Главная страница --> Ведение бизнеса

Гранты



В действующем законодательстве под термином «грант» понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям или физическим лицам в денежной или натуральной форме на оговоренные сторонами цели с последующим отчетом об их использовании (цели обычно некоммерческого характера).

За счет грантов, в частности, может осуществляться научная и (или) научно – техническая деятельность. В связи с этим определение гранта содержится в статье 2 Закона о науке.

Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Выделение грантов регламентируется в частности Положением о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации, которое утверждено Приказом Минобразования Российской Федерации от 18 декабря 2000 года №3705 «Об утверждении положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации».

В Москве действует Положение о Грантах Москвы в области наук и технологий в сфере образования (утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2001 года 992-ПП «О механизме распределения грантов Москвы в области наук и технологий в сфере образования»), которым предусмотрено выделение денежных средств из бюджета города на конкурсной основе безвозмездно и безвозвратно физическому или юридическому лицу (получателю гранта) с целью финансовой поддержки лучших достижений, проектов или программ в интересах развития городской системы образования и распространения ее позитивного опыта.

Кроме того, существуют так называемые благотворительные гранты, которые определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон о благотворительной деятельности). Благотворительными грантами признаются пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме (статья 15 Закона о благотворительной деятельности).

Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области науки и других сферах, их использование носит строго целевой характер.

С момента получения, грант, как и любое другое пожертвование, является собственностью грантополучателя. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Все средства грантов, предоставляемых безвозмездно физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования и культуры и на другие цели, должны расходоваться исключительно в целях, указанных при выделении гранта, и не могут быть использованы ни на какие другие цели без письменного согласия грантодателя (донора). Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить полные и исчерпывающие отчеты о деятельности по исполнению гранта. В случае невозможности участия грантополучателя в исполнении гранта организация-донор прекращает дальнейшее финансирование гранта.

В целях бухучета и налогообложения грант относится к средствам целевого финансирования.

На основании изложенного подчеркнем, что не все безвозмездно полученные средства могут быть отнесены к грантам, а только средства, предоставляемые безвозмездно на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

В остальных случаях суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий и организаций, грантами не являются.

Налогообложение средств, полученных в виде грантов .

Для целей налогообложения понятие «грант» установлено в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Таким образом, подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ определены условия передачи (получения) денежных средств или иного имущества, при которых денежные средства или иное имущество признаются грантами. Одновременное соблюдение указанных условий является обязательным для отнесения безвозмездно полученных средств к гранту и применения соответствующего порядка налогообложения, предусмотренного НК РФ для грантов. 

Предоставление гранта иностранной или международной организацией.Одним из условий является предоставление грантов иностранными и международными организациями, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах Российских организаций-получателей грантов».

Получение грантов от иностранной или международной организации освобождается от налогообложения по налогу на прибыль в случае, если их передача (получение) удовлетворяет определенным условиям:

  • гранты предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе иностранными и международными организациями, входящими в Перечень;
  • гранты предназначены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты использованы по назначению, определенному грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Безвозмездно полученные средства, которые не удовлетворяют указанным условиям, подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль как доходы.

Пример.

Организация заключила с U.S. Russia Inwestment Fund контракт, согласно которому безвозмездно получила от последнего 40958 долларов США, что в рублевом эквиваленте составило 1251 080 рублей. При этом стороны по данному контракту определили эту сумму как целевое финансирование в виде гранта и обусловили цель его использования - «погашение кредитов, полученных в 1999 - 2000 годах для приобретения оборудования для последующей его передачи в лизинг».

Понятие «грант» следует понимать не в том правовом смысле, который придали ему стороны в контракте о целевом финансировании, а в том, как определяет это понятие государство в публично-правовых отношениях, в том числе для целей налогообложения.

Напомним, что для целей применения главы 25 НК РФ под грантами (безвозмездной помощью) понимаются суммы, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В данном случае получение организацией денежных средств по контракту не отвечало этим целям. Кроме того, источник целевого финансирования - U.S. Russia Inwestment Fund не поименован в перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах Российских организаций-получателей грантов».

Организация - грантодатель не включена в вышеуказанный Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, средства в иностранной валюте, поступающие в адрес организации, в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования. В соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ для целей налогообложения вышеуказанные средства считаются безвозмездно полученным имуществом и подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных доходов (смотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 ноября 2003 года по делу №А56-6447/03).

Предоставление гранта российской организацией. Необходимо отметить, что перечень разработан только для международных и иностранных организаций и объединений. Для российских организаций - грантодателей такой перечень не нужен. Налогоплательщики - организации, получившие гранты от российских некоммерческих организаций или физических лиц, при соблюдении условий передачи (получения) грантов могут учитывать их как средства целевого финансирования. (Письмо Минфина Российской Федерации от 18 ноября 2002 года №04-02-06/4/42).

Целевое использование.В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ гранты относятся к средствам целевого финансирования.

Гранты не относятся к доходам, перечисленным в статьях 249 и 250 НК РФ, и не учитываются при определении налоговой базы. Однако следует иметь в виду, что согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде использованных не по целевому назначению денежных средств, которые получены в рамках целевого финансирования.

Таким образом, полученный организацией грант не учитывается при определении дохода в случае, если он не подпадает под положения пункта 14 статьи 250 НК РФ.

Налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

НДФЛ – получение гранта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению, относятся суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Льготы в виде освобождения от налогообложения доходов сумм, получаемых в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, направлена на налоговое стимулирование деятельности ученых и укрепление их материального положения.

Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001 года №165 «Об утверждении Перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

Отметим следующие особенности применения льготы.

1. Следует обратить внимание, что льгота, предусмотренная пунктом 6 статьи 217 НК РФ, предоставляется только в случае, когда получателем гранта является физическое лицо.

В случае если физическое лицо – налогоплательщик не является грантополучателем, то полученные им денежные средства подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Например, организация из средств, полученных в виде гранта от «Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США», производит выплату вознаграждения физическому лицу за выполненную им работу по договору подряда. Организация «Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США» поименована под номером 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001 года №165 «Об утверждении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению». Однако в указанном случае получателем гранта является организация, а не физическое лицо, поэтому пункт 6 статьи 217 НК РФ не может быть применен.

Таким образом, выплаты физическим лицам за счет средств полученных организацией - грантополучателем являются выплатами по гражданско-правовому или трудовому договору, которые подлежат налогообложению НДФЛ.

2. Освобождение, предусмотренное пунктом 6 статьи 217 НК РФ, применяется только в отношении грантов, выдаваемых международными или иностранными организациями по перечню. Следовательно, гранты, предоставляемые российскими организациями, включаются в доход, подлежащий налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Например, суммы, полученные физическими лицами в виде грантов, присуждаемых Российским фондом фундаментальных исследований, подлежат налогообложению на общих основаниях.

ЕСН по грантам.

Перечень организаций, гранты которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001 года №165 «Об утверждении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению», применяется только для освобождения выплачиваемых упомянутыми организациями грантов от налога на доходы физических лиц, и не имеет отношения к уплате единого социального налога (взноса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

Рассмотрим некоторые ситуации, связанные с начислением ЕСН, при получении и использовании грантов.

Организация, получает гранты и производит выплату лицам – работникам организации .

Организация, получающие гранты, как работодатели является плательщиком ЕСН в отношении всех выплат, производимых в пользу работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров гражданско-правового характера) за выполнение работ для этой организации.

Таким образом, организация, осуществляющая свою деятельность за счет грантов,  как работодатель, является плательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ для этой организации.

Суммы, выплаченные работникам организации-получателю гранта, должны включаться в налоговую базу по ЕСН.

2. Организация – грантополучатель в порядке использования гранта производит выплаты физическим лицам, которые не являются работниками организации.

Организация – грантополучатель не является плательщиком ЕСН в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для этой организации.

Пример.

Некоммерческой организации предоставлен грант Фонда Форда, который предназначен на благотворительные, научные, литературные или образовательные цели. Согласно условиям гранта организация направляет полученные от грантодателя целевые средства на поддержку российских исследований в области социальной политики. Поддерживаются отдельные исследователи, отбор которых происходит на условиях открытого конкурса заявок на реализацию проектов. Победителям конкурса (физическим лицам) выделяются стипендии. Стипендиатом является физическое лицо, принимающее участие в проведении исследования. Выплаты стипендий осуществляются путем безналичного перевода средств на личный банковский счет стипендиата. Источником средств, за счет которых производятся выплаты стипендии, является грант Фонда Форда, то есть целевые средства. Получение стипендии не предполагает со стороны их получателей выполнение работ или услуг для организации.

Осуществление благотворительной организацией выплат благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для благотворительной организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления ЕСН.

Так, благотворительный фонд не является плательщиком ЕСН в отношении выплат материальной помощи лицам, которые не являются работниками фонда, - инвалидам и ветеранам войны и труда, многодетным семьям и вдовам погибших. Данная позиция поддерживается Минфином Российской Федерации (смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 14 июня 2001 года №04-04-07/93, от 26 марта 2001 года №04-04-07/39, Письмо УМНС по городу Москве от 23 марта 2002 года №28-11/12937).

3. Организация предоставляет гранты физическим лицам - грантополучателям

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ российские фонды поддержки образования и науки освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Выплаты физическим лицам в этом случае не образуют объект налогообложения по ЕСН на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Бухгалтерский учет в ломбардах ..
Состав продажной цены на готовую продукцию общепита и калькулирование ..
Приобретение основного средства, требующего государственной регистрации ..
Налоговый учет представительских расходов ..
Учет сырья в производстве и учет выпуска продукции в общественном питании ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 207. Налогоплательщики ..
Документальное оформление операций по учету основных средств ..
Налогообложение деятельности ломбардов ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями – налогоплательщика ..
Документооборот по командировкам ..
Давальческая переработка в металлургии ..
Уступка права требования по долговому обязательству ..
Займы у физических лиц. Кредиты физическим лицам ..


Похожие документы из сходных разделов


Авторское вознаграждение


Авторское вознаграждение – это авторский гонорар, который предусмотрен в авторском договоре.

Авторское вознаграждение может определяться как процент от дохода за соответствующий вид использования произведения или как фиксированная сумма.

УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОРСКИХ ПРАВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Учет расходов  по приобретению авторского права в бухгалтерском учете, рассмотрим на примере издательства, приобретающего авторское право на тиражирование литературного произведения.

Отметим, что учет зависит от того, как издательство планирует  использовать да

[ознакомиться полностью]

Учетная цена продуктов (сырья) в общественном питании


Оценку и отражение в учете приобретаемых продуктов (сырья) организации общественного питания должны осуществлять в соответствии с пунктом 5 Приказа Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»« (далее - ПБУ 5/01). Согласно этому бухгалтерскому стандарту все материально-производственные запасы (а продукты, используемые в общественном питании для изготовления продукции, несомненно, относятся к таковым) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

В отношении отражен

[ознакомиться полностью]

Особенности учета в организациях, осуществляющих услуги по прокату


Прокат – краткосрочный наем имущества, при котором предмет проката (найма) многократно используется различными нанимателями, традиционно рассматривается и в научной литературе и в нормативных актах в рамках обязательств по бытовому обслуживанию населения. Достаточно вспомнить «старый» Гражданский кодекс (1964 года), где данный вид договора выделялся исключительно как бытовой прокат с отсылкой к правилам, устанавливаемыми типовыми договорами бытового проката. И хотя договор проката относится к числу договоров на передачу имущества в пользование, его включают в число договоров на оказа

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100