Главная страница --> Ведение бизнеса

Посредническая деятельность в сфере услуг



Договора посредничества имеют очень широкое применение в предпринимательской практике. Ведь такого рода отношения, устанавливаемые между субъектами гражданского оборота, оказывают большое влияние на рыночную экономику. Посудите сами: на основании договора комиссии, посредник может получить исключительное право продажи товаров комитента на той или иной территории, на определенный срок или бессрочно, с ограниченным ассортиментом товаров или без такового. Комитент может регулировать рынок сбыта, наложив запрет на комиссионера выступать посредником такого же товара у других производителей или оптовиков. То есть договор комиссии предполагает достаточно большие возможности для развития предпринимательства.

Сфера применения посреднических договоров очень широка, можно с помощью фирмы-посредника реализовать какой-то товар или, наоборот, приобрести. Можно по договору поручения делегировать поверенному, совершать те или иные действия от своего имени. А можно привлечь фирму-посредника с целью реализации каких-либо услуг или дать указание посреднику по приобретению таковых для Вас.

В последнем случае, возникает одно обстоятельство, которое оказывает достаточно большое влияние на применение посреднических договоров в сфере услуг. Дело в том, что место, где услуга считается оказанной определить достаточно сложно.

Что собой представляет услуга? Обратимся к гражданскому законодательству. В соответствии со статьей 128 ГК РФ услуги отнесены к объектам гражданских прав:

«К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Понятие услуги в налоговом законодательстве установлено в статье 38 НК РФ:

«Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Можно сказать, что услуга представляет собой действие, осуществляемое по заказу и не имеющее во многих случаях материального результата. Хотя отметим, что некоторые услуги все же могут иметь материальный результат, это, например, услуги общественного питания, письменные консультации, некоторые виды медицинских услуг, рекламные услуги и другие, но этому результату предшествуют определенные действия, которые вместе с услугами составляют единое целое.

В связи с тем, что услуга в общем случае не имеет материального результата очень сложно определить, где же она оказана, а этот момент имеет большое значение при налогообложении налогом на добавленную стоимость. Как это касается посреднических договоров, попробуем объяснить.

При исполнении посреднического договора комиссионер (поверенный, агент) оказывает посредническую услугу. Такая операция признается объектом налогообложения по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ:

«1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав».

То есть, если посредническая услуга оказана на территории РФ, она попадает под налогообложение. Критерии определения места оказания услуг (в том числе и посреднических) установлены статьей 148 НК РФ».

«1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при:

  • передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  • предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
  • оказании услуг непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
  • выполнении работ (оказании услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке;

5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4 настоящего пункта).

2. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

3. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг)».

Так как «Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг)», то при налогообложении посреднических сделок, не указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, надо руководствоваться местом оказания основной услуги. Когда договор посредничества заключен с комитентом (принципалом, доверителем) российской организацией, тут особых хлопот не возникает, услуги посредника попадают под налогообложение на основании пункта 4 указанной статьи.

А если покупатель услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, иностранец можно ли считать, что посредническая услуга оказывается за пределами Российской Федерации? Да можно, но при этом не забудьте уплатить аналог НДС на территории государства – места деятельности покупателя.

Заключая сделку с третьим лицом, комиссионер выступает от имени комитента и за его счет, что ведет к тому, что все права и обязанности по такой сделке возникают именно у него. И если он заключает посреднический договор на реализацию услуг комитента, то необходимо правильно определить место реализации такой услуги по основному договору. Ведь в противном случае, это приведет к неправильному исчислению налогов, а соответственно и к штрафным санкциям.

Пример.

Предположим, что российская организация-посредник по договору комиссии должна приобрести для украинской компании юридические услуги.

Комиссионер от своего имени заключает договор на оказание юридических услуг с российской организацией, оказывающей такой вид услуг.

Согласно статье 148 НК РФ: юридические услуги будут считаться объектом налогообложения по НДС, если такие услуги оказываются на территории Российской Федерации. Критерием определения в данном случае места реализации юридических услуг будет считаться место деятельности покупателя. Так как российский посредник приобретает услуги для иностранной компании, то в данной ситуации юридические услуги оказываются на территории Украины, поэтому, заключая такой контракт, посредник должен поставить в известность третье лицо, что данная сделка осуществляется в рамках договора комиссии. В противном случае российская компания, оказывающая юридические услуги, выпишет договор на оказание услуг и счет-фактуру с учетом НДС (ведь комиссионер выступает от своего имени, но за счет комитента).

Услуги посредника являются объектом налогообложения по НДС на основании пункта 3 статьи 148 НК РФ.

На наш взгляд, заключение договоров комиссии на приобретение или оказание услуг, не является целесообразным. Для этих целей более приемлем договор поручения, ведь поверенный всегда выступает от имени доверителя и за его счет. Следовательно, документы, регулирующие оказание услуг между доверителем и третьим лицом будут заполняться непосредственно на имя доверителя. Данное обстоятельство поможет избежать путаницы с выпиской счетов-фактур и соответственно с принятием к вычету «входного» НДС.

Ведя разговор об услугах, не стоит забывать о том, что некоторые услуги являются лицензируемыми, то есть, могут осуществляться на основании специального разрешения, выдаваемого субъекту хозяйственной деятельности. Список видов деятельности, попадающих под лицензирование, установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В некоторых случаях применение посреднического договора при оказании таких услуг является просто необходимостью. Рассмотрим очень распространенную ситуацию, встречающуюся сплошь и рядом.

Не каждый субъект хозяйственной деятельности может иметь в собственности здания и сооружения, необходимые им для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены заключать договора аренды с собственниками объектов недвижимости. Энергоснабжающие организации, организации, оказывающие услуги связи и коммунальные услуги, заключают договора на обслуживание непосредственно с собственниками объектов недвижимости (с абонентами). Что в результате получается? Что указанные организации выставляют счета-фактуры за оказанные ими услуги на имя собственника. А дальше ситуация развивается по следующей схеме. Собственник, получив такой счет-фактуру «перевыставляет» ее арендатору. А на каком основании? Ведь перевыставляя такие услуги арендатору, и выписывая ему счет-фактуру от своего имени, что фактически осуществляет собственник здания? Не что иное, как реализацию указанных услуг. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Основным нормативным актом, регулирующим вопросы лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Статья 17 указанного закона содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии. Указанная статья содержит требование в отношении лицензии к таким видам деятельности, как, например, деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей, которые включают в себя, прием, передачу, распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт указанных сетей. Если у энергоснабжающих организаций такие лицензии есть, то у арендодателя, наверняка, нет.

В результате, собственник недвижимости попадает под уголовную ответственность за ведение лицензируемого вида деятельности без наличия таковой.

Кроме того, арендодатель не может оказывать такие услуги арендатору и по другой причине.

ГК РФ содержит специальные положения о договоре энергоснабжения, которому посвящен параграф 6 главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ субъектами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и абонент (арендодатель).

Согласно статье 545 ГК РФ абонент (арендодатель) по договору энергоснабжения может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу – субабоненту (арендатору) только с согласия энергоснабжающей организации.

В суботношениях абонент занимает место энергоснабжающей организации, оставаясь ответственным перед ней.

Арендодатель не может быть энергоснабжающей организацией, поскольку сам является абонентом соответствующей организации и получает энергию на основании договора.

В свою очередь, субабонент также должен иметь присоединенную сеть, принимающее энергию устройство и другое оборудование, необходимое для приема энергии. Арендатор этим требованиям не соответствует, поскольку все сети, которыми он располагает, принадлежат арендодателю. Заключение договора энергоснабжения арендатором непосредственно с энергоснабжающей организацией противоречило бы ГК РФ.

Арендатор то же находится не в лучшей ситуации, ведь получив такой счет-фактуру от организации, не имеющей необходимой лицензии, он фактически не имеет права учесть данные затраты в составе расходов.

Можно, конечно, урегулировать вопрос с такими затратами самим договором аренды, заключаемым между собственником и арендатором, например, оговорив в договоре, что арендатор заключает с организациями, оказывающими подобные услуги самостоятельные договора. Однако этот способ имеет смысл только в том случае, если договор аренды носит долгосрочный характер, кроме того, арендатор при этом должен установить самостоятельные, энергопринимающие устройства и тому подобное.

Заложить стоимость коммунальных услуг в арендную плату тоже не всегда возможно. Посудите сами, в соответствии с гражданским законодательством, а именно статьей 614 ГК РФ по договору аренды арендатор имеет право изменять стоимость арендной платы не чаще одного раза в год:

«Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества».

Разумным выходом из такой ситуации может явиться непосредственно договор посредничества. Посудите сами: Вы заключаете, например, договор комиссии со своим арендодателем, в котором указываете, что он должен от своего имени, но за ваш счет приобрести от энергоснабжающей организации необходимые для Вас услуги. Тогда уходят все вышеперечисленные проблемы:

  • во-первых, на оказание посреднической услуги лицензии не требуется;
  • арендодатель имеет право перевыставления Вам счета-фактуры, полученного от третьего лица (ведь указанная энергоснабжающая организация в данной ситуации выступает именно третьи лицом, с которым Ваш арендодатель заключил договор возмездного оказания услуг) и Вы сможете учесть данные расходы при налогообложении прибыли.

Многих пугает то, что по посредническому договору необходимо выплатить посреднику вознаграждение, ведь договор комиссии является, безусловно, возмездным. Но кто Вам мешает сделать договор аренды смешанным, включив в него посредническую квалификацию или установить «копеечную» стоимость такого договора, ведь согласно принципам определения цены услуги для целей налогообложения (статья 40 НК РФ) под ценой услуги понимается цена установленная сторонами сделки, а данная посредническая сделка явно отягощенная. Пока не доказано обратное, предполагается что данная цена соответствует уровню рыночных цен и налоговые органы имеют право проверять правильность применения цены по сделкам лишь в следующих случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения посреднических операций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Посредническая деятельность».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определен ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 218. Стандартные налоговые вычеты ..
Возврат товара, который был получен по договору комиссии ..
Налоговый учет аудиовизуальных произведений у организации изготовителя. Налог на добавленную стоимос ..
Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализу ..
Переход с упрощенной системы налогообложения на иную ..
Особенности исчисления НДС по передаче собственной продукции в рекламных целях ..
Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях, не занимающ ..
Использование платежных карт как средства платежа в организациях розничной торговли ..
Иные нормируемые расходы, относимые главой 25 НК РФ, в состав прочих расходов, связанных с производс ..
Учет расчетов у подрядчика ..
Организация бухгалтерского учета. Формирование себестоимости и финансовых результатов предоставляемы ..
Порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности ..


Похожие документы из сходных разделов


Налог на прибыль организаций, осуществляющих НИОКР


ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее налогоплательщики) в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыл

[ознакомиться полностью]

Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю)


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления относятся к нематериальным активам. В целях бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются следующие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право а

    [ознакомиться полностью]

Возврат продавцу нереализованного товара, который был приобретен в результате договора купли-продажи


Нередко организации торговли сталкиваются со следующей проблемой: по договору купли-продажи приобретен (но пока не оплачен) товар, претензий к поставщику товара нет, что зафиксировано документально. Особые условия перехода права собственности на товары в договоре не указаны. Через определенный промежуток времени покупатель понимает, что ему не удастся реализовать товар (предположим, на товар нет покупательского спроса), и он договаривается с поставщиком о возврате всего товара или его части. По соглашению сторон товар возвращается поставщику. Как должен данную ситуацию отразить в учете бухг

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100