Главная страница --> Ведение бизнеса

Основные понятия валютного законодательства



В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации Федеральным законом 173-ФЗ определены основные понятия валютного законодательства.

Определения понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, такими как гражданское, таможенное и налоговое законодательство.

Закон 173-ФЗ определяет валюту Российской Федерации как (подпункт 1 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ):

  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

В соответствии с пунктом  1 статьи 140 ГК РФ, законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль.

Закон "О Центральном Банке Российской Федерации" от 10.07.2002 года № 86-ФЗ в свою очередь установил, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся к валюте РФ, должны быть выражены в рублях или его составных частях (копейках).

В подпункте 2 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ ) иностранная валюта определяется в виде денежных знаков (виде банкнот, казначейских билетов, монет), находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанные денежные знаки или средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подпункты 3,4 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

При этом определяются признаки только внутренних ценных бумаг. К ним относятся:

  1. эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
  2. иные ценные бумаги (не эмиссионные), удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.

Применим определение ценных бумаг с точки зрения валютного законодательства к облигациям государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ).

Итак, выпуск облигаций  зарегистрирован на территории РФ и удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации. Но номинальная их стоимость указана не в валюте России. Следовательно, с точки зрения валютного законодательства облигации государственного внутреннего валютного займа  являются внешними ценными бумагами.

Правильно установить является ценная бумага внутренней или внешней особенно важно, для определения понятия – валютные ценности. По новому валютному законодательству под валютными ценностями понимает только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пункт 5. части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

Из сферы валютного регулирования исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Теперь они не являются предметом валютных правоотношений, и на операции с ними не распространяется действие валютного законодательства.

Для квалификации валютных операций важно правильно определить участников валютных отношений в качестве резидента или нерезидента.

При этом резидентами могут выступать как физические и юридические лица, так и сама Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

К физическим лицам – резидентам относятся (подпункт 6 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ):

  • граждане Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом  от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство получает иностранный гражданин или лицо без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ

Все остальные физические лица, не являющиеся резидентами с точки зрения валютного законодательства считаются нерезидентами.

К числу резидентов – юридических лиц относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов (пункт 6 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

Иные юридические лица, не указанные прямо как резиденты, считаются нерезидентами (пункт 7 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

К нерезидентам в частности относятся:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
  • филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, которые находятся  на территории Российской Федерации;
  • организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, которые аккредитованы в Российской Федерации;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.

Валютным законодательством в определенных случаях предусмотрено открытие специального счета.  Специальный счет это банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций.

Новое понятие в валютном законодательстве - валютные биржи.

Валютные биржи это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой. Порядок и условия биржевых торгов  устанавливаются  Центральным банком Российской Федерации.

Проведение валютных операций могут осуществлять только уполномоченные банки, то есть те кредитные организации, которые:

  • созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеют право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • или действующие на территории России в соответствии с лицензиями Центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Понятие валютной операции это основное понятие Закона 173-ФЗ. При этом важно отметить, что в подпункте 9 части 1 статьи 1 Закона дается не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных.

Рассмотрим такие операции.

1) Резидент  приобретает у резидента и отчуждает резиденту валютные ценности или использует валютные ценности в качестве средства платежа.

Валютные операции между резидентами должны проводится на законных основаниях. Заметим, что по общему правилу установленному  статьей 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами исключены. Законные основания оговариваются в этой статье особо, как исключение из правила.

2) Резидент приобретает у нерезидента либо нерезидент у резидента или резидент отчуждает в пользу нерезидента либо нерезидентом отчуждаются  в пользу резидента иностранная валюта, внешние ценные бумаги, валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа между резидентом и нерезидентом.

3) Нерезидент приобретает у нерезидента и нерезидент отчуждает в пользу нерезидента валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между двумя нерезидентами.

Валютные ценности и валюта РФ может быть как предметом сделки, так и средством расчетов между участниками.

В отдельную группу валютных операций можно выделить операции с единственным участником.

Так признаются валютными операциями:

  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Для нерезидента такого типа операцией будет  перевод валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со своего счета на свой же счет  открытого на территории Российской Федерации.

Перечень валютных операций является закрытым. В связи с этим, хотелось бы привести примеры операций, которые не признаются валютными, в соответствии с Законом 173-ФЗ:

  • нерезидент переводит иностранную валюту со своего счета из одного уполномоченного банка на свой счет в другой уполномоченный банк;
  • резидент использует как средство расчета валюту РФ с другим резидентом;
  • приобретение физическим лицом товара за наличный расчет за пределами таможенной территории Российской Федерации;
  • резидент переводит иностранную валюту со своего транзитного счета на свой специальный счет.

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Документальное оформление операций по учету основных средств ..
Налогообложение деятельности ломбардов ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями – налогоплательщика ..
Документооборот по командировкам ..
Давальческая переработка в металлургии ..
Уступка права требования по долговому обязательству ..
Займы у физических лиц. Кредиты физическим лицам ..
Вопросы лицензирования и сертификации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен ..
Учет импортных товаров в торговых организациях ..
Хлебопекарное производство ..
Налог на имущество организаций. Статья 376. Порядок определения налоговой базы ..
Единый социальный налог: постатейный комментарий статья 245. Особенности исчисления и уплаты налога ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 210. Налоговая база ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет специальной одежды в организациях, оказывающих дезинфекционные услуги


 

В организациях, оказывающих дезинфекционные услуги, актуальными вопросами являются вопросы бухгалтерского и налогового учета специальной одежды.

Специальная одежда - это средства индивидуальной защиты работников организации.

В состав специальной одежды входят: комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды.

Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденным

[ознакомиться полностью]

Учет в оздоровительных и спортивных центрах, являющихся структурными подразделениями организаций


 

УЧЕТ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БАЛАНСЕ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

И государственные, и негосударственные учреждения могут иметь на своем балансе стадионы, бассейны, спортивные комплексы и так далее. Рассмотрим, как ведется учет в оздоровительных и спортивных центрах, находящихся на балансе бюджетных учреждений.

Напомним, что основным документом, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Инстру

[ознакомиться полностью]

Лицензирование медицинской деятельности


 

Необходимо отметить, что медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Это требование закреплено статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 и пунктом 96 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100