Главная страница --> Ведение бизнеса

Налогообложение алкогольной продукции



Порядок начисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию .

Налогоплательщики акциза на алкогольную продукцию .

Как было уже указано выше, алкогольная продукция согласно пункту 1 статьи 181 НК РФ относится к подакцизным товарам.

Порядок учета расчетов по начислению и оплате акцизов регулируется главой 22 «Акцизы» НК РФ.

Обратите внимание!

Приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 года №БГ-3-03/440 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)» утверждены Методические рекомендации по применению главы 22 НК РФ в части подакцизных товаров (далее - Методические рекомендации).

В соответствии со статьей 179 НК РФ, налогоплательщиками акцизов признаются:

«1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации».

Напомним, что из положений Федерального закона №171-ФЗ следует, что производство и оборот алкогольной продукции вправе осуществлять лишь организации - юридические лица.

Лицами, ответственными за уплату акцизов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, являются:

- декларанты – лица, которые декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 15 пункта 1 статьи 11 ТК РФ);

- таможенные брокеры. Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный брокер это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

В соответствии со статьей 139 ТК РФ таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров.

Статьей 140 ТК РФ предусмотрен перечень условий для включения в Реестр таможенных брокеров:

«1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей».

В соответствии с пунктом 2 статьи 142 ТК РФ свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.

С 1 января 2004 года таможенный брокер имеет право ограничить перечень оказываемых им услуг, о чем делается соответствующая отметка в свидетельстве о включении в реестр. При заключении договора на брокерское обслуживание заверение этого договора у нотариуса не предусмотрено. Кроме этого, если ранее брокер представлял интересы клиента от своего имени, то теперь он это делает от имени клиента. Если декларирование производится брокером, то он является ответственным за уплату акцизов в соответствии со статьей 144 ТК РФ.

-        любое иное заинтересованное лицо, которое согласно ТК РФ воспользовалось правом уплатить таможенные пошлины, в том числе и акцизы, если иное не установлено ТК РФ.

Таким образом, следует отметить, что с 1 июля 2006 года плательщиками акциза по алкогольной продукции могут выступать лишь только организации, при условии:

-        если они совершают операции с алкогольной продукцией, являющиеся объектами налогообложения акцизами;

-        будучи участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) исполняют обязанности по исчислению и уплате акциза.

Обратите внимание!

Положения статьи 180 НК РФ (солидарная ответственность) применяются в отношении налогоплательщиков–участников договора простого товарищества, осуществляющих операции, признанные объектом налогообложения акцизами, с нелицензируемыми подакцизными товарами.

Понятие алкогольной продукции .

Понятие алкогольной продукции, используемое в налоговом законодательстве, раскрыто в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ:

«алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов)».

Согласно статье 2 Федерального закона №171-ФЗ, алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное). Понятие видов алкогольной продукции подробно нами описано в разделе 1 настоящей книги.

Обратите внимание!

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ отходы, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья не рассматриваются как подакцизные товары. При этом они должны соответствовать нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти. Это подтверждается Письмами Минфина Российской Федерации от 6 апреля 2006 года №03-04-06/43, от 20 декабря 2005 года №03-04-06/134, в которых на частный вопрос налогоплательщика даются разъяснения в отношении того, что головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) подакцизным товаром не является.

Помимо этого, для признания этой продукции не подакцизными товарами необходимо выполнение следующих условий:

-         наличие государственного регистрационного удостоверения;

-         направление данной продукции на дальнейшую переработку или использование для технических целей.

Государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, проводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года №874).

Операции с алкогольной продукцией, признаваемые объектами налогообложения акцизами.

В соответствии со статьей 182 НК РФ, объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции с алкогольной продукцией:

1) возмездная и безвозмездная реализация алкогольной продукции на территории Российской Федерации, лицами ее производящими;

Обратите внимание

Объектом налогообложения акцизами является и реализация алкогольной продукции, выступающей в качестве залога, а также передача алкогольной продукции по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Напомним, что статьей 334 ГК РФ установлено, что сторонами по договору залога выступают залогодатель и залогодержатель. Причем, залогодержатель это кредитор, который имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а залогодатель – лицо, которому принадлежит данное имущество на праве собственности. С момента передачи залогодержателю заложенного имущества у последнего возникает право залога, а не право собственности на предмет залога, эти понятия необходимо четко разграничивать.

В том случае, если залогодатель не может выполнить свое обязательство перед кредитором, обеспеченное залогом, на заложенное имущество обращается взыскание и происходит его реализация. Иначе, происходит переход права собственности на предмет залога от залогодателя к третьему лицу, следовательно, такая операция будет представлять собой объект налогообложения акцизами, причем этот объект возникает у залогодателя (производителя алкогольной продукции).

Для определения понятий «новация» и «отступное» необходимо так же обратиться к ГК РФ. Согласно статье 414 «Прекращение обязательства новацией» ГК РФ:

«1. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

2. Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.

3. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон»

Согласно статье 409 «Отступное» ГК РФ:

«По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами».

То есть, и «новация» и «отступное» предполагают переход права собственности на передаваемую алкогольную продукцию, следовательно, возникает объект налогообложения акцизами.

Отметим, что производители подакцизных товаров могут использовать их в качестве натуральной оплаты труда своих работников, и в этом случае производитель подакцизного товара также исчисляет и уплачивает акциз. Однако в отношении алкогольной продукции эта ситуация вряд ли возможна, так как статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает выдавать заработную плату в виде спиртных напитков:

«Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается».

2) продажа лицами переданной им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованной и (или) бесхозяйной алкогольной продукции, алкогольной продукции, от которой произошел отказ в пользу государства, и которая подлежит обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенной ими из давальческого сырья (материалов) алкогольной продукции собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанной алкогольной продукции в собственность в счет оплаты услуг по производству алкогольной продукции из давальческого сырья (материалов);

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 НК РФ налогоплательщик, производящий подакцизные товары из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. Иными словами, организация, производящая алкогольную продукцию из давальческого сырья, обязана начислить к уплате в бюджет и предъявить собственнику давальческого сырья акциз по алкогольной продукции в момент передачи этой продукции собственнику давальческого сырья.

Пример 1.

Организация – производитель алкогольной продукции получила 600 литров этилового спирта в качестве давальческого сырья и изготовила из него 1 500 литров алкогольной продукции крепостью 40%.

В рассматриваемом примере сумма акциза, предъявляемая собственнику давальческого спирта при передаче ему изготовленной из этого спирта алкогольной продукции, составит 97 200 рублей (1500 литров х 40% х 162 рублей/литр).

Окончание примера.

4) передача в структуре организации произведенной алкогольной продукции для дальнейшего производства неподакцизных товаров. Примером такой передачи может служить передача алкогольной продукции в структурное предприятие общепита, например, в кулинарию для производства кондитерских изделий.

5) передача произведенной алкогольной продукции для собственных нужд. Примером такой передачи является передача алкогольной продукции на экспертизу, или передача на проведение праздничных мероприятий.

6) передача на территории РФ производителями алкогольной продукции в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

При передаче алкогольной продукции в качестве вклада в уставный (складочный) капитал налоговая база по акцизу определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 НК РФ, как объем переданной продукции в натуральном выражении.

Пример 2.

Организация-производитель алкогольной продукции (водки) в качестве вклада в уставный капитал ООО передала 4 000 бутылок емкостью 0,5 литра. Объемная доля этилового спирта в алкогольной продукции составляет 40%.

В рассматриваемом примере организация при передаче алкогольной продукции (водки) собственного производства в качестве вклада в уставный капитал ООО исчисляет и уплачивает акциз в сумме 129 600 рублей (4 000 бутылок х 40% х 162 рубля/литр х 0,5 литра).

Окончание примера.

7) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенной ею алкогольной продукции своему участнику (его правопреемнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача алкогольной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенной алкогольной продукции на переработку на давальческой основе.

9) ввоз алкогольной продукции на таможенную территорию Российской Федерации.

Напоминаем, что Федеральным законом №107-ФЗ в главу 22 «Акцизы» НК РФ с 1 января 2006 года внесены изменения. До указанной даты объектом налогообложения акцизами признавалась реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков (ее производителей), либо с акцизных складов другой организации (подпункт 5 пункта 1 статьи 182 НК РФ). При этом не признавалась объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации.

С 1 января 2006 года подпункт 5 пункта 1 статьи 182 НК РФ утратил силу. При этом у многих оптовых организаций имелись в наличии остатки алкогольной продукции, по которой ее производители уплатили акциз в размере 20% и 35% от установленной на тот момент ставки. Напоминаем, что такие оптовые организации с 1 января 2006 года должны были руководствоваться статьей 3 Федерального закона №107-ФЗ, устанавливающей следующие переходные положения:

Организации оптовой торговли, учредившие до 1 января 2006 года акцизные склады при реализации с 1 января 2006 года остатков алкогольной продукции поступившей к ним на склады (или отгруженной в их адрес) до 1 января 2006 года, признаются плательщиками акциза в части указанных остатков алкогольной продукции. Начислять акциз указанные организации должны в следующем порядке:

·        в размере 80% от действующей на 1 января 2006 года ставки для всей алкогольной продукции за исключением вин;

·        в размере 65% от действующей на 1 января 2006 года ставки для вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона №107-ФЗ акциз уплачивается по остаткам реализуемой алкогольной продукции исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

«1) не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

2) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца».

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона №107-ФЗ определено, что акциз уплачивается по месту реализации (передачи) алкогольной продукции оптовыми организациями.

Пример 3.

Оптовой организацией в январе 2006 года были реализованы остатки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 43% - 12 000 литров, принятых организацией на акцизный склад в декабре 2005 года. При этом 10 000 литров было реализовано оптовой организацией 13 января 2006 года, а 2 000 литров были реализованы 17 января 2006 года.

Оптовая организация не позднее 25-го января 2006 года должна была заплатить следующую сумму акциза:

10 000 литров х 159 рублей х 43% х 80% = 546 960 рублей.

Не позднее 15 февраля 2006 года организация обязана перечислить акциз в сумме:

2 000 литров х 159 рублей х 43% х 80% = 109 392 рубля.

Налоговую декларацию по акцизам, начисленным за январь 2006 года, оптовая организация должна была предоставить в налоговый орган не позднее 15 февраля 2006 года.

Окончание примера.

В связи с тем, что с 1 января 2006 года подпункт 5 пункта 1 статьи 182 НК РФ утратил силу, соответственно утратили силу и положения статей 196, 197 НК РФ о том, что алкогольная продукция до момента ее реализации покупателям должна помещаться на акцизные склады.

Таким образом, начиная с 1 января 2006 года, организации оптовой торговли, приобретающие алкогольную продукцию у ее производителей, не признаются налогоплательщиками акциза. При реализации алкогольной продукции организации – производители данной продукции уплачивают акциз в полном объеме по налоговым ставкам, установленным статьей 193 НК РФ.

Отметим, что пунктом 3 статьи 182 НК РФ установлено, что в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ к производству приравнивается и розлив алкогольной продукции. Но это только в том случае, если розлив осуществляется как часть общего процесса производства алкогольной продукции в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, регламентирующими процесс ее производства и утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В ГОСТах и (или) иной нормативно-технической документации, регламентирующей производство алкогольной продукции, содержатся требования по розливу в потребительскую тару. Следовательно, такая операция представляет собой часть общего процесса производства, в результате которого продукция определяется как товар готовый к применению. Таким образом, учитывая изложенное, организация, осуществляющая только розлив алкогольной продукции, является плательщиком акциза при реализации алкогольной продукции, разлитой в потребительскую тару.

Кроме того, к производству алкогольной продукции приравниваются любые виды смешения алкогольной продукции в местах ее хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

Обратите внимание!

При реорганизации организации, производящей алкогольную продукцию, её права и обязанности по уплате акциза, переходят к правопреемнику. Статьей 50 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица» НК РФ установлено, кто является правопреемником при реорганизации. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 50 НК РФ:

«При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

«При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо» (пункт 5 статьи 50 НК РФ).

«При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов» (пункт 6 статьи 50 НК РФ).

Таким образом, как видно из положений статьи 50 НК РФ, в любом случае обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником. Эта обязанность возлагается на правопреемника независимо от того, знал ли он до завершения реорганизации о том, что реорганизованное юридическое лицо не исполнило своевременных обязанностей по уплате налогов. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям (пункт 2 статьи 50 НК РФ). Кроме того, на правопреемника возлагается обязанность по уплате сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Следовательно, если у реорганизуемого юридического лица имелись нереализованные остатки алкогольной продукции, уплату акцизов будет осуществлять организация - правопреемник при осуществлении операций, признанных объектами налогообложения в соответствии со статьей 182 НК РФ.

Операции с алкогольной продукцией, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со статьей 183 НК РФ следующие операции:

1) передача алкогольной продукции одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации

Так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, поэтому передача подакцизных товаров от одного структурного подразделения организации другому структурному подразделению реализацией подакцизных товаров не является.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: филиал ликероводочного завода, производит спирт-ректификат и передает его в структурное подразделение, занятое производством водки.

2) реализация алкогольной продукции, помещенной под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

Для того чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо выполнение всех требований, установленных статьей 184 НК РФ. Пунктом 2 статьи 184 НК РФ предусмотрено: чтобы не платить акциз при экспорте алкогольной продукции, организации необходимо представить в налоговые органы поручительство банка или банковскую гарантию, предусматривающую обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую сумму пеней, в случае непредоставления данной организацией в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 НК РФ, подтверждающих факт экспорта алкогольной продукции, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

3) первичная реализация (передача) конфискованной и (или) бесхозяйной алкогольной продукции, алкогольной продукции, от которой произошел отказ в пользу государства, и которая подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Обратите внимание!

Перечисленные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) алкогольной продукции.

Определение налоговой базы при исчислении акциза на алкогольную продукцию .

В соответствии со статьей 187 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Порядок определения налоговой базы при исчислении акциза зависит от вида ставки, применяемой к подакцизному товару. Глава 22 «Акцизы» предусматривает три вида ставок: твердые (специфические), адвалорные (в процентах) и комбинированные (состоящие из твердой и адволорной налоговой ставки).

Статья 193 НК РФ свидетельствует о том, что в отношении алкогольной продукции применяются твердые (специфические) налоговые ставки. Следовательно, налоговая база при реализации (передаче) алкогольной продукции, признаваемой объектом налогообложения акцизом, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 182 НК РФ как объем реализованной (переданной) алкогольной продукции в натуральном выражении.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации по курсу ЦБ РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров (пункт 5 статьи 187 НК РФ). Стоит заметить, что на определение налоговой базы при исчислении акциза на алкогольную продукцию, выручка налогоплательщика влияния не оказывает. Этот пункт, как и пункт 1 статьи 189 НК РФ «Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров» применяется в отношении подакцизных товаров, облагаемых акцизами по адвалорным ставкам.

Дата реализации подакцизных товаров определяется в соответствии со статьей 195 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 195 НК РФ:

«…дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию».

Следовательно, дата реализации (передачи) алкогольной продукции определяется как день ее отгрузки (передачи). В частности, об этом сказано и в Письме Минфина РФ от 16 февраля 2006 года №03-04-06/22 (ответ на частный вопрос налогоплательщика):

«В соответствии с п. 2 ст. 195 Кодекса в целях применения акцизов дата реализации подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.

Таким образом, в целях применения акцизов датой реализации алкогольной продукции признается день ее отгрузки налогоплательщиком-производителем».

При обнаружении недостачи алкогольной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи. Исключение составляют недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 195 НК РФ).

Как ранее упоминалось, размер ставки акциза в части налогообложения алкогольной продукции строго определен статьей 193 НК РФ в зависимости от ее вида и содержания в ней объемной доли этилового спирта. В связи с этим статьей 190 НК РФ установлено требование:

«1.В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке».

Иначе говоря, налогоплательщик, осуществляющий налогооблагаемые операции с алкогольной продукции должен определять отдельно налоговую базу, применительно к каждой налоговой ставке, то есть, обязан вести раздельный учет по каждому виду алкогольной продукции. В противном случае, при исчислении акциза в качестве налоговой базы у него будет использоваться единая налоговая база по всем видам реализации (передачи) алкогольной продукции и применяться максимальная ставка, предусмотренная налоговым законодательством для исчисления акциза по алкоголю. Таковы требования пункта 7 статьи 194 НК РФ.

Налоговый период.

Налоговый период по акцизу составляет календарный месяц. Это определено статьей 192 НК РФ. Напомним, что в соответствии со статьей 55 НК РФ:

«Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов».

Расчет суммы акциза .

Налогообложение подакцизной алкогольной продукции с 1 января 2007 года осуществляется по следующим налоговым ставкам, приведенным в статье 193 НК РФ:

Виды подакцизной алкогольной продукции

Налоговая ставка в рублях и копейках за единицу измерения

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

23 рублей 50 копеек за 1 литр безводного спирта этилового

Алкогольная продукция (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция(за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

162 рублей 00 копеек за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих),натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

2 рубля 20 копеек за 1 литр

Вина шампанские, игристые газированные, шипучие

10 рублей 50 копеек за 1 литр

Порядок исчисления акциза определен статьей 194 НК РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи:

«Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Кодекса».

Рассмотрим порядок исчисления на примере.

Пример 4.

Организация – производитель в январе 2007 года реализовала покупателю алкогольную продукцию крепостью 45% в количестве 1 000 бутылок по 0,5 литра.

Сумма акциза по алкогольной продукции, в отношении которой установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 НК РФ по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

Согласно статье 193 НК РФ налоговая ставка по такому виду алкогольной продукции составляет 162 рубля за литр.

Следовательно, на основании изложенного, организация-производитель при реализации алкогольной продукции начисляет акциз в сумме 36 450 рублей (1 000 бутылок х 45% х 0,5 литра х 162 рубля/литр).

Окончание примера.

Согласно пунктус 4 статьи 194 НК РФ:

«Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам».

Общая сумма акциза по алкогольной продукции исчисляется по итогам каждого налогового периода, который установлен как календарный месяц (статья 192 НК РФ), применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, имевшим место в соответствующем налоговом периоде.

Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю алкогольной продукции (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза. Это установлено статьей 198 НК РФ.

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах - фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации соответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты акциза, используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.

Статья 199 НК РФ определяет порядок отнесения сумм акцизов.

Учет акцизов у организации-изготовителя алкогольной продукции .

Согласно статье 199 НК РФ, суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации (за исключением безвозмездной) алкогольной продукции и предъявленные покупателю, налогоплательщик относит на расходы при исчислении налога на прибыль.

Учет акцизов у покупателя алкогольной продукции .

Покупатель, предъявленные ему суммы акциза учитывает в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Также в стоимости алкогольной продукции учитываются суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе этой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов). Исключение составляют случаи передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров (абзац 3 пункта 2 статьи 199 НК РФ).

Налоговые вычеты.

Сумму начисленного акциза налогоплательщик акциза может уменьшить на установленные статьей 200 НК РФ налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 201 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 201 НК РФ вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов – фактур, выставленных продавцами при приобретении подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций и иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено статьей 201 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 200 НК РФ:

«Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров».

Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенного в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемых в качестве расхода при исчислении налога на прибыль организаций (пункт 3 статьи 201 НК РФ). Если подакцизные товары (сырье) списаны в производство в одном налоговом периоде, а оплачены в другом налоговом периоде, то вычеты по акцизам производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья. Это подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 23 августа 2005 года №03-04-06/99, в котором даны разъяснения на частный вопрос налогоплательщика в отношении применения вычетов по акцизу при производстве алкогольной продукции.

Пример 5.

Для производства водки в феврале ликероводочный завод приобрел этиловый спирт. В этом же месяце спирт был отпущен в производство. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту из пищевого сырья составляет 225 000 рублей, которая в расчетных документах и в счет-фактуре поставщика выделена отдельной строкой. Оплата поставщику произведена в марте. Следовательно, налоговый вычет по акцизам по этиловому спирту из пищевого сырья ликероводочный завод применит в марте.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Для налогоплательщиков, использующих при производстве этилового спирта в качестве основообразующего сырья бражный дистиллят, отметим следующее. Акциз, уплаченный налогоплательщиком при приобретении дистиллята бражного, используемого в дальнейшем при производстве этилового спирта, при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям реализации этого спирта, налоговым вычетам, установленным пунктом 2 статьи 200 НК РФ, не подлежит.

Производство спирта этилового ректификованного на территории Российской Федерации регламентируется национальным стандартом ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный. Технические условия». Согласно указанному ГОСТу в перечне видов сырья, используемого для производства спирта этилового, дистиллят бражный не указан. Значит, использование дистиллята бражного в качестве сырья для производства спирта этилового ректификованного противоречит предусмотренным в ГОСТ Р 51652-2000 требованиям к производству этилового спирта. Об этом говорится в Письме ФНС Российской Федерации от 27 марта 2006 года №ШТ-6-07/325@.

Пунктом 2 статьи 200 НК РФ предусмотрено, что вычету подлежат суммы акциза, уплаченные по подакцизному сырью, безвозвратно утерянному в процессе его хранения, перемещения и последующей технологической обработки. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 254 НК РФ нормы естественной убыли при хранении и транспортировки материально – производственных запасов должны быть утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сразу отметим, что данная статья определяет состав материальных расходов для исчисления налога на прибыль. Однако положения о порядке утверждения норм естественной убыли используются и в целях применения вычета по акцизам.

Согласно статье 254 НК РФ нормы естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 12 ноября 2002 года №814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировки товарно–материальных ценностей».

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления №814, разработка и утверждение норм естественной убыли осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по соответствующим отраслям экономики.

 На момент написания книги нормы естественной убыли при хранении и транспортировки алкогольной продукции не утверждены. Впредь до утверждения новых норм естественной убыли при хранении и транспортировки алкогольной продукции налогоплательщики могут использовать нормы, которые ранее были утверждены соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Это право предоставлено статьей 7 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, которые в дальнейшем используются для производства алкогольной продукции.

То есть, если производство алкогольной продукции состоит из трех последовательных производственных циклов, а именно: производство этилового спирта из пищевого сырья, производство виноматериалов и производство алкогольной продукции (вина), то организация – изготовитель алкогольной продукции будет исчислять только акциз при реализации алкогольной продукции.

Если производство алкогольной продукции предполагает два цикла – производство виноматериалов и алкогольной продукции, то производитель алкогольной продукции имеет право получить вычет по акцизу, уплаченному поставщику по этиловому спирту. Причем этот вычет предоставляется на основании пункта 1 статьи 200 НК РФ.

Если же организация – изготовитель алкогольной продукции имеет один производственный цикл – непосредственно изготовление алкогольной продукции, а виноматериалы приобретает на стороне, то сумма акциза, исчисленного с реализации алкогольной продукции, уменьшается на сумму акциза, уплаченного производителем виноматериалов по спирту этиловому.

При этом данный вычет получает именно производитель алкогольной продукции, поскольку производитель виноматериалов не является плательщиком акцизов, так как виноматериалы не являются подакцизными товарами.

Обратите внимание!

Пунктом 2 статьи 201 НК РФ определено, что вычеты сумм акциза уплаченные по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции, производятся исходя из объемной доли спирта этилового, использованного для их производства, на момент приобретения виноматериалов при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов (их копий):

«1) договора купли-продажи виноматериалов, заключенного производителем виноматериалов и производителем алкогольной продукции;

2) платежных документов с отметкой банка, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов;

3) товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур;

4) купажных актов;

5) акта списания виноматериалов в производство».

Согласно пункту 5 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

При этом принять сумму акциза по возвращенной алкогольной продукции к вычету можно только в том случае, если акциз был начислен и отражен в налоговой декларации за тот период, когда алкогольная продукция была изготовлена и реализована. В налоговые органы необходимо представить документы, подтверждающие возврат алкогольной продукции, указав ее количество.

Таким образом, вычеты сумм акциза, указанные в пункте 5 статьи 200 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата этих товаров или отказа от этих товаров. Отметим еще такой момент, если организация получила алкогольную продукцию от поставщика – изготовителя до 1 января 2006 года по цене, включающей акциз, рассчитанный в размере 20 или 35% от установленной ставки акциза, то к вычету поставщик – производитель алкогольной продукции может принять сумму акциза в соответствующем размере.

Обратите внимание!

Сумма НДС, относящаяся к некачественной алкогольной продукции, возвращенной покупателем, сторнируется. В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации алкогольной продукции, в случае возврата этой продукции продавцу или отказа от них. При этом пунктом 4 статьи 172 НК РФ определено:

«Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа ».

Пример 6.

Ликероводочный завод «А» занимается производством водки.

«А» продал готовую продукцию в количестве 1000 бутылок емкостью по 0,5 литра оптовому покупателю на сумму 156 232 рубля (в том числе акциз -32 400 рублей, НДС – 23 832 рубля). Продукция была покупателем возвращена из-за ее низкого качества.

Бухгалтер «А» сделает следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

62

90-1

156 232

Сторно!

Отражена выручка от реализации алкогольной продукции

90-3

68-2

23 832

Сторнирован НДС

90-4

68-3

32 400

Сторнирован акциз

Акциз в сумме 32 400 рублей «А» может принять к вычету.

Окончание примера.

Если в каком-либо из налоговых периодов общая сумма налоговых вычетов, исчисленная в соответствии со статьями 200, 201 НК РФ, превысит сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам в соответствии со статьями 194 НК РФ, то в этом налоговом периоде налогоплательщик не уплачивает сумму акцизов (пункт 5 статьи 202 НК РФ).

Данная сумма превышения подлежит зачету в следующем налоговом периоде в счет текущих и (или) предстоящих платежей по акцизу.

Сумма превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, возникшая в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза, которая будет исчислена в следующем налоговом периоде, в первоочередном порядке по сравнению с другими налоговыми вычетами. То есть, в следующем налоговом периоде из суммы акциза по операциям, признаваемым объектом налогообложения, вначале следует вычесть сумму превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, возникшей в прошлом отчетном периоде, а затем следует вычесть налоговые вычеты, определенные в текущем налоговом периоде в соответствии со статьями 200, 201 НК РФ.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов, определенных согласно статьям 200, 201 НК РФ, превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения акцизом, полученная разница подлежит, в соответствии со статьей 203 НК РФ, возмещению налогоплательщику.

Возмещение может быть осуществлено в виде зачета суммы акциза, а также в виде возврата налогоплательщику денежных средств.

Указанные суммы превышения направляются:

- на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- на уплату пени. Пеня, согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ, представляет собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;

- на погашение недоимки. Недоимка согласно статье 11 НК РФ - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

- на погашение сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику. Налоговая санкция в соответствии со статьей 114 НК РФ является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Возникшие суммы превышения должны направляться на исполнение вышеперечисленных обязательств в отчетном налоговом периоде, а также в течение трех налоговых периодов, непосредственно следующих за отчетным налоговым периодом.

Налоговые органы производят зачет указанных сумм самостоятельно, а в случае если зачет производится по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, только по согласованию с таможенными органами.

После проведения зачета налоговые органы обязаны уведомить о нем налогоплательщика в течение 10 дней.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма акциза, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику на основании его письменного заявления. При отсутствии заявления налогоплательщика о возврате сумм акциза, налоговый орган не вправе самостоятельно произвести возврат.

После получения заявления налогоплательщика о возврате сумм акциза налоговый орган осуществляет следующие действия:

- в течение двух недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы акциза налогоплательщику из соответствующего бюджета;

- в течение двух недель после принятия решения или окончания срока, отпущенного для принятия решения, направляет принятое решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

В соответствии со статьей 6.1 НК РФ:

«Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день».

Органы федерального казначейства осуществляют возврат указанных сумм в течение двух недель после получения решения налогового органа. Возврат суммы акциза налогоплательщику осуществляется путем перечисления денежных средств на его расчетный счет в банке или ином кредитном учреждении.

В том случае, если решение налогового органа органами федерального казначейства не получено по истечении семи дней со дня направление его налоговым органом, датой получения решения признается восьмой день со дня направления решения налоговыми органами.

Если вышеперечисленные сроки нарушены, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (абзац 12 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

Налоговые декларации по акцизам на алкогольную продукцию .

На момент написания настоящей книги действует форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №168н. Обращаем ваше внимание, что указанным Приказом внесены изменения и в Приказ Минфина Российской Федерации от 3 марта 2005 года №32н «Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядок их заполнения».

Налогоплательщики, совершающие операции: по спирту этиловому из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, по алкогольной продукции, представляют в налоговые органы налоговые декларации по форме, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №168н. Декларация представляется в налоговые органы по месту своего нахождения (жительства), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, в срок, не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Утверждение этой формы декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением нефтепродуктов и табачных изделий связано с тем, что Федеральным законом №107-ФЗ в главу 22 «Акцизы» НК РФ внесены изменения.

С 1 января 2006 года организации, согласно внесенным изменениям, осуществляющие оптовую торговлю алкогольной продукцией, не признаются плательщиками акциза. Обязанность начислять акциз сохранилась у организаций, осуществляющих оптовую торговлю, только при реализации остатков алкогольной продукции, которые были у нее на 1 января 2006 года. При этом обязанность начислять акциз у организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, возникает независимо от того, будут ли эти остатки реализованы другим оптовым организациям или организациям розничной торговли.

Акциз уплачивается по месту реализации (передачи) алкогольной продукции организациями, осуществляющими оптовую торговлю. Налоговая декларация представляется в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, для организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, приобретенной до 1 января 2006 года, и реализуемой в 2006 году, предназначена форма Декларации, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 3 марта 2005 года №32н. В Приложении №4 к Приказу Минфина Российской Федерации №32н рассмотрен порядок заполнения налоговой декларации.

Приложений к декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением нефтепродуктов и табачных изделий – пять:

№1 – «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара (на внутреннем рынке)»;

№2 – «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара (на экспорт при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии)»;

№3 – «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара (на внутреннем рынке)»;

№4 – «Сведения об объемах денатурированного этилового спирта, полученного организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, от поставщиков, имеющих свидетельство на производство денатурированного спирта»;

№5 – «Сведения об объемах денатурированного этилового спирта, поставленного организациям, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, поставщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного спирта этилового».

Приложения №1-3 заполняются отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Приложение №1,3 к декларации заполняются в отношении подакцизных товаров, с которыми совершаются операции, признанные объектом налогообложения на территории Российской Федерации.

Приложение №2 к декларации заполняется налогоплательщиками в отношении товаров, реализованных на экспорт.

В верхней части каждой страницы приложения №1-3 к декларации указывается:

·        вид подакцизного товара и код вида подакцизного товара;

·        единица измерения налоговой базы и код единицы измерения налоговой базы.

Коды видов подакцизных товаров, коды единицы измерения налоговой базы подакцизных товаров указаны в справочниках, размещенных в Приложениях №1-3 к порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением нефтепродуктов и табачных изделий.

В соответствии с заполненными приложениями формируются данные раздела №2 «Расчет налоговой базы». В этом разделе определяется сумма акциза отдельно по операциям, совершенным на территории Российской Федерации, и по операциям реализации подакцизных товаров на экспорт.

Разделы 1.1 и 1.2, являющиеся сводными заполняются в последнюю очередь.

Более подробно вопросы заполнения декларации по акцизам на алкогольную продукцию мы рассмотрим в следующей редакции настоящей книги.

Кроме вышерассмотренной декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением нефтепродуктов и табачных изделий Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Положение о представлении деклараций). Декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Декларации представляются организациями, имеющими лицензии:

- на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

- на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции также представляют декларацию.

Организации, осуществляющие производство, хранение и поставки этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья, в том числе этилового спирта, ректификованного из спирта-сырца и головной фракции этилового спирта, а также денатурированного спирта, представляют декларации по форме согласно приложению №1 к Порядку представления деклараций.

Организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические и иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению №2 к Порядку представления деклараций.

Организации, осуществляющие производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению №3 к Порядку представления деклараций.

Организации, осуществляющие закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использующие ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации согласно приложению №4 к Порядку представления деклараций.

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению №5 к Порядку представления деклараций.

Организации представляют декларации по форме согласно приложению №6 к Порядку о представлении деклараций при осуществлении:

  • производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции;
  • закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции;
  • хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Организации представляют декларации по форме согласно приложению №7 к Порядку представления деклараций при осуществлении:

  • закупки, хранения и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • закупки этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • закупки этилового спирта на цели, не связанные с производством денатурированного спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в объеме свыше 200 дал в год.

Декларации представляются организациями по каждому виду продукции.

Декларации представляются в налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4 квартал года – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 4 Положения о представлении деклараций).

Налог на прибыль.

Согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ для целей налогообложения прибыли выручка от реализации алкогольной продукции признается доходом от реализации. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю алкогольной продукции (пункт 1 статьи 248 НК РФ).

При признании для целей налогообложения прибыли доходов и расходов методом начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации алкогольной продукции, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в ее оплату. Это определено пунктом 3 статьи 271 НК РФ.

Организация-изготовитель при расчете налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации алкогольной продукции уменьшает на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, произведенные в отчетном (налоговом) периоде, определяемые в порядке, установленном статьями 318, 319 НК РФ. При этом расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены (статья 252 НК РФ).

Статьей 288 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, в состав которой входят обособленные подразделения.

При реализации покупных товаров (алкогольной продукции) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации алкогольной продукции на стоимость их приобретения, определяемую одним из методов оценки покупных товаров в соответствии с принятой учетной политикой для целей налогообложения прибыли, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Алкоголь–особенности правовых отношений и налогообложения ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Материальные расходы ..
Расходы организации на оплату услуг сотовой связи ..
Признание суммовых разниц в бухгалтерском учете ..
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определен ..
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принци ..
Учет продажи готовой продукции и определение финансового результата организацией общественного питан ..
Учет тары ..
Учет и налогообложение авторских прав ..
Отдельные моменты организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Учет операций, свя ..
Особенности проведения выездных налоговых проверок при проверке обособленных подразделений ..
Гарантии прав налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) при проведении выездной нал ..
Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства ..
Бухгалтерский учет у лизингополучателя ..


Похожие документы из сходных разделов


Испытание работников при приеме на работу в торговую организацию


Испытание при приеме на работу – это проверка соответствия работника поручаемой ему работе.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ):

«при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе».

Отметим, что установление испытательного срока не обязанность работодателя, а право. Согласно статье 70 ТК РФ условие об испытании при приеме на работу может быть предусмотрено в трудовом договоре, поскольку является одним из

[ознакомиться полностью]

Торговля общие положения и особенности некоторых условий возникновения трудовых отношений


Торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям («Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99» - утверждено Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 августа 1999 года №242-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта»).

В Словарях экономических терминов это понятие имеет два значения:

1) отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и

[ознакомиться полностью]

Документальное отражение операций расходования продуктов (сырья)


Этот документ выполняет такую же роль, как и товарный отчет в торговой организации, служит для контроля над движением продуктов и поступлением выручки. Заполняется данная ведомость ежедневно, как правило, заведующим производством в двух экземплярах, один из которых сдается бухгалтеру под роспись, а второй остается у материально ответственного лица.

К данному документу прилагается план-меню и один экземпляр меню для посетителей.

Остаток на начало дня переносится из предыдущей ведомости, в приходной части ведомости отражается фактическое поступление продуктов (сырья) на кухню. Сто

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100