК РФ:

- в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Осуществление обществом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации;

- в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;

- в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. К примеру, судебная практика рассматривает как грубое нарушение налогового законодательства отсутствие ответчика по месту постоянной регистрации (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2003 года по делу №А78-164/03-С1-4/5-Ф02-1806/03-С2).

Иные основания и порядок ликвидации общества определяются ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Как видим, указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пункт 5 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, согласно которому в случае не исполнения обязанности по уменьшению уставного капитала, общество может быть ликвидировано.

Обратите внимание, не является основанием для ликвидации общества в судебном порядке неисполнение решения общего собрания о добровольной ликвидации общества.

Однако, следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации общества не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

При возложении судом обязанностей по ликвидации общества на его учредителей следует исходить из того, что эти обязанности в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью должны быть исполнены участниками общества.

Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора общества. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Учредители общества, принявшие решение о ликвидации общества обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС).

На практике возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации общества в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

С целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации общества, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

На основании статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В случаях, когда законодатель обязывает «уведомить» о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, уплата государственной пошлины при подаче уведомления не требуется. Данное сообщение носит уведомительный характер.

Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного общества. При наличии задолженности по налогам и сборам - обеспечивает применение к обществу мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Однако, при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения налоговой проверки, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Учредители общества назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Как уже было сказано, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Обратите внимание!

Согласно пункту 4 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в случае, когда участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества.

Ранее действовавшая редакция статьи 63 ГК РФ предусматривала обязанность общества согласовать промежуточный ликвидационный баланс с регистрирующими органами. Ныне действующая редакция говорит лишь о том, что:

«В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

Законом об обществах с ограниченной ответственности такой обязанности также не установлено.

Обратите внимание!

Кредитные организации обязаны согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с Банком Российской Федерации. Требования по составлению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и порядок согласования указанных балансов территориальными учреждениями Банка Российской Федерации определены в Положении о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка Российской Федерации, утвержденном Центральным Банком Российской Федерации от 4 октября 2000 года №125-П.

Согласно статье 63 ГК РФ выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников общества.

Обратите внимание!

Ликвидационный баланс не требует согласования с каким либо органом либо утверждения судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 июня 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/1242, от 18 апреля 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/505, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2005 года по делу №А65-18694/04-СГ3-25).

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, распределяется между участниками в соответствии со статьей 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация общества в связи с ликвидацией. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

·        подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

·        ликвидационный баланс;

·        документ об уплате государственной пошлины;

·        газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Кроме того, кредитные организации для государственной регистрации своей ликвидации обязаны представить в Банк Российской Федерации дополнительные документы. Перечень таких документов определен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 21 января 2003 года №1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России».

Общество может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным.

Признание общества банкротом судом влечет его ликвидацию. Общество может быть признано банкротом как в принудительном порядке, так и добровольно объявить о своем банкротстве.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Налог на добавленную стоимость. Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ. Проведение лотерей, орган ..
Командировочные расходы. Единый социальный налог ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 210. Налоговая база ..
Учет коммунальных услуг арендатором ..
Списание стоимости авторских прав на себестоимость издательской продукции ..
Валютные операции между резидентами ..
Учет общепроизводственных расходов ..
Наличная и безналичная формы оплаты за нефтепродукты ..
Расходы, не учитываемые для целей налогообложения ..
Учет расходов организации на создание интернет-сайта ..
Учет потерь от брака ..
Налог на имущество организаций, статья 378. Особенности налогообложения имущества, переданного в дов ..
Налог на имущество организаций, статья 377. Особенности определения налоговой базы в рамках договора ..


Похожие документы из сходных разделов


Хозяйственные общества и унитарные предприятия. Правовые основы


Хозяйственные общества и унитарные предприятия являются юридическими лицами. Юридические лица - это такие субъекты правоотношений, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Одной из самых распространенных и наиболее практически значимой классификацией юр

[ознакомиться полностью]

Порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц


Согласно статье 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Законодатель установил специальный порядок и сроки государственной регистрации юридических лиц следующими федеральными законами:

- Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях»;
[ознакомиться полностью]

Общество с ограниченной ответственностью. Распределение прибыли


 

Согласно статье 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участники общества вправе принимать участие в распределении прибыли.

В соответствии со статьей 28 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.

Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим соб

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100