Главная страница --> Ведение бизнеса

Предприятие общественного питания как объект обслуживающих производств и хозяйств



Рассматривая вопросы общественного питания, нельзя обойти стороной предприятия общепита, которые представляют собой, так называемые, обслуживающие производства и хозяйства. Этот термин, наверняка, всем знаком. Напомним, что даже в Плане счетов, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению») предусмотрен специальный счет 29, который так и называется «Обслуживающие производства и хозяйства».

Мы не случайно затронули тему обслуживающих производств и хозяйств, дело в том, что признание предприятия общепита таковым в целях налогового учета имеет далеко идущие последствия.

Однако все по порядку.

Целью любого коммерческого предприятия является, несомненно, получение прибыли. Именно с целью получения дохода, субъекты хозяйственной деятельности принимают решение об открытии организации и осуществлении какого либо вида предпринимательской деятельности. Ни для кого не секрет, что на успешное ведение бизнеса громадное значение оказывает человеческий фактор. Производительность труда работника во многом определяется тем, насколько комфортно чувствует себя работник на работе.

Возьмем простой пример, если работники организации имеют возможность нормально пообедать при выполнении своих трудовых обязанностей, то и «отдача» от таких работников больше. Поэтому, не удивительно, что организации стараются обеспечить комфортные условия для своего персонала, создавая структурные подразделения, деятельность которых не связана с основным производством, а направлена именно на удовлетворение каких либо бытовых потребностей работников данной организации. В частности, к таким структурным подразделениям относятся и предприятия общественного питания.

Перечень объектов обслуживающих производств и хозяйств, которые еще называют объекты «непроизводственной сферы», достаточно обширен, и это не только подразделения, направленные на удовлетворение потребностей персонала, но раз мы говорим об общественном питании, то будем рассматривать объекты обслуживающих производств и хозяйств именно с точки зрения общепита.

Вспомним классификацию предприятий общественного питания: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные и так далее. Любое ли из перечисленных предприятий общественного питания может признаваться объектом обслуживающих производств и хозяйств?

Обратимся к бухгалтерскому законодательству.

Для целей бухгалтерского учета перечень предприятий и структурных подразделений, относящихся к сфере общественного питания, приведен в комментарии к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н:

«Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

На данном счете могут быть отражены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации: жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и прочее.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения.»

Как видим, бухгалтерское законодательство относит в состав обслуживающих производств и хозяйств не все предприятия общественного питания, а только столовые и буфеты.

По дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Они списываются с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 «Вспомогательные производства».

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:

  • учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;
  • учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;
  • 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Предприятия общепита, признаваемые обслуживающими производствами и хозяйствами могут:

  • состоять на едином балансе предприятия;
  • быть выделенными на самостоятельный баланс.

Если структурное подразделение состоит на едином балансе организации, то вся информация о затратах, связанных с деятельностью такого объекта отражается на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Если структурное подразделение выделено на отдельный баланс, то вся информация обо всех видах расчетов с таким подразделением осуществляется с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Как правило, наличие на балансе предприятий таких объектов зачастую невыгодно, так как доходы, получаемых от них, невелики, а затраты на их содержание весьма значительны. В связи с чем, в последнее время наблюдается явная тенденция к тому, что организации, стремясь сократить свои затраты, отказываются от содержания таких объектов. В частности это касается объектов социально-культурной сферы, в отношении же предприятий общепита, такая тенденция то же наблюдается, но все- таки не в таких масштабах.

При оказании услуг общественного питания для организации, имеющей на своем балансе структурное подразделение в виде предприятия общепита, все рассмотренные нами ранее требования и правила остаются в силе.

Во-первых, все хозяйственные операции, осуществляемые в этом структурном подразделении, оформляются оправдательными документами. При этом первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Напоминаем, что для общественного питания такие формы утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132.

Во-вторых, все предприятия общественного питания, независимо от организационно-правовой формы собственности, и ведомственной принадлежности обязаны выполнять все требования, предъявляемые государством к этой сфере. В частности они обязаны пользоваться единой нормативной документацией, получать требуемые лицензии, выполнять санитарные требования, руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением №1036.

Есть одна особенность, на которую стоит обратить особое внимание. Дело в том, что глава 25 «Налога на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) содержит статью 275.1 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств».

Обратимся к положениям указанной статьи:

Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

То есть в налоговом учете, так скажем, не конкретизирован перечень объектов, относящихся к сфере общественного питания и признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, товары, услуги которых являются одной из составляющих социального пакета организаций в современных экономических условиях.

Однако, учитывая то, что столовые, буфеты и иные аналогичные объекты общепита, представляющие собой структурные подразделения организаций, зачастую, осуществляют реализацию товаров, услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам, организации могут признать такие объекты в качестве обслуживающих производств и хозяйств в целях налогового учета, закрепив свое решение в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения.

Обратите внимание!

До 1 января 2006 года положения статьи относились только к обособленным подразделениям, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Изменения внесены Законом №58-ФЗ.

Как видим, указанная статья налогового законодательства, содержит следующее правило:

налогоплательщики, имеющие подразделения,осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Иначе говоря, если хозяйствующий субъект – плательщик налога на прибыль, имеет обособленное подразделение в виде предприятия общепита, признаваемого объектом обслуживающих производств и хозяйств, например, столовую, то налоговая база по оказанию услуг общественного питания определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В том случае, если предприятие общепита до 1 января 2006 года не признавалось обособленным подразделением, то его доходы и расходы не учитывались отдельно, а формировали общую налоговую базу организации.

Отметим, что на практике многие бухгалтера испытывают трудности в определении того, является ли данное структурное подразделение предприятия обособленным или его нельзя признать таковым. Объяснить это можно различным толкованием понятия «обособленное подразделение» в Гражданском и Налоговом Кодексах.

Гражданское законодательство (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)) дает понятие двух основных видов обособленных подразделений – представительства и филиала.

Представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Понятие же обособленного подразделения, использующееся в налоговом законодательстве, несколько шире. Оно охватывает не только филиалы и представительства, но и иные структурные подразделения организации. Само название «обособленное подразделение» говорит о том, что такое подразделение является какой-либо частью общей структуры организации, по определенным функциональным причинам расположенной вне места нахождения головной организации.

В Налоговом Кодексе понятие обособленного подразделения закреплено в пункте 2 статьи 11 НК РФ:

«обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.»

Как видим, НК РФ предусматривает наличие и выполнение трех условий, для признания структурного подразделения организации обособленным подразделением, а именно:

  • территориальная обособленность от местоположения головной организации;
  • наличие стационарных рабочих мест;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

Рассмотрим каждый из этих условий несколько подробнее.

Территориальное расположение обособленного подразделения.

Отметим сразу, что понятие обособленного подразделения в Налоговом кодексе (как, впрочем, и в гражданском законодательстве) распространяется только на организации. Территориально обособленные рабочие места, созданные индивидуальными предпринимателями, не могут быть признаны обособленными подразделениями для целей налогообложения, и их создание, соответственно, не влечет правовых последствий, предусмотренных налоговым законодательством для обособленных подразделений. Индивидуальный предприниматель, как правило, исполняет налоговые обязанности по месту своего нахождения (жительства) и лишь в некоторых случаях - по месту ведения деятельности через территориально обособленные рабочие места.

Если организация осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, то для признания его таковым в целях налогового учета это подразделение должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения головной организации, территории.

Сам текст Налогового Кодекса не дает понятия территориальной обособленности подразделения, однако, вернемся к статье 11 НК РФ и попробуем оттолкнуться от понятий, указанных в данной статье.

В соответствии со статьей 11 НК РФ под местом нахождения российской организации понимается место ее государственной регистрации, а под местом нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

В пункте 1 статьи 51 ГК РФ указано, что:

«Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.»

Причем место государственной регистрации юридического лица указывается в обязательном порядке в учредительных документах юридического лица, таково требование пункта 3 статьи 54 ГК РФ.

Таким образом, любое обособленное подразделение, местонахождение которого отлично от юридического адреса организации, указанного в ее учредительных документах, будет являться обособленным подразделением, признаваемым таковым в целях налогообложения.

В отношении территориальной обособленности существует еще одна точка зрения, на которую тоже необходимо обратить внимание: под территориальной обособленностью следует понимать нахождение структурного подразделения на территории отличной не только от юридического адреса организации, но и иной налоговой инспекции. Данная позиция, высказываемая по данному вопросу некоторыми специалистами, основывается на следующем.

Налоговое законодательство обязывает налогоплательщиков осуществлять постановку на учет в налоговых органах. Такое требование закреплено в статье 83 НК РФ. Причем, в соответствии с положениями вышеуказанной статьи, НК РФ регламентирует постановку на учет в налоговом органе самих налогоплательщиков, при этом на организацию не может возлагаться обязанность повторной постановки на учет в том же органе, но по другому основанию. На это указывает и пункт 39 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации».

Исходя из этого, территориальная обособленность подразделения подразумевает нахождение его на территории отличной не только от юридического адреса организации, но и иной налоговой инспекции, чем та, в которой состоит на учете организация.

Однако, заметим, что поскольку понятие территориальной обособленности законодательно не закреплено, признание (или непризнание) подразделения обособленным в целях налогообложения (в частности в отношении использования правил исчисления налога на прибыль, установленных статьей 275.1 НК РФ), связано с наличием возможных налоговых рисков, возникающих в силу того, что налоговыми органами понятие территориальной обособленности может трактоваться иначе, нежели место осуществления деятельности обособленного подразделения, отличными от места нахождения организации.

В случае возникновения спорной ситуации с налоговыми органами, налогоплательщику можно обратиться к пункту 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, если у организации есть сомнения по поводу того считать ли подразделение обособленным или нет, и в какую налоговую инспекцию следует подать заявление о постановке на учет, налогоплательщик может воспользоваться пунктом 9 статьи 83 НК РФ:

«В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.»

Во избежание возникновения споров с налоговыми органами хочется дать совет налогоплательщикам: сообщите в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения, независимо от того, создано ли данное подразделение на территории, где организация уже состоит на учете, или в другом месте.

Наличие стационарных рабочих мест.

Помимо территориальной обособленности еще одним отличительным признаком, которым должно обладать подразделение организации в целях признания его обособленным, является оборудование по месту нахождения подразделения организации рабочих мест.

В тексте Налогового Кодекса термин «рабочее место» не встречается, поэтому на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ, налогоплательщику необходимо обратиться к ТК РФ.

Согласно статье 209 ТК РФ:

«Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.»

Кроме того, положения статьи 219 ТК РФ, указывают, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Нормативным документом, регулирующим вопросы охраны труда, помимо ТК РФ, является Федеральный закон от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», согласно статье 1 которого:

«Рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.»

Как видим, два разных нормативных документа дают практически одинаковое понятие «рабочего места».

Таким образом, обособленное подразделение считается созданным той организацией, под контролем которой находится рабочее место, то есть работник, которой должен находиться на данном рабочем месте.

Обратите внимание!

В тексте НК РФ указано, что рабочее место должно быть признано стационарным, причем НК РФ конкретно указывает, что в целях налогообложения рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Осуществление хозяйственной деятельности

Последним отличительным признаком обособленного подразделения будет являться осуществление организацией хозяйственной деятельности в месте нахождения своего подразделения.

В данном случае под деятельностью следует понимать выполнение любых действий, направленных на приобретение и осуществление прав, а также исполнение обязанностей организации.

Если создание обособленного подразделения не отражено в организационно-распорядительных документах, то днем начала его функционирования можно считать день, в течение которого имел место какой-либо факт осуществления этим подразделением производственной или иной хозяйственной деятельности (производство партии товара, оказание услуги, первый выбитый чек ККМ, первый рабочий день сотрудников организации, работающих в этом подразделении, и прочее). Организация не должна вести деятельность через обособленное подразделение до даты, указанной в данном документе. В противном случае дату начала ведения деятельности следует признать датой создания обособленного подразделения.

Если у коммерческой организации имеется структурное подразделение в виде предприятия общественного питания – объекта обслуживающих производств и хозяйств и, при этом, выполняются все требования налогового законодательства, то указанная организация обязана определять налоговую базу по налогу на прибыль в части оказания услуг общественного питания отдельно от налоговой базы по основному виду деятельности.

При этом необходимо помнить об особенностях налогового учета в подразделении, выступающим объектом обслуживающих производств и хозяйств, которые состоят в специальном порядке учета полученного убытка.

Эти особенности определены в статье 275.1 НК РФ, которая устанавливает правила учета убытков, полученных в результате осуществления деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Согласно вышеуказанной статье НК РФ:

«В случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.»

Если коммерческая организация получила убыток от деятельности, например, столовой, и при этом у нее соблюдены все вышеперечисленные условия, то эта организация может принять полученный убыток при исчислении налога на прибыль. Однако, закрепляя возможность учесть такой убыток в целях налогообложения, законодатель почему-то забыл указать в каком порядке налогоплательщик должен принимать такой убыток.

Общий порядок и условия переноса убытков на будущее в главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса закреплены в статье 283 НК РФ:

«1. Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, статьей 275.1, статьями 280 и 304 настоящего Кодекса.

2. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абзаца второго настоящего пункта.

Ограничение, установленное абзацем вторым настоящего пункта, не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны.

3. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

4. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

5. В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.»

Как видим, в соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая база текущего налогового периода может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Однако определение налоговой базы текущего периода налогоплательщик, имеющий на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств должен определять с учетом особенностей статьи 275.1 НК РФ.

Эти особенности установлены только для убытков, которые получает налогоплательщик от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, если не соблюдаются условия, приведенные выше. В случае если налогоплательщиком соблюдаются все обозначенные условия, то убыток, полученный в текущем налоговом периоде, должен приниматься при определении общей налоговой базы по налогу на прибыль.

Подтверждением данного вывода может служить пункт 9 статьи 315 НК РФ, согласно которому:

«Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.»

Как видим, в соответствии с данным пунктом налогоплательщик исключает из налоговой базы текущего налогового периода сумму убытка, подлежащего переносу на будущее.

В отношении обслуживающих производств и хозяйств такой перенос возможен только тогда, когда у организации не выполняется хоть одно из условий, установленных статьей 275.1 НК РФ.

Этот вывод подтверждает и порядок заполнения декларации по налогу на прибыль.

Обратите внимание!

Начиная с отчетности с 1 января 2004 года Налогоплательщики заполняют декларацию по налогу на прибыль, утвержденную Приказом МНС Российской Федерации от 11 ноября 2003 года №БГ-3-02/614 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций».

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, полученная обслуживающими производствами и хозяйствами отражается по строке 100 Приложения 1 к листу 02. Сумма расходов, произведенная обслуживающими производствами и хозяйствами, указывается по строке 190 Приложения №2 к листу 02.

Если по результатам деятельности обслуживающих производств и хозяйств организация получила убыток, то сначала следует определить каковы условия деятельности обслуживающего производства или хозяйства и сравнимы ли эти условия со специализированными предприятиями. Если условия соответствуют, то всю сумму убытка можно учесть в текущем периоде. Причем убыток уменьшает прибыль, полученную от основной деятельности. Его показывают в строке 240 Приложения №2 к листу 02. Однако очень редко, когда у организации выполняются все предъявляемые налоговым законодательством требования, поэтому на практике бухгалтера чаще используют другой способ отражения такого убытка: самостоятельно устанавливают сроки его списания (основное условие - чтобы срок списания не превышал десяти лет). Затем этот убыток списывается за счет прибыли, полученной от деятельности таких объектов. В этом случае сумма убытка прошлых лет, учтенная в текущем году, будет отражаться по строке 260 Приложения №2 к листу 02.

Обратите внимание!

Норма о переносе убытков действует с 1 января 2002 года, поэтому убыток за 2002 года может быть учтен при получении прибыли от деятельности обслуживающих производств и хозяйств только начиная с 2003 года.

Если же предприятие общепита выступает структурным подразделением организации и не является обособленным подразделением, то доходы и расходы такого предприятия общественного питания не учитываются отдельно, а формируют общую налоговую базу организации. Причем,

Организация, имеющая объекты общественного питания, обслуживающие трудовые коллективы и не являющиеся отдельными подразделениями, имеет право учесть расходы на их содержание при налогообложении прибыли. Сделать это позволяет подпункт 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся:

расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса;

Причем нужно отметить, что, создавая предприятия общепита в качестве структурных подразделений, организации могут предусматривать различные формы предоставления питания своим сотрудникам, от которых зависит порядок налогообложения. Организация может предоставлять работникам питание на возмездной основе и бесплатно.

Формы бесплатного предоставления питания сотрудникам могут быть следующих видов:

  • предоставление работникам бесплатного питания, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации;
  • предоставление работникам бесплатного питания, предусмотренное трудовым коллективным договором;
  • предоставление работникам бесплатного питания, не предусмотренного трудовым коллективным договором.

Предоставление работникам бесплатного питания, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями трудового законодательства работники, занятые на работах с вредными условиями труда  имеют право на бесплатное питание. Согласно статье 222 ТК РФ:

«На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»

При организации такого питания, хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 года №849 «О порядке утверждения норм и условии бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно профилактического питания»;
  • Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 года №14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»;
  • Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 года №13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работников, занятых на работах с вредными условиями труда».

Согласно данному Постановлению норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности. Причем, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. Указанный Перечень утвержден Приказом Минздрава Российской Федерации от 28 марта 2003 года №126 «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

Стоимость бесплатного питания, предоставляемого работникам, организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в целях налогообложения признается в качестве расходов на оплату труда. Согласно пункту 4 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится:

«стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);»

В бухгалтерском учете организации, предоставляющие такое питание своим работникам, отражают это следующим образом:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

20

70

ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию

Фактически, в данном случае, бесплатное питание, предоставляемое организацией, представляет собой не что иное, как компенсационную выплату. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН:

«все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;»

Это же можно сказать и о страховых взносах в ПФР. Поскольку согласно статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» данные взносы считаются с той же базы, что ЕСН.

НДФЛ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ расходы по предоставлению бесплатного питания определенным категориям работников, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в доходы указанных работников для целей исчисления НДФЛ.

НДС

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ при передаче товаров (результатов выполненных работ) на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, без включения в них НДС. То есть в данном случае для расчета суммы НДС цена безвозмездно переданной продукции равна ее продажной цене (без НДС). Соответственно, подлежит зачету «входной» НДС с приобретаемых организацией для указанных мероприятий продуктов, работ и услуг.

Обратите внимание: аналогичный порядок обложения НДС предусмотрен и в тех случаях, когда бесплатное питание, предоставляется в соответствии с трудовым, коллективным договором, а также когда бесплатное питание не предусмотрено ни законодательством, ни локальными актами самой организации.

Предоставление работникам бесплатного питания, предусмотренное трудовым коллективным договором.

Нередко организации предоставляют своим работникам бесплатное питание как часть социального пакета. Сделать это организация вправе, однако порядок налогообложения зависит от того, предусмотрено ли такое условие трудовым договором или нет.

Порядок бухгалтерского учета таких расходов организации определяется в соответствии с пунктом 12 ПБУ10/99:

«Внереализационными расходами являются:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и так далее), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие внереализационные расходы.»

Исходя из требований данного бухгалтерского стандарта, списание данных расходов организации, в учете будет отражаться следующим образом:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», причем эта запись отражается в сумме фактической производственной себестоимости услуг общественного питания.

Однако есть и другой подход к порядку отражения сумм, потраченных на бесплатные обеды сотрудникам, - данные расходы списываются на производственные счета (20, 23, 25, 26). Логика здесь такая. Расходы по обеспечению работников бесплатным питанием, предусмотренному трудовыми договорами, являются для организации расходами по обычным видам деятельности как элемент расходов на оплату труда (пункты 5 и 7 ПБУ 10/99).

Поэтому то, на какой счет организация будет списывать расходы на бесплатное питание, следует указать в учетной политике для целей бухгалтерского учета. В данной ситуации это позволит организации избежать придирок со стороны налогового органа.

В налоговом же учете такие затраты организации будут отражаться в составе расходов на оплату труда. Согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ расходами на оплату труда признаются:

«другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.»

ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию

Пункт 1 статьи 237 НК РФ:

«Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.»

Следовательно, стоимость бесплатного питания, предоставляемого работнику в соответствии с трудовым договором и учитываемая в расходах при исчислении налога на прибыль, включается в налоговую базу по ЕСН.

Причем налоговая база по ЕСН определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 237 НК РФ:

«При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.»

Кроме того, с бесплатных обедов придется заплатить и взносы по обязательному пенсионному страхованию. Ведь, как мы уже отмечали, ЕСН и страховые взносы в ПФР считаются с одной базы.

НДФЛ.

В соответствии со статьей 211 НК РФ:

«1. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса.

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов.

2. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме.»

Следовательно, расходы организации на бесплатное питание своих работников, предусмотренное трудовым договором, признаются доходом работника, полученным им в натуральной форме, и подлежат налогообложению.

Предоставление работникам бесплатного питания, не предусмотренного трудовым коллективным договором.

Если организация предоставляет свои сотрудникам бесплатное питание, которое не предусмотрено ни действующим законодательством Российской Федерации, ни условиями трудового договора, порядок учета этих сумм будет следующим.

В бухгалтерском учете, на основании ПБУ 10/99 данные суммы признаются внереализационными расходами и отражаются следующим образом:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Причем обратите внимание, в налоговом учете эти суммы организация учесть не сможет, на основании пункта 25 статьи 270 НК РФ:

«в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;»

Иначе говоря, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ эти суммы будут признаны, расходами, не учитываемыми в целях налогообложения.

ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Так как в данном случае, расходы на бесплатное питание сотрудников не учитываются в целях налогообложения, то на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ стоимость бесплатного питания, предоставляемого сотрудникам, не является объектом налогообложения по ЕСН и по страховым взносам в ПФР.

НДФЛ.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ оплата за работников услуг питания в их интересах признается доходами, полученными работниками в натуральной форме, и подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Более подробно с вопросами, особенностей учета на предприятиях общественного питания, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Общественное питание ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Оформление результатов выездных налоговых проверок ..
Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением камеральной налоговой проверки ..
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) ..
Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли ..
Порядок приема на работу некоторых категорий сотрудников ..
Порядок привлечения к материальной ответственности работников организации торговли за вверенное им и ..
Некоторые проблемы залога и причины их порождающие ..
Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение в негосударственных пенсионных фондах ..
Первичная учетная документация, подтверждающая расход ГСМ ..
Товарные запасы в экономике торговли ..
Правовое регулирование рекламной деятельности. Общие положения ..
Подотчет ..
Затратные методы ценообразования ..


Похожие документы из сходных разделов


Освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате некоторых налогов при уплате единого налога при применении УСН


Изменения, внесенные абзацами пятым-седьмым, восьмым-десятым пункта 1 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года вносят ясность с тем, что происходит при применении УСН с организациями и индивидуальными предпринимателями – не замена уплаты одного налога другим, а освобождение от всех соответствующих обязанностей налогоплательщика по указанным налогам. Например, от обязанности сдавать соответствующие декларации, вести налоговый учет по налогу на прибыль, вести книгу продаж и книгу покупок, становиться на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущ

[ознакомиться полностью]

Учет поступления целевых средств


Учет целевых средств, поступающих общественному объединению на его содержание и ведение уставной деятельности, ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование».

По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражаются, в частности, вступительные и членские взносы от учредителей и участников общественного объединения, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средс

[ознакомиться полностью]

Организация синтетического учета средств целевого финансирования


Для учета получения и расходования средств целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей отражения источников целевого финансирования целесообразно разработать следующую многоуровневую систему учета:

субсчета 1-го уровня счета 86 «Целевое финансирование» используются для отражения источников целевого финансирования:

  • Получение средств из бюджета (субсчет 86.1).
  • Получение средств из других источников (субсчет 86.2).

Для целей отражения формы (вида) целевого финансирования используются субсчета 2-го уровня счета 86 «Целевое фи

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100