Главная страница --> Ведение бизнеса

Учет материально-производственных запасов в организациях ВПК. Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете



ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о материально-производственных запасах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н (далее – ПБУ 5/01). Кроме того, в целях бухгалтерского учета материально-производственных запасов организации используют еще один документ – Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 119н (далее - Методические указания).

В соответствии с ПБУ 5/01, к материально-производственным запасам (далее – МПЗ) в организации относятся:

  • сырье, материалы и другие активы, используемые при производстве продукции в течение периода, не превышающего 12 месяцев;
  • активы, предназначенные для продажи (товары, готовая продукция);
  • активы, используемые для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев.

Все материалы, используемые производственными организациями ВПК, условно делятся на основные и вспомогательные. Так, например, основными конструкционными материалами ВПК являются, черные и цветные металлы (прежде всего-алюминий), композиты, пластмасса и так далее. То есть, основными материалами считаются те, из которых непосредственно изготавливается готовая продукция.

К вспомогательным материалам относится топливо, тара, запасные части к оборудованию и так далее.

Материально-производственные запасы могут поступать в производственную организацию различными способами: приобретаться за плату у поставщиков, изготавливаться собственными силами, вноситься в счет вклада в уставный капитал, поступать по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, кроме того, организация может получать материалы и безвозмездно.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, определение которой зависит именно от способа поступления МПЗ в организацию ВПК.

ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01:

«Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально - производственных запасов относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально - производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально - производственных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально - производственные запасы;
  • затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально - производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально - производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
  • затраты по доведению материально - производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально - производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально - производственных запасов.

Фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально - производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения».

Обратите внимание!

По поводу включения в фактическую себестоимость материальных запасов консультационных и информационных услуг хотелось бы отметить, что некоторые специалисты считают, что такие расходы можно учитывать в себестоимости МПЗ только в том случае, если они оказаны именно организацией (юридическим лицом). Действительно, исходя из буквального прочтения бухгалтерского стандарта, напрашивается такой вывод. Но, в связи с тем, что бухгалтерское законодательство содержит открытый перечень затрат, которые могут учитываться в себестоимости МПЗ, на наш взгляд, консультационные и информационные услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем можно учесть в себестоимости МПЗ как «иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов».

Кроме того, следует помнить, что в фактическую себестоимость материалов могут быть включены расходы на оплату информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением именно этих материалов. Например, если по заказу машиностроительного завода ему предоставлен обзор предлагаемых черных металлов на рынке, где перечислены разнообразные их виды, данные об их стоимости и производителях, то после приобретения партии материалов из этого перечня достаточно сложно точно определить, какая доля расходов на консультационные услуги относится именно к этой партии. В этом случае организация учтет эти расходы не в стоимости МПЗ, а в качестве общехозяйственных расходов.

Если по заказу организации произведен поиск конкретных материалов, исходя из определенных параметров (свойства, качество, цена и так далее) и результат поиска выглядит приблизительно следующим образом: «Материалы А, удовлетворяющие Вашим требованиям к качеству, свойствам и стоимости, производятся в городе № в ООО «Дельта», то после приобретения именно этих материалов именно у этого поставщика и по указанной цене можно с большой долей вероятности включить расходы по оплате информационных услуг в себестоимость приобретенных материалов.

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание, при формировании фактической себестоимости МПЗ, – это учет процентов по займам и кредитам, взятым на приобретение материалов. Куда следует относить сумму начисленных процентов: на увеличение стоимости МПЗ или на операционные расходы?

Все зависит от вида кредита или займа. Если организация берет заемные средства именно на приобретение материальных запасов (целевые), то при начислении процентов за пользование заемными средствами, она должна руководствоваться пунктом 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 года №60н (далее - ПБУ 15/01):

«В случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально - производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией - заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально - производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации – заемщика»

То есть порядок отражения в бухгалтерском учете должен быть следующим:

Предположим, что рабочим планом счетов организации к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета:

60-1 «Расчеты с поставщиками;

60-2 «Авансы выданные»;

60-3 «Проценты по кредиту».

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

51

66

Получен кредит

60-2

51

Произведена предварительная оплата материалов

60-3

66

Начислена сумма процентов банку за период до принятия материалов к учету

После принятия к учету МПЗ, начисление процентов производится в обычном порядке

91-2

66

Начислены проценты за пользование кредитом

Кстати, аналогичные требования в отношении целевых заемных средств установлены и в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В том случае, если заемные средства не носят целевого характера, то суммы начисленных процентов отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов. Таковы требования другого бухгалтерского стандарта – Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее – ПБУ 10/99).

Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой процентов по заемным средствам, организация должна учитывать в составе операционных расходов.

Как видим, в отношении одного и того же вида расходов бухгалтерское законодательство предусматривает два разных варианта учета. Как быть? А есть еще и налоговый учет, в котором проценты по заемным средствам учитываются в составе внереализационных расходов. Естественно, что любой бухгалтер старается сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы уменьшить себе трудоемкость работы. Исходя из этого, в бухгалтерском учете наиболее целесообразно проценты по заемным обязательствам учитывать в составе операционных расходов. Однако даже если закрепить в учетной политике организации положение о том, что подобные расходы производственная организация в целях бухгалтерского учета учитывает в составе операционных расходов, претензии со стороны налоговых органов избежать не удастся, поскольку формально организация нарушает требования ПБУ 15/01 и ПБУ 5/01.

Можно попробовать выйти из этой ситуации, закрепив в учетной политике положение о том, что проценты по заемным средствам, направленным на предоплату МПЗ, включаются в их стоимость только в том случае, если сумма таких процентов составляет существенную долю от стоимости приобретенных материалов и соответственно установить критерий существенности.

Минфин России в Приказе от 22 июля 2003 года №67н рекомендует использовать в качестве такого критерия 5 процентов от того или иного показателя:

«Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов».

Однако сложно сказать, как посмотрит на Ваше решение налоговый орган, поэтому хочется дать совет организациям: при оформлении договоров займа или кредита не стоит указывать в качестве цели приобретение материально-производственных запасов, то есть не придавать займам и кредитам целевого характера. Если же при заключении договора избежать этого не удается, то организация должна решить каким образом она будет учитывать величину процентов, начисленных до момента принятия к учету МПЗ: использовать критерий существенности, сближая бухгалтерский и налоговый учет или формировать разную фактическую себестоимость МПЗ в бухгалтерском и налоговом учетах.

Итак, в бухгалтерском учете в покупную стоимость материально- производственных запасов включаются все фактические затраты организации, непосредственно связанные с их приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Рассмотрим на примере.

Пример 1.

Организация ОАО «Арсенал» приобрела партию литьевого алюминия (в чушках) АК 5М2 для производства продукции военного назначения в количестве 2 тонн.

Затраты, связанные с приобретением данной партии материалов у ОАО «Арсенал», составили:

Стоимость алюминия, согласно договору купли-продажи - 90 860 рублей (в том числе НДС – 13 860 рублей).

Стоимость услуг перевозчика – 5 900 рублей (в том числе НДС – 900 рублей).

Стоимость услуг посредника, через которого ОАО «Арсенал» приобрело данные материалы – 5 310 рублей (в том числе НДС – 810 рублей).

Учетной политикой ОАО предусмотрено, что учет материалов ведется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Тогда в учете ОАО «Арсенал» операции, связанные с приобретением МПЗ, будут выглядеть следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

10

60

77 000

Отражена договорная стоимость алюминия

19

60

13 860

Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком алюминия

10

76

5 000

Учтена в стоимости материалов сумма транспортных расходов

19

76

900

Учтен НДС по транспортным расходам

10

76

4 500

Учтены услуги посредника в стоимости материалов

19

76

810

Учтен НДС по комиссионному вознаграждению

60,76

51

102 070

Погашена задолженность перед поставщиком, перевозчиком и посредником

68

19

15 570

Принят к вычету НДС по оплаченным и принятым на учет материалам

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав после принятия товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету, без наличия факта оплаты (пункт 1 статьи 172 НК РФ).

В результате на счете 10 «Материалы» ОАО «Арсенал» сформировало фактическую себестоимость данной партии алюминия, которая составила 86 500 рублей.

Окончание примера.

ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВОМУ КОНТРАКТУ

Если материалы приобретаются по внешнеторговым контрактам, то бухгалтеру организации ВПК следует обратить внимание на следующее. Если по внешнеторговому контракту организация ВПК приобретает у иностранного поставщика продукцию военного назначения, произведенную иностранным изготовителем, которая предназначается для производства собственной продукции военного назначения, то организация ВПК при осуществлении внешнеторговой деятельности обязана руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года №1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения», «Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения»).

Если же организация ВПК осуществляет ввоз товаров, не являющихся продукцией военного назначения, то применяется общий порядок регулирования импорта.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее- Закон №164-ФЗ), вступившего в действие с 18 июня 2004 года, импорт товара – это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Согласно пункту 26 статьи 2 Закона №164-ФЗ под товарами, являющимися предметом внешнеторговой деятельности, понимается:

  • движимое имущество;
  • отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного плавания и космические объекты;
  • электрическая энергия и другие виды энергии.

Определение движимых и недвижимых вещей содержится в статье 130 ГК РФ. К движимому имуществу кроме непосредственно товаров могут быть отнесены оборудование, сырье, материалы, комплектующие и так далее

Государственное регулирование импорта товаров включает в себя:

  • лицензирование импорта;
  • установление порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • таможенный контроль при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • налоговое регулирование.

Обратите внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года №364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» утверждено Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами. В соответствии с указанным документом лицензирование импорта осуществляется в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
  • реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Согласно данному документу импортеру могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • разовая лицензия, выдаваемая на основании договора (контракта), предметом которой является импорт отдельного вида товара в определенном количестве, срок действия которой не может превышать 1 год со дня ее выдачи;
  • генеральная лицензия, выдаваемая на основании решения Правительства Российской Федерации, разрешающая импорт отдельного вида товара в определенном количестве, срок действия которой также не превышает 1 года со дня ее выдачи;
  • исключительная лицензия, предоставляющая заявителю исключительно право на импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, копию договора (в случае получения разовой лицензии), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, другие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Международные договора купли-продажи товаров регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, которая была подписана в Вене 11 апреля 1980 года.

В соответствии со статьей 30 Конвенции продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и Конвенции.

Покупатель же в соответствии со статьей 53 Конвенции обязан уплатить цену за товар и принять поставку товара в соответствии с требованиями договора и Конвенции.

Внешнеторговая операция оформляется контрактом. Главным элементом контракта является контрактная стоимость товара, представляющая собой цену сделки, на основании которой формируется покупная стоимость импортных товаров. Контракт является основанием для оформления паспорта импортной сделки.

Первичными документами, отражающими импорт товаров, являются:

  • заключенный внешнеэкономический контракт;
  • счет иностранного продавца;
  • транспортные, экспедиторские, страховые документы (международные авто-, авиа-, железнодорожные накладные, багажные квитанции, коносамент, страховые полисы и сертификаты, и другие документы);
  • таможенная декларация, подтверждающая пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;
  • справки об уплате пошлин, сборов;
  • складская документация (накладные, акты приемки, подтверждающие фактическое поступление товаров на склад импортера);
  • техническая документация.

Переход права собственности.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 10 января 2000 года №2н, датой совершения операции в иностранной валюте является день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

В момент перехода права собственности на приобретенный по внешнеторговому контракту товар, у организации-импортера возникает обязанность отразить этот товар в бухгалтерском учете. В основном, право собственности у приобретателя возникает с момента передачи товара. Обратите внимание, что к передаче приравнивается передача коносамента, поскольку получение этого документа дает право распоряжения товаром.

Продавец и покупатель могут указать в контракте любой момент перехода права собственности на товар, например, отгрузка товаров перевозчику, оплата импортных товаров, оформление таможенной декларации, и указанный момент может не совпадать с моментом перехода риска случайной гибели товара. Таких ситуаций следует избегать, ведь если право собственности на товар перейдет к импортеру на дату оформления таможенной декларации, а риск случайной гибели - в момент сдачи товаров перевозчику и товар погибнет в пути или будет поврежден, покупатель будет обязан выплатить поставщику стоимость товара. Это следует из статьи 66 Конвенции ООН о договорах международной купли продажи товаров, в соответствии с которой утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождают его от обязанности уплатить цену товара, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца.

В международной практике момент перехода права собственности обычно связывают с переходом риска случайной гибели или повреждения товаров от продавца к покупателю. Но если стороны при заключении внешнеторгового контракта не предусмотрели в нем момент перехода права собственности, он может быть определен с помощью правил толкования торговых терминов «Инкотермс», которые носят рекомендательный характер. Эти правила касаются порядка поставки товаров, их страхования, оплаты транспортных расходов, других вопросов, но главным является то, что они определяют переход рисков случайной гибели товаров от продавца к покупателю.

Правильное определение момента перехода собственности при импорте товаров позволит избежать ошибок при отражении на счетах бухгалтерского учета контрактной стоимости товара, курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсов валют по отношению к рублю, транспортных расходов, и так далее.

Таможенная стоимость ввозимых товаров и таможенные платежи.

К таможенным платежам в соответствии со статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации относятся:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • таможенные сборы.

Согласно статье 331 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины и налоги уплачиваются в кассу или на счета таможенного органа, причем уплата может производиться по выбору плательщика, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Таможенные пошлины, налоги могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 322 Таможенного кодекса РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно пункту 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон РФ №5003-1). Методы определения таможенной стоимости установлены статьей 12 Закона РФ №5003-1, из которой следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

  • метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • Метода по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метода вычитания;
  • метода сложения;
  • резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная на:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

  • на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
  • на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
  • на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

  • сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
  • инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
  • материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
  • проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утверждено Приказом Государственного Таможенного Комитета РФ от 5 января 1994 года №1.

Обратите внимание!

Пунктом 15 ПБУ 5/01 предусмотрено, что оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету.

Стоимость имущества, приобретенного организацией-импортером, отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности в рублевой оценке по курсу Банка России, который действовал на эту дату, и в дальнейшем эта стоимость не пересчитывается. Пересчету подлежит лишь задолженность перед иностранным поставщиком в рубли по курсу Банка России на каждую отчетную дату (дату составления отчетности), а также на дату погашения задолженности.

Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаются объектом налогообложения по НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по НДС определяется импортером в соответствии с 21 главой «Налог на добавленную стоимость» НК РФ и таможенным законодательством РФ (пункт 1 статьи 153 НК РФ).

Организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ:

«Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов».

Обратите внимание!

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 1 статьи 172 НК РФ).

Пример 2.

Организация ОАО «Арсенал» импортирует из Гамбурга партию запасных частей для ремонта производственного оборудования, их стоимость составляет 10 000 Евро. Условия поставки МПЗ – CIF Гамбург (МПЗ переходят в собственность покупателя в момент фактического перехода материалов через поручни судна в указанном порту отгрузки (2 февраля)). Таможенная декларация была подана 10 февраля. Ставка таможенной пошлины составляет 10 процентов. МПЗ не облагаются акцизами и облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. Задолженность перед иностранным поставщиком погашена 15 февраля. Учетной политикой ОАО «Арсенал» определено, что фактические расходы на приобретение материалов, транспортные расходы и таможенные пошлины отражаются на счете 10 «Материалы».

Сбор за таможенное оформление составляет 1 000 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года №863).

В данном примере налоговая база по НДС равна сумме таможенной стоимости импортируемого товара и уплачиваемой при ввозе таможенной пошлины (статья 160 НК РФ).

Предположим, что курс Евро составляет (условно):

  • на 2 февраля – 34,60 рубля/EUR;
  • на 10 февраля – 34,50 рубля/EUR;
  • на 15 февраля – 34,40 рубля/EUR.

Рабочим планом организации предусмотрено, что к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыты следующие субсчета:

76-1 «Расчеты по таможенным пошлинам»;

76-2 «Расчеты по таможенным сборам».

В бухгалтерском учете ОАО «Арсенал» сформированы следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 февраля

10

60

346 000

Отражена стоимость материалов, находящихся в пути, на основании полученной накладной (10 000 EUR х 34,60 рубля/EUR)

10 февраля

10

76-1

34 500

Отражена сумма таможенной пошлины (10 000 EUR х 34,50 рубля/EUR х 10%)

10

76-2

1 000

Отражена сумма сбора за таможенное оформление

19

68

68 310

Отражена сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная на таможне ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%)

68

51

68 310

Уплачен налог на добавленную стоимость на таможне ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%)

76-2

51

1 000

Перечислен таможенный сбор

76-1

51

34 500

Перечислена таможенная пошлина

68

19

68 310

Принят к вычету НДС, уплаченный на таможне и относящийся к принятым на учет импортным материалам ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%)

15 февраля

60

52

344 000

Погашена задолженность перед иностранным поставщиком (10 000 EUR х 34,40 рубля/EUR)

60

91-1

2 000

Отражена положительная курсовая разница по задолженности иностранному поставщику на дату совершения операции (346 000 рублей – 344 000 рублей)

Окончание примера.

МАТЕРИАЛЫ, ВНОСИМЫЕ УЧРЕДИТЕЛЯМИ В КАЧЕСТВЕ ВЗНОСА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Организации ВПК могут получить материалы и от собственника организации в качестве взноса в уставный капитал. Рассмотрим, каким образом определяется фактическая себестоимость материалов, если они поступают в организацию таким образом.

Согласно пункту 8 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Проводки, с помощью которых в бухгалтерском учете образуемой организации будет отражено поступление материалов, следующие:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

75-1

80

Отражена задолженность учредителей по формированию уставного капитала

10

75-1

Отражено поступление материалов в оценке согласованной учредителями организации

Напомним, что современные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации, представлены в основном обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого или открытого типа. Исходя из этого, при внесении вклада в уставный капитал не денежными средствами, субъекты хозяйственной деятельности должны выполнять требования, предъявляемые законодательством к организациям соответствующей организационно-правовой формы.

Деятельность акционерных обществ в настоящее время регулируется Федеральным Законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах», а деятельность обществ с ограниченной ответственностью – Федеральным Законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, например, согласно пункту 3 статьи 34 Федерального Закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по согласованию между учредителями. Для определения рыночной стоимости, которое вносится в уставный капитал не денежными средствами, должен привлекаться денежный оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом) общества не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Федеральный Закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» выдвигает аналогичное требование. Так в пункте 2 статьи 15 указанного Закона содержится положение о том, что денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, утверждается решением общего собрания участников общества, причем такое решение принимается единогласно.

В отношении обществ с ограниченной ответственностью законодательство так же выдвигает требование о независимом оценщике, который производит оценку неденежного вклада. Правда в отличие от акционерных обществ, оценка независимого оценщика является обязательной, лишь в том случае, если номинальная стоимость доли участника, вносящего имущество, составляет более двухсот МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам в момент написания статьи составляет 100 рублей (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

При передаче имущества в уставный капитал есть еще один момент, на котором следует остановиться несколько подробнее, правда эта информация больше касается передающей стороны. Но так как речь далее пойдет о налоге на добавленную стоимость, порядок исчисления которого предусматривает вычеты по налогу, то для стороны, получающей МПЗ в качестве взноса в уставный капитал, эти вопросы также будут интересны.

Нужно ли начислять НДС по такой передаче и следует ли восстанавливать «входной» налог по передаваемому имуществу?

По поводу вопроса о необходимости начисления налога на добавленную стоимость отметим, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйствующих субъектов. Исходя из этого, объекта налогообложения по НДС при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал, у передающей стороны не возникает (на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ).

 Вопрос о необходимости восстановления сумм входного налога долгое время был предметом споров между налогоплательщиками НДС и представителями налоговых органов. Однако Федеральный закон от 22 июля 2005 года №119-ФЗ, поставил точку в этих спорах.

Указанным законом в пункт 3 статьи 170 НК РФ внесены изменения, согласно которым сумму «входного» налога при такой передаче необходимо восстановить. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ:

«Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

1) передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав».

Таким образом, начиная с 1 января 2006 года, налогоплательщики НДС при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав в уставный капитал обязаны восстанавливать суммы «входного» налога.

Восстановленные суммы налога, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей стороны, в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.

Согласно пункту 11 статьи 171 НК РФ:

«Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой».

На основании пункта 8 статьи 172 НК РФ указанные вычеты производятся принимающей стороной после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты уставного капитала.

Рассмотрим такую передачу материалов на примере.

Пример 3.

Организация ОАО «Арсенал» в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации ООО «Разряд» в августе текущего года передала партию материалов. Денежная оценка передаваемого имущества произведена независимым оценщиком и составляет 300 000 рублей, что соответствует номинальной стоимости доли ОАО «Арсенал» в уставном капитале «дочки».

Переданные в уставный капитал материалы, были приобретены ОАО «Арсенал» в январе этого же года для производства продукции военного назначения. Балансовая стоимость передаваемых материалов составляет 250 000 рублей. НДС в сумме 45 000 рублей был принят организацией ОАО «Арсенал» к вычету.

В бухгалтерском учете ОАО «Арсенал» данные хозяйственные операции отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В январе

10

60

250 000

Приняты к учету материалы от поставщика

19

60

45 000

Отражен НДС, предъявленный к оплате поставщиком

68

19

45 000

Принят к вычету НДС

60

51

295 000

Оплачена поставщику стоимость материалов

В августе

58-1

10

250 000

Отражена передача МПЗ в уставный капитал дочерней организации

68

19

45 000

СТОРНО!

Восстановлен НДС в части передаваемых материалов

58-1

19

45 000

Отражен вклад в уставный капитал с учетом восстановленного НДС

58-1

91-1

5 000

Списана оценка между стоимостью МПЗ по результатам оценки независимого оценщика и их балансовой стоимостью

91-9

99

5 000

Списано сальдо прочих доходов и расходов заключительными оборотами месяца (без учета других операций)

В бухгалтерском учете «дочки» - ООО «Разряд», операции по отражению полученных материалов, будут отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В августе

75-1

80

300 000

Отражена задолженность ОАО «Арсенал» по формированию уставного капитала

10

75-1

255 000

Приняты к учету материалы в качестве взноса в уставный капитал

19

75-1

45 000

Отражен НДС согласно документам полученным от ОАО «арсенал»

68

19

45 000

Принят к вычету НДС на основании документов, передающей стороны

Обратите внимание!

ООО «Разряд будет получать вычет по НДС на основании документов, полученных от передающей стороны. Заметим, что текст НК РФ не уточняет, что собой представляют документы, которыми оформляется передача, поэтому, на наш взгляд, лучше перечислить состав таких документов в решении о внесении вклада.

Окончание примера.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

В том случае, если организация самостоятельно изготавливает продукцию, которая в дальнейшем используется в качестве сырья и материалов, фактическая себестоимость таких МПЗ определяется организацией самостоятельно как сумма фактических затрат по их производству.

На это указывает пункт 7 ПБУ 5/01:

«Фактическая себестоимость материально - производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально - производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции».

Принятие таких материально – производственных запасов к учету может отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 20 «Основное производство»;

Дебет 10 «Материалы» Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

Дебет 10 «Материалы» Кредит 43 «Готовая продукция».

Пример 4.

Вспомогательное производство (столярный цех) ОАО «Арсенал» занят изготовлением деревянной тары, в которую упаковывается готовая продукция военного назначения.

За отчетный период столярный цех изготовил 200 единиц тары, затраты на производство которой составили:

  • стоимость использованных материалов – 20 000 рублей;
  • заработная плата (в том числе ЕСН) – 75 000 рублей;
  • амортизация основных средств – 8 000 рублей;
  • общехозяйственные расходы - 10 000 рублей.

Учет тары ведется по нормативной (плановой) себестоимости, которая составляет 500 рублей. Учетной политикой организации предусмотрено использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг). Изготовленная силами вспомогательного производства тара передана на склад готовой продукции для упаковки готовой продукции.

В бухгалтерском учете ОАО «Арсенал» операции по изготовлению тары отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

23

10-4

20 000

Переданы в столярный цех материалы для изготовления тары

23

02

8 000

Начислена амортизация основных средств, используемых во вспомогательном производстве

23

70,69

75 000

Отражено начисление заработной платы и ЕСН работникам вспомогательного производства

23

26

10 000

Списана часть общехозяйственных расходов, относящихся к вспомогательному производству

40

23

113 000

Отражены фактические расходы на изготовление тары

10-4

40

100 000

Принята к учету готовая тара по нормативной себестоимости (200 штук х 500 рублей)

44

10-4

100 000

Передана тара на склад готовой продукции для упаковки

90-2

40

13 000

Списано отклонение фактической себестоимости тары над нормативной себестоимостью (113 000 рублей – 100 000 рублей)

Обратите внимание!

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 200 года №94н в случае, когда готовая продукция полностью предназначена для использования в самой организации, можно учитывать эту продукцию на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции, минуя счет 43 «Готовая продукция».

Окончание примера.

ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ ПО ДОГОВОРАМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМ ОПЛАТУ НЕДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В этом случае организация должна определять фактическую себестоимость получаемых материалов в соответствии с пунктом 10 ПБУ 5/01:

«Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально - производственные запасы».

Как показывает наша аудиторская практика, именно при отражении в учете операций поступления МПЗ по товарообменным договорам, бухгалтеры совершают большое количество ошибок, которые нередко ведут к нежелательным последствиям. Поэтому, на наш взгляд, стоит несколько подробнее остановиться на отражении операций по учету материалов, полученных по договорам мены, тем более что такие операции в хозяйственной деятельности организаций встречаются достаточно часто.

Товарообменные операции регулируются главой 31 «Мена» ГК РФ.

В соответствии с положениями статьи 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Причем к договору мены применяются правила о купле-продаже, изложенные в главе 30 ГК РФ, если это не противоречит существу мены и правовым основам последней.

Особенность договора мены заключена в том, что каждая из сторон договора мены одновременно выступает и покупателем и продавцом. Выступая продавцом товара, сторона договора передает товар, выступая покупателем - принимает товар от другой стороны договора.

Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если самим договором мены не предусмотрено иное. Расходы на передачу и приемку товара осуществляются в каждом случае той стороной, на которую возложены соответствующие обязанности.

Если по договору обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, которая передает товар по более низкой цене, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после передачи товара, если иное не предусмотрено самим договором.

Обратите внимание!

По договору мены право собственности на приобретаемый товар переходит к сторонам после того, как они исполнили свои обязанности в качестве продавцов, то есть обязанности по передаче товара. Однако договором может быть предусмотрен иной порядок перехода права собственности.

Выше мы уже отметили, что, приобретая материалы по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, необходимо руководствоваться пунктом 10 ПБУ 5/01.

Кроме того, осуществляя операции по договорам мены, организация должна особое внимание обратить на пункт 6.3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н, согласно которому величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров, полученных или подлежащих получению, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.

При невозможности установить стоимость товаров, полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью товаров, переданных или подлежащих передаче организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичных товаров.

Покажем на примере, каким образом определяется фактическая себестоимость материалов, полученных производственной организацией по договору мены.

Пример 5.

Организация ВПК, помимо продукции военного назначения производит контрольно-кассовые машины. Организация заключила договор мены с мебельной фабрикой, в соответствии с которым она передает 10 единиц контрольно кассовой техники модели ЭКР-2102К, а взамен получает 100 стульев. Договором установлено, что обмениваемое имущество признано равноценным, цена сделки составляет 106 200 рублей (в том числе НДС – 16 200 рублей).

Организация ВПК обычно приобретает аналогичные стулья по цене 1 062 рубля за штуку (в том числе НДС – 162 рубля), а мебельная фабрика обычно приобретает такую контрольно-кассовую технику по цене 13 500 рублей, в том числе НДС – 2 060 рублей. Себестоимость единицы готовой продукции у организации ВПК составляет 7 000 рублей, себестоимость одного стула составляет – 680 рублей.

Обычная цена реализации контрольно-кассовой техники составляет 11 800 рублей (в том числе НДС – 1 800 рублей), а обычная цена реализации стульев 1 121 рубль (в том числе НДС – 171 рубль). Указанные цены соответствуют рыночному уровню цен.

Предположим, что организация ВПК первой осуществила поставку своей продукции. Так как поставка товаров по договору мены осуществляется неодновременно, то, в учете организации ВПК бухгалтер это отразит следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

45

43

70 000

Передана контрольно-кассовая техника по договору мены (7 000 рублей х 10 шт.)

После получения партии стульев от мебельной фабрики организация ВПК на основании пункта 6.3 Приказа Минфина РФ от 6 мая 1999 года №32н «Доходы организации» обязана отразить в бухгалтерском учете выручку от продажи контрольно-кассовой техники.

62

90-1

106 200

Отражена выручка от продажи контрольно-кассовой техники, рассчитанная из стоимости полученных стульев, согласно договору мены (1 062 рубля х 100 штук)

Отклонение стоимости, указанной в договоре мены, от рыночной цены составляет:

((100 000 рублей – 90 000 рублей): 90 000 рублей) х 100% = 11,11 %, что менее 20%, следовательно, начисление НДС производится исходя из цены сделки

90-3

68

16 200

Начислен НДС

90-2

45

70 000

Списана себестоимость контрольно-кассовой техники

Теперь, бухгалтер организации ВПК должен отразить в учете поступление стульев. Их стоимость рассчитывается исходя из стоимости переданной взамен продукции, причем стоимость контрольно-кассовой техники определяется по цене ее обычной реализации

10-9

60

100 000

Отражена стоимость стульев исходя из цены обычной реализации контрольно-кассовой техники

19

60

16 200

Учтен НДС по принятым к учету стульям на основании счета-фактуры, полученного от мебельной фабрики

Обратите внимание!

Сумма «входного» НДС по приобретенным стульям, подлежащая вычету, должна быть исчислена исходя из балансовой стоимости переданной по договору мены продукции ( контрольно-кассовой техники) (70 000 рублей х 18% = 12 600 рублей). Основание – пункт 2 статьи 172 НК РФ

68

19

12 600

Принят к вычету НДС по полученным стульям

60

62

116 200

Произведен зачет задолженностей

62

91-1

10 000

Списана разница между стоимостью отгруженной контрольно-кассовой техники и стоимостью приобретенных стульев

91-2

19

3 600

Списана сумма НДС, не подлежащая вычету

Окончание примера.

Обратите внимание!

До 1 января 2006 года в своих рекомендациях, мы не советовали организациям, желающим обменяться каким-либо имуществом, заключать договора мены, в связи со сложностью отражения таких операций в бухгалтерском учете и особенностями применения вычетов по НДС. В качестве альтернативы мы предлагали схему, согласно которой стороны заключали договоры купли-продажи, предусматривающие оплату денежными средствами с последующим зачетом встречных требований. В этом случае, бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением МПЗ осуществлялся в обычном порядке, кроме того, в этом случае можно было поставить всю сумму НДС к вычету.

С 1 января 2006 года ситуация несколько изменилась. То есть при использовании данной схемы в условиях после 1 января 2006 года, у организации так же не будет проблем с определением покупной стоимости полученного имущества. Несмотря на то, что в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ взаимозачет больше не признается оплатой (отменен подпункт 2 пункта 2 статьи 167 НК РФ, ситуация по применению вычета стала несколько проще, поскольку с указанной даты для применения вычета по НДС факт оплаты не нужен. То есть, осуществив отгрузку, продавец начислит НДС к уплате, получив имущество от другой стороны и приняв его к учету – применит вычет. Таким образом, схема заключения договоров купли-продажи с последующим зачетом все также остается наиболее оптимальным вариантом для организаций, желающим обменяться товарами.

Более подробно с особенностями деятельности организаций военно-промышленного комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Военно-промышленный комплекс».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке ..
Понятие и значение залога ..
Виды залога ..
Учет внешнеторговых бартерных сделок ..
Трудовые отношения с иностранными работниками ..
Осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники ..
Лицензирование и сертификация туристической деятельности ..
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на подготовку кадров ..
Признание суммовых разниц у покупателя ..
Учет у спонсора ..
Учет спецодежды ..
Выбытие основных средств. Безвозмездная передача основных средств ..
Признание суммовых разниц у поставщика ..


Похожие документы из сходных разделов


Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности за счет ФСС


Порядок назначения и выплаты пособия регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Право на получение пособия имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до 12 недель.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплач

[ознакомиться полностью]

Пособия при усыновлении ребенка за счет ФСС


В соответствии со статьей 257 ТК РФ работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления ребенка до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения. Таким образом, отпуск предоставляется при усыновлении детей в возрасте не старше 70 дней.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года №719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка», для получения отпуска по уходу за р

[ознакомиться полностью]

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет ФСС


Право на получение пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на основании статьи 13 Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» имеют:

  • матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному со

    [ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100