Главная страница --> Ведение бизнеса

Единый социальный налог (иностранцы)



В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам являются объектом налогообложения по ЕСН.

Все выплаты в пользу иностранных граждан по трудовым или гражданско-правовым договорам включаются в налоговую базу по ЕСН независимо от их статуса (временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие) и от права этих граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Исключение составляют выплаты по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, на которые не начисляется ЕСН в части Фонда социального страхования (далее - ФСС).

Облагаемая база по ЕСН определяется исходя из суммы произведенных выплат ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

Что касается ЕСН в части, зачисляемой в бюджет ФСС Российской Федерации, то нужно учитывать следующее. Все иностранцы, работающие в Российской Федерации по трудовым договорам, относятся к категории застрахованных лиц согласно статье 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». А если иностранный работник выполняет работу (оказывает услугу) по гражданско-правовому договору, то ЕСН в части, зачисляемой в ФСС Российской Федерации, не начисляется (пункт 3 статьи 238 НК РФ).

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 28 июля 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Причем медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 6 указанного Закона Федерации от 28 июля 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые данным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. В Письме Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) от 3 ноября 1999 года №5545/30-3/и «О медицинском страховании иностранных граждан» подчеркнуто, что при ведении иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, обязательное медицинское страхование и выдача страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 года №1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и Российских граждан при выезде из Российской Федерации» утверждено «Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации». Данное Положение не распространяется на иностранных граждан:

«а) проживающих в Российской Федерации в общей сложности более 183 дней в календарном году;

б) работающих в Российской Федерации по трудовым договорам;

в) находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;

г) пребывающих в Российской Федерации с официальным визитом;

д) находящихся в Российской Федерации по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;

е) имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

3. Медицинское страхование граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, временно находящихся в Российской Федерации, производится на основе международных договоров Российской Федерации с этими государствами.

4. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, и в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию).

5. Предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

6. Российские страховые организации осуществляют медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

7. Организация и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, медицинское страхование которых осуществлено иностранной страховой организацией, заключившей договор с российской страховой организацией, имеющей лицензию на проведение страхования данного вида, или с сервисной организацией, обеспечивающей организацию медицинской помощи (медико-транспортных услуг), осуществляются российской страховой организацией (сервисной организацией) в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем, указанным в пункте 5 настоящего Положения».

Минимальный перечень услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утвержден Приказом Минздрава Российской Федерации от 6 августа 1999 года №315 «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации».

В этот Перечень внесены следующие услуги:

«- медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

- медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

- транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

- посмертная репатриация (транспортировка) останков».

Главой 24 НК РФ не установлено каких-либо дополнительных условий для уплаты ЕСН в фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за иностранных граждан. Следовательно, ЕСН в части этих фондов уплачивается за иностранных граждан так же, как и за российских: выплаты иностранным работникам облагаются ЕСН в части фондов обязательного медицинского страхования на общих основаниях - как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору.

Ставки по ЕСН установлены статьей 241 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты ЕСН, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый социальный налог».

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .

Согласно статье 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, правом на социальное страхование обладают иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, независимо от их статуса (временно пребывающие, временно проживающие или постоянно проживающие).

Говоря о «застрахованных лицах», как о субъектах обязательного социального страхования, законодатель не относит к их числу (прямо не указывает) ни граждан Российской Федерации, ни иностранных граждан, работающих по гражданско-правовым договорам.

Однако по смыслу положения статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Приложение №7) - физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию, но только в том случае, если в этом договоре будет предусмотрена (прямо указана) обязанность заказчика (другая сторона договора) уплачивать страховщику страховые взносы по обязательному социальному страхованию.

При этом, законодатель подчеркивает, что действие указанного Закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действие Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Приложение №7) распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Следовательно, за иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель уплачивает в общем порядке, установленном законом. При этом обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица:

  • выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (работодателем);
  • выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с данным договором страхователь (работодатель) обязан уплачивать страховые взносы в ФСС Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Таким образом:

1. Если иностранный гражданин работает по трудовому договору, то взносы на страхование от несчастных случаев на производстве начисляются независимо от его статуса;

2. Если иностранный гражданин выполняют работу (оказывают услугу) по гражданско-правовому договору, взносы на травматизм начисляются, только если обязанность по их уплате вытекает из условий договора.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для страхователей в процентах к начисленной оплате труда, по всем основаниям застрахованы, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. То есть базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда.

Исключение составляют выплаты, перечисленные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года №765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации».

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2005 года №179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Указанным законом увеличено количество классов профессионального риска, по которым распределены размеры тарифов, с 22 до 32 классов. Это связано с увеличением количества видов экономической деятельности, которые определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10 января 2006 года №8.

Более подробно с вопросами о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Договор возмездного оказания услуг».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Публикации рекламного характера ..
Организация расчетов ..
Расходы на освоение природных ресурсов ..
Оценка имущества приобретенного за плату ..
Налог на добавленную стоимость (ломбард) ..
О делах по трудовым спорам, рассматриваемых непосредственно в судах ..
Бланки строгой отчетности (ломбард) ..
Порядок оформления приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ..
Налог на добавленную стоимость. Особенности налогообложения организаций общественного питания ..
Упрощенная система налогообложения на основе патента ..
Особенности налогообложения командировочных расходов при вахтовом методе работы ..
Правовые основы возврата товара покупателем ..
Грузовая таможенная декларация ..


Похожие документы из сходных разделов


Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика


В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Форма требования утверждена Приказом №БГ-3-29/465.

Исковое заявление о взыскании налога за сче

[ознакомиться полностью]

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов


Ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов .

Налоговая ответственность.

В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) является налоговым правонарушением и влечет ответственность:

«Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы

[ознакомиться полностью]

Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов


Исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями .

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов и сборов, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом, такая обязанность должна быть выполнена в установленный НК РФ срок. Допускается и досрочное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента пр

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100