Главная страница --> Ведение бизнеса

Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства



Наличие постоянного представительства в РФ как условие для признания расходов в целях налогообложения.

Напомним, что объект налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно статье 247 НК РФ признаются полученные через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Если деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства, то ее объектом налогообложения являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

В связи с этим, иностранная организация вправе учитывать для целей налогообложения произведенные расходы только в том случае, если она получает доходы от предпринимательской деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признаваемое для целей налогообложения.

Пример 1.

Английская компания имеет в Москве аккредитованное представительство с численностью работников 5 человек, открытое для ведения подготовительной и вспомогательной деятельности, которая заключается в сборе информации общего характера, осуществляемом по заданию головного офиса. Представительские функции выполняет глава представительства, организуя встречи и участвуя в переговорах.

Рассматриваемая деятельность представительства английской компании подпадает под действие пункта 4 статьи 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 года «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества», в соответствии с которым деятельность для целей сбора информации и осуществления любой другой деятельности подготовительного и вспомогательного характера не образует состав постоянного представительства.

Таким образом, если деятельность английской организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, и она не получает прибыли в результате деятельности в Российской Федерации через представительство или филиал, а несет только расходы по его содержанию, основания для расчета налогооблагаемой прибыли отсутствуют.

Окончание примера.

Особенности признания расходов постоянного представительства .

При определении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства следует исходить из того, что в расчете не могут учитываться расходы, не относящиеся к деятельности этого представительства в Российской Федерации.

То есть в расчете налоговой базы по налогу на прибыль постоянного представительства участвуют только доходы, относящиеся к деятельности этого постоянного представительства в Российской Федерации, и произведенные расходы только в той части, которая относится к постоянному представительству.

В связи с этим, отметим некоторые особенности в деятельности иностранных организаций, которые определяют состав расходов, признаваемых в расчете налогооблагаемой прибыли иностранного представительства.

1. В состав расходов постоянного представительства могут включаться расходы головной компании, понесенные за рубежом и направленные на обеспечение деятельности постоянного представительства в Российской Федерации.

К таким расходам могут относиться расходы на заработную плату иностранных сотрудников, работающих в постоянном представительстве, командировочные расходы, расходы на подготовку российских сотрудников отделения, другие расходы, осуществленные в связи с деятельностью представительства в Российской Федерации и оплаченные головным офисом иностранного юридического лица.

Возможность признания расходов, осуществленных для целей деятельности постоянного представительства, признана международной практикой налогообложения и, как правило, закрепляется соответствующим положением международного соглашения.

При этом норма международного соглашения формулируется следующим образом: «При определении прибыли от предпринимательской деятельности постоянного представительства должен быть сделан вычет расходов, осуществленных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, осуществлены ли эти расходы в том Государстве, где находится это постоянное представительство, или за его пределами».

Следует обратить внимание на то, что расходы, направленные на осуществление деятельности иностранной организацией через постоянное представительство в РФ, оплачиваются этой иностранной организацией за рубежом, то есть расчеты, соответственно, производятся за пределами Российской Федерации. При этом для признания расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли постоянного представительства не имеет значения, через какие счета иностранной организации (в Российской Федерации или за рубежом) производятся расчеты, связанные с осуществлением деятельности иностранной организации через ее постоянное представительство в Российской Федерации.

Пример 2.

Иностранное юридическое лицо из Канады приобретает за пределами Российской Федерации материалы и передает их своему постоянному представительству в Российской Федерации для использования на территории Российской Федерации. При этом обязательства перед поставщиком по оплате стоимости приобретенных материалов несет головной офис иностранной организации, находящийся за рубежом. Платежи за материалы производятся головным офисом с банковских счетов за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады от 5 октября 1995 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество», при определении прибыли от предпринимательской деятельности постоянного представительства должен быть сделан вычет расходов, осуществленных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, осуществлены ли эти расходы в том Государстве, где находится это постоянное представительство, или за его пределами.

Соответственно, если постоянное представительство иностранного юридического лица осуществляет на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли (осуществляет строительную деятельность или иную предпринимательскую деятельность), то оно вправе учесть в уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы, произведенные головным офисом по приобретению материалов у поставщиков, использованных в деятельности этого постоянного представительства в Российской Федерации. Указанные расходы непосредственно и исключительно связаны с деятельностью постоянного представительства в Российской Федерации.

Окончание примера.

Пример 3.

Финская строительная компания осуществляет строительно-монтажные работы на строительной площадке, находящейся на территории города Москвы в течение двух лет. На стройплощадке работают граждане Финляндии, которые имеют контракты на работу, заключенные с головным офисом, зарплата выплачивается им в Финляндии, никаких выплат на территории Российской Федерации им не производится.

В рассматриваемом примере расходы по выплате заработной платы работникам, работающим в постоянном представительстве иностранной организации в Российской Федерации, производятся головным офисом, находящимся за рубежом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» указанная строительная площадка представляет собой постоянное представительство, поскольку работы осуществляются более 18 месяцев.

Поскольку деятельность иностранной организации в Российской Федерации образует постоянное представительство в Российской Федерации, прибыль постоянного представительства определяется на основании пункта 3 статьи 7 указанного Соглашения; при этом допускается вычет расходов, осуществленных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, осуществленные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.

С учетом положения указанного Соглашения иностранное юридическое лицо – резидент Финляндии, осуществляющее деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, вправе при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации учитывать документально подтвержденные расходы на оплату труда работников постоянного представительства, произведенные головным офисом в соответствии с трудовым контрактом (договором) в соответствии с порядком, установленным российским налоговым законодательством. При этом следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.

Окончание примера.

2. Для правомерного отнесения расходов, произведенных за рубежом в уменьшение прибыли, налогооблагаемой в Российской Федерации, необходимо наличие связи указанных расходов с деятельностью постоянного представительства независимо от того, в каком государстве они были осуществлены.

В связи с этим, следует выделять оплаченные представительством расходы на те, которые произведены в связи с деятельностью этого постоянного представительства, и те, которые непосредственно не связаны с его деятельностью. В частности, не включаются в состав расходов постоянного представительства расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного офиса.

Например. Сотрудники головного офиса иностранной организации приезжают в Российскую Федерацию для ведения деловых переговоров. При этом представительство иностранной организации оплачивает расходы, связанные с приемом указанных лиц, в частности, расходы на оплату гостиницы, суточные и прочие расходы.

В данном случае, представительство несет расходы по приему лиц, не являющихся сотрудниками постоянного представительства. Указанные лица пребывают в Российской Федерации в связи с необходимостью решения вопросов, которые не связаны с деятельностью постоянного представительства. Вследствие этого, командировочные расходы работников головного офиса иностранного юридического лица, в связи с командировками их на территории Российской Федерации, в состав расходов постоянного представительства не включаются.

3. Если представительство иностранной организации в Российской Федерации производит расходы, непосредственно связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и расходы, не связанные с его предпринимательской деятельностью, то необходимо обеспечить раздельный учет таких расходов.

Порядок ведения раздельного учета следует описать в учетной политике в целях налогообложения.

Пример 4.

Иностранная организация создала на территории Российской Федерации свое представительство, деятельность которого носит подготовительный и вспомогательный характер и заключается в сборе информации по заданиям головного офиса в Швейцарии и выполнении на территории Российской Федерации представительских функций.

Кроме того, представительство осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 7 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15 ноября 1995 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль по деятельности, осуществляемой через постоянное представительство в Российской Федерации, но только в той части, которая может быть отнесена к этому постоянному представительству.

В соответствии с подпунктом «f» пункта 4 статьи 5 указанного Соглашения содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления рекламы, снабжения информацией или любой другой подобной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения.

Следовательно, в отношении операции, которая ограничена выполнением представительских функций для головной компании, деятельность швейцарской организации не будет рассматриваться в качестве постоянного представительства в Российской Федерации. Однако осуществление предпринимательской деятельности через постоянное место на регулярной основе приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в целях налогообложения.

В связи с тем, что у иностранной организации облагается прибыль только от осуществления ею предпринимательской деятельности в Российской Федерации (то есть деятельности через постоянное представительство), исчисление налога на прибыль производится исходя из доходов и расходов, полученных и осуществленных такой организацией исключительно в результате указанной деятельности.

Окончание примера.

При определении облагаемой прибыли от предпринимательской деятельности, указанным организациям следует обеспечить, где это возможно, раздельный учет затрат, понесенных ими на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации и на выполнение представительских функций и функций по сбору информации, не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

4. Расходы, произведенные иностранной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которые относятся к деятельности постоянного представительства в Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения в порядке, установленным российским налоговым законодательством (глава 25 НК РФ).

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности организации в Российской Федерации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и на внереализационные расходы.

Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и установлен статьями 253 – 269 главы 25 НК РФ. К расходам постоянного представительства, в частности, относятся:

  • расходы на оплату труда сотрудников отделения, а также расходы по договорам гражданско-правового характера;
  • затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а также затраты на приобретение природного сырья, топлива и энергии;
  • затраты на оплату услуг и работ производственного характера, выполненных сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;
  • затраты на аренду производственных помещений и другого амортизируемого имущества, используемых в производственных целях;
  • затраты по операциям финансового лизинга;
  • затраты на осуществление платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности (лицензионные платежи) российским организациям;
  • затраты в брутто сумме платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности (лицензионные платежи) иностранным организациям (до удержания налогов у источника);
  • командировочные расходы;
  • расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  • представительские расходы;
  • расходы на рекламу;
  • амортизация;
  • затраты на выплату процентов по долговым обязательствам любого вида постоянного представительства иностранной организации;
  • другие расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы и убытки, приравненные в целях налогообложения к внереализационным расходам.

Порядок учета расходов при осуществлении операций по реализации имущества .

В целях исчисления налога на прибыль иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, уменьшает полученные доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом на сумму произведенных этим постоянным представительством расходов, связанных с получением указанных доходов.

В случае, если иностранная организация приняла решение реализовать имущество своего постоянного представительства в Российской Федерации, она может уменьшить доходы от таких операций на расходы, определяемые с учетом особенностей, установленных статьей 268 НК РФ.

Так, при реализации амортизируемого имущества иностранная организация вправе уменьшать доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

При реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) доходы от таких операций могут быть уменьшены иностранной организацией на цену приобретения этого имущества.

Если иностранной организацией реализуются ранее приобретенные товары, доходы от таких операций могут быть уменьшены на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятым организацией в учетной политике для целей налогообложения методом оценки покупных товаров. В этом случае доходы могут быть также уменьшены на расходы, непосредственно связанные с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Доходы иностранной организации от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг также могут быть уменьшены на величину расходов от таких операций, определяемую исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на реализацию и так далее. Иностранные организации, осуществляющие операции с ценными бумагами, определяют налоговую базу по таким операциям с учетом положений, установленных статьями 280 – 282 НК РФ.

Порядок учета расходов, нормируемых в целях налогообложения .

При учете расходов в целях налогообложения следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ с учетом порядка и ограничений по размеру признаваемых для целей налогообложения расходов, если иное не оговорено непосредственно в тексте международного Соглашения.

В пункте 5.2.2. раздела I Методических рекомендаций содержатся разъяснения относительно порядка учета некоторых расходов при расчете налогооблагаемой прибыли постоянного представительства.

Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 и 2 статьи 264 НК РФ включаются в течение отчетного (налогового) периода в состав расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов постоянного представительства на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

При выплате суточных и (или) полевого довольствия сотрудникам постоянного представительства в связи со служебными командировками следует учитывать, что в целях налогообложения эти расходы могут приниматься в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года №93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Указанные в последнем абзаце пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки постоянного представительства, определяемой исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, производят начисление амортизации по правилам, установленным законодательством Российской Федерации. Такие организации определяют состав амортизируемого имущества, его первоначальную стоимость, а также применяют методы и порядок расчета сумм амортизации в соответствии со статьями 256 – 259 НК РФ.

5. Положения международных Соглашений, устанавливающие порядок признания расходов постоянного представительства, применяются с учетом порядка и ограничений, предусмотренных российским налоговым законодательством, если иное не оговорено непосредственно в тексте Соглашения. В частности, международным договором Российской Федерации с иностранным государством может быть предусмотрен иной порядок включения в состав расходов постоянного представительства отдельных видов затрат, в частности расходов на рекламу и процентов.

Например, в соответствии с пунктом 3 Протокола к статьям 7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды… Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу».

На основании указанного положения расходы на рекламу подлежат вычету в полном объеме при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства немецкой организации, находящегося в Российской Федерации.

Международным договором Российской Федерации с иностранным государством может быть предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства расходов, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации в других государствах.

Если расходы, в частности управленческие и общехозяйственные, понесены иностранной организацией в пользу всех своих отделений, расположенных в разных государствах, то доля расходов, передаваемых российскому постоянному представительству, должна быть обоснована иностранной организацией аналогично порядку распределения заграничным подразделениям доходов иностранной организации.

Распределение расходов, произведенных головным офисом между постоянными представительствами, находящимися в разных странах, не должно преследовать целью достижение наиболее выгодного распределения расходов между представительствами с точки зрения уменьшения налогообложения. Методику распределения таких доходов и расходов следует разработать на основании принципов пропорционального распределения общей суммы прибыли организации по различным подразделениям, согласно выбранному показателю (численность персонала, объем операций) и закрепить в положении об учетной политике для целей налогообложения.

Более подробно с вопросами, касающимися расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на прибыль организаций».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Определение выручки от реализации по договору мены ..
Учет затрат организации пищевой промышленности на производство продукции ..
Возврат и зачет государственной пошлины ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 220. Имущественные налоговые вычеты ..
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Г ..
Правовое регулирование розничной купли-продажи ..
Образцы должностных инструкций ..
Порядок принятия и оформления на работу иностранного гражданина, оплата труда и налогобложение ..
Налог на прибыль ..


Похожие документы из сходных разделов


Документальное подтверждение расходов


Необходимо отметить, что принцип документирования затрат - это принцип бухгалтерского учета. Тем не менее, для формирования «налоговых расходов» и, следовательно, для определения налогооблагаемой базы данный принцип играет большое значение. Более того, в соответствующих статьях главы 25 НК РФ рассмотрены вопросы специального налогового учета, одной из задач которого является обеспечение документирования затрат.

Так в соответствии со статьей 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных докум

[ознакомиться полностью]

Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством


Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации .

Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации производится в соответствии с порядком, предусмотренным в статье 307 НК РФ:

1. Прибыль иностранной организации от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, исчисленными в соответствии с положениями главы

[ознакомиться полностью]

Договор на оказание услуг по рекламе


Мы уже отметили, что субъекты хозяйственной деятельности, выступающие исполнителями услуг по рекламе, подразделяются на два вида: рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Причем, довольно часто обе функции выполняет один и тот же субъект хозяйственной деятельности, одновременно изготавливающий рекламные материалы и затем размещающий их.

Практика показывает, что в этих случаях исполнитель и заказчик заключают между собой смешанный договор, предметом которого является выпуск какого-либо вида рекламной продукции и оказание услуг по их размещению.

Исполнители, оказывающ

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100