Главная страница --> Ведение бизнеса

Разработка вооружений и военной техники



Согласно Федеральному Закону №114-ФЗ организациями - разработчиками продукции военного назначения являются российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

Бухгалтерский и налоговый учет в организациях ВПК, исполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы военного специального и двойного назначения имеет ряд особенностей, определенных действующими нормативными актами, главными из которых являются Положения по бухгалтерскому учету и Налоговый кодекс Российской Федерации.

Рассмотрим, как организуется бухгалтерский учет НИОКР.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВПК, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ.

Расходы на НИОКР отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с положениями ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года №115н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02» (далее - ПБУ 17/02).

ПБУ 17/02, введено в действие с 1 января 2003 года, и должно применяться коммерческими организациями, выполняющими НИОКР, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Обратите внимание, что указанный бухгалтерский стандарт предназначен для тех организаций, которые выполняют НИОКР собственными силами или (и) выступают по договору на выполнение указанных работ в качестве заказчика (инвестора).

Согласно статье 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 года №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», обязанности государственного заказчика вооружения и военной техники, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по их разработке возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которым является Министерство обороны РФ.

На те организации, которые являются исполнителями НИОКР по гособоронзаказу для Министерства обороны РФ, правила, установленные ПБУ 17/02, не распространяются.

Эти организации для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, связанных с выполнением НИОКР, должны руководствоваться положениями ПБУ 10/99, утвержденные Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации»«.

Рассмотрим ведение бухгалтерского учета в коммерческих организациях военно-промышленного комплекса, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы военного, специального и двойного назначения по государственному оборонному заказу.

Согласно пунктам 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 5 июня 1999 года №32н доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее выручка).

Таким образом, после принятия госзаказчиком выполненных научно-исследовательских или проектных работ по созданию, модернизации образцов вооружений и военной техники в бухгалтерском учете организации-исполнителя оборонного заказа в составе доходов от обычных видов деятельности признается выручка от выполнения данных работ в сумме, установленной контрактом.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н, признанная выручка от выполнения работ отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» субсчет «Выручка».

Расходы организаций ВПК по выполнению научно-исследовательских работ согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются как расходы, связанные с выполнением работ (пункт 5 ПБУ 10/99).

Себестоимость научно-технической продукции представляет собой стоимостную оценку, используемых в процессе производства и реализации научно-технической продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, всех видов энергии, основных средств, трудовых и других ресурсов. Все затраты, необходимые для производства и выполнения работ по договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и утилизации вооружения и военной техники, как правило, классифицируются следующим образом:

  • по договорам (госзаказам) на создание научно-технической продукции;
  • по календарным периодам, по истечении которых подводятся итоги исполнения сметы затрат;
  • по видам затрат (элементам и статьям);
  • по источникам финансирования;
  • по месту возникновения (отделам, лабораториям и другим структурным подразделениям) – только для целей внутреннего хозяйственного расчета в организации.

Кроме того, согласно ПБУ 10/99, затраты, образующие себестоимость научно-технической продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

  • материальные расходы (за вычетом возвратных отходов);
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.

Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, непокрытой оплатой).

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В соответствии с положениями ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете организации ВПК могут признать тот или иной расход, если одновременно выполнены следующие условия:

  • расходы производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расходов может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность есть в случае, если организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Под активом при этом понимают оплату или передачу иного имущества.

Если же не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Согласно пункту 9 ПБУ 10/99:

«Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности».

Обратите внимание!

Пунктом 10 ПБУ 10/99 установлено, что правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Министерством науки Российской Федерации от 15 июня 1994 года №ОР-22-2-46 утверждены «Типовые Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции».

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера в настоящее время организации руководствуются соответствующими отраслевыми инструкциями, указаниями.

Учитывая изложенное, до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Имейте в виду, что это разрешение касается именно бухгалтерского учета, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организация обязана руководствоваться исключительно нормами налогового законодательства.

Напомним читателю, что в бухгалтерском учете все затраты, связанные с выполнением работ, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми затратами будут считаться затраты, связанные непосредственно с выполнением конкретных договоров (заказов):

  • затраты на материалы, спецоборудование, на оплату труда научных работников, специалистов и других работников;
  • затраты, связанные с работами, выполняемыми сторонними организациями, в том числе находящимися на самостоятельном балансе опытными (экспериментальными) организациями;
  • другие затраты, связанные с выполнением конкретных договоров (заказов).

Прямые затраты включаются в себестоимость работы на основании первичной документации, составленной с обязательным указанием номера госзаказа.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации прямые затраты по выполнению научно - исследовательских работ отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».

К косвенным затратам относятся затраты, связанные:

  • с выполнением нескольких договоров (заказов),
  • с управлением и организацией научно-технических работ (расходами на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб),
  • расходы на экспериментальные и опытные производства, не состоящие на самостоятельном балансе, которые прямо отнести на конкретный договор (госзаказ) не представляется возможным.

Как правило, учет затрат в организации ВПК, выполняющей научно-исследовательские работы, организуется по позаказному методу. Объектом учета затрат и калькулирования является отдельная работа, выполняемая по договору (госзаказу) на ее проведение.

Рассмотрим пример.

Пример 1.

ОАО «Звезда» в отчетном месяце осуществляло научно-исследовательские работы в области вооружения и военной техники по двум договорам.

Договорная стоимость работ по первому договору составляет 192 000 рублей (в том числе НДС – 29 288 рубль), а по второму договору - 24 000 рублей (в том числе НДС – 3 661 рубль).

В отчетном месяце работы по первому договору выполнены в объеме 50%, по второму - в объеме 100% и приняты госзаказчиком.

Прямые затраты на работы по первому договору составили 50 000 рублей, по второму договору - 14 000 рублей.

Накладные расходы в отчетном месяце составили:

  • общепроизводственные расходы – 9 000 рублей,
  • общехозяйственные расходы - 15 000 рублей.

В учетной политике организации закреплено, что учет затрат ведется по позаказному методу, распределение накладных расходов производится пропорционально объемам выполненных работ по отдельным договорам в договорных ценах, общепроизводственные и общехозяйственные расходы ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

Организация является плательщиком НДС, льготу, предусмотренную подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не использует.

Доля объема выполненных работ в отчетном месяце по первому договору составляет 80% (192 000 х 50% / (192 000 х 50% + 24 000) х 100%), по второму договору - 20% (24 000 / (192 000 х 50% + 24 000) х 100%).

Таким образом, общепроизводственные расходы распределяются в следующем порядке:

по первому договору – 7 200 рублей (9 000 х 80% / 100%),

по второму – 1 800 рублей (9 000 х 20% / 100%).

Общехозяйственные расходы подлежат следующему распределению:

по первому договору - 12 000 рублей (15 000 х 80% / 100%),

по второму – 3 000 рублей (15 000 х 20% / 100%).

Соответственно фактическая себестоимость работ составила 69 200 рублей (50 000 + 7 200 + 12 000),

а по второму договору - 18 800 рублей (14 000 рублей + 1 800 + 3 000).

Определенная таким образом фактическая себестоимость работ по первому договору составляет остаток незавершенных работ по счету 20 «Основное производство», а по второму договору списывается в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

Учет операций по первому договору:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

20

10, 70, 69

50 000

Отражены прямые затраты на выполнение научно-исследовательских работ

20

25

7 200

Списана часть расходов на обслуживание производства

20

26

12 000

Списана часть управленческих расходов

Учет операций по второму договору:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

20

10, 70, 69,

14 000

Отражены прямые затраты на выполнение научно-исследовательских работ

20

25

1 800

Списана часть расходов на обслуживание производства

20

26

3 000

Списана часть управленческих расходов

90-2

20

18 800

Отражена фактическая себестоимость выполненных и принятых заказчиком работ

62

90-1

24 000

Отражена выручка по выполненным работам

90-3

68

3 661

Начислен НДС

90-9

99

1 539

Определен финансовый результат за отчетный месяц

Окончание примера.

Заключая договор на выполнение научно-исследовательских работ, госзаказчик, как правило, перечисляет авансовым платежом денежные средства.

Кроме того, организации военно-промышленного комплекса также могут привлекать соисполнителей по договору.

Каким образом такие операции отражаются в бухгалтерском учете у организации ВПК-исполнителя? Рассмотрим это на конкретном примере.

Пример 2.

В соответствии с договором на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) в области вооружения и военной техники в феврале текущего года ФГУП «Конструкторское бюро моделирования» получило от заказчика 100-процентную предоплату в сумме 150 000 рублей (включая НДС – 22 881 рубль).

С согласия госзаказчика работы проведены с привлечением соисполнителя, которому в том же месяце перечислена 50-процентная предоплата в сумме 24 000 рублей (включая НДС – 3 661 рубль) в счет предстоящего выполнения работ.

В мае ФГУП «Конструкторское бюро моделирования» приняло выполненные соисполнителем работы и в июне с ним произведен окончательный расчет.

Результаты НИР переданы госзаказчику в июле.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В феврале:

51

62

150 000

Отражена сумма аванса, полученная от заказчика в счет выполнения НИР по договору

62

68

22 881

Начислен НДС в момент возникновения налоговой базы (150 000 рублей х 18/118)

60

51

24 000

Перечислена 50-процентная предоплата соисполнителю

В мае:

20

60

40 678

Отражена стоимость выполненных соисполнителем работ

19

60

7 322

Отражена сумма НДС по работам, выполненным соисполнителем

68

19

7 322

Принят к вычету НДС

В июне:

60

51

24 000

Произведен окончательный расчет с соисполнителем

В июле:

62

90-1

150 000

Отражена выручка от выполнения работ по договору

90-3

68

22 881

Начислен НДС

68

62

22 881

Зачтен НДС с суммы полученной ранее предоплаты в счет предстоящего выполнения работ

Окончание примера.

4.2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В организациях ВПК, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НИОКР для госзаказчика

Налог на прибыль представляет собой прямой налог, который взимается государством с доходов налогоплательщика. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль организации, а стоимостная характеристика (денежное выражение) этой прибыли представляет собой налоговую базу по данному налогу. Плательщики налога на прибыль при исчислении налога на прибыль руководствуются правилами налогового законодательства, а именно главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Отметим, что каких либо особенностей налогообложения доходов для организаций, выполняющих работы по государственным заказам глава 25 НК РФ не содержит, за исключением тех случаев, когда организация является бюджетной организацией.

Отметим основные принципы взимания налога на прибыль.

Под прибылью в налоговом законодательстве понимается разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов. Глава 25 НК РФ вводит следующую классификацию доходов налогоплательщика:

  • доходы от реализации (статья 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (статья 250 НК РФ);
  • доходы, не учитываемые при налогообложении (статья 251 НК РФ).

Аналогичная классификация предусмотрена и для расходов:

  • Расходы, связанные с производством и реализацией, которые в свою очередь подразделяются на:
    • материальные расходы (статья 254 НК РФ);
    • расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);
    • суммы начисленной амортизации (статья 259 НК РФ);
    • прочие расходы, связанные с производством и реализацией (статья 264 НК РФ);
  • Внереализационные расходы (статья 265 НК РФ);
  • Расходы, не учитываемые для целей налогообложения (статья 270 НК РФ);

Обратите внимание!

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (статья 248 НК РФ).

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года в статью 248 НК РФ внесено изменение, которое может повлечь за собой возникновение спорных ситуаций с налоговыми органами.

Если до указанного момента статьей 248 НК РФ было определено, что суммы доходов налогоплательщика определяются на основании первичных документов и документов налогового учета, то в «новой редакции» данной статьи сказано, что «доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета».

Такая формулировка текста может позволить «налоговикам» при проведении проверок увеличить сумму полученных налогоплательщиком доходов на основании практически любых документов, которые косвенным образом свидетельствует о получении дохода.

Поступления, связанные с расчетами за выполненные работы у организации ВПК, признаются для целей налогового учета в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

Налоговым законодательством предусмотрено два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод. В зависимости от применяемого организацией метода зависит момент признания доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Организациям ВПК, выполняющим государственные заказы, следует обратить внимание на Письмо Министерства Финансов РФ от 9 апреля 2003 года №04-02-05/3/27, в котором разъяснено:

«1. Порядок признания доходов при методе начисления установлен ст.271 гл.25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п.3 указанной статьи Кодекса для доходов от реализации, если иное не предусмотрено данной главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п.1 ст.39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Пунктом 1 ст.39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Организация при определении даты признания доходов по договору (этапу) должна руководствоваться вышеприведенными положениями Кодекса.

2. В основу гл.25 Кодекса была заложена концепция, направленная, в частности, на снижение налогового бремени законопослушных налогоплательщиков, усиление справедливости и стабильности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Отменены ранее действовавшие налоговые льготы, в результате чего значительно снижена ставка налога. Установлены единые правила формирования налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Учитывая изложенное, особенностей в определении доходов и расходов по государственным заказам для генеральных подрядчиков и субподрядчиков вышеназванной главой Кодекса не установлено».

Кассовый метод признания доходов и расходов применяется налогоплательщиками, относящимися к ВПК довольно редко, поэтому на нем мы не будем останавливаться, а вот по поводу метода начисления отметим следующую информацию, так как она связана с некоторыми изменениями, внесенными в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ.

По общему правилу все налогоплательщики при исчислении налога на прибыль применяют при учете доходов и расходов метод начисления. Суть данного метода фактически сводится к тому, что доходы признаются в учете независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, и соответственно, расходы признаются в учете также независимо от факта их оплаты.

Если организация - налогоплательщик применяет данный метод, то доходы от реализации товаров (работ, услуг) принимаются для исчисления налога на прибыль в момент перехода права собственности на реализуемое имущество. Как правило, это право переходит от продавца к покупателю в день отгрузки. Фактически этот метод аналогичен применяемому ранее методу определения выручки для целей налогообложения «по отгрузке». Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 НК РФ, а порядок признания расходов – 272 НК РФ.

 Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ внес в статью 272 НК РФ изменения, уточняющие порядок признания некоторых видов расходов при методе начисления. Причем, часть внесенных изменений распространяется на правоотношения с 1 января 2005 года, а часть вступила в силу с 1 января 2006 года.

Так, с 1 января 2005 года в пункте 6 статьи 272 НК РФ, уточнен порядок признания расходов по страхованию. Согласно новой редакции данного пункта страховые взносы, перечисленные налогоплательщиком разовым платежом, списываются на расходы пропорционально количеству календарных дней, в течение которых договор страхования действует в отчетном периоде.

С 1 января 2006 года:

В пункте 1 статьи 272 НК РФ уточнен порядок списания расходов, в случаях если условиями сделки не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного налогового периода и связь между доходами и расходами определить невозможно. В такой ситуации налогоплательщик вправе распределить такие расходы самостоятельно, закрепив порядок распределения в учетной политике.

Пункт 3 статьи 272 НК РФ позволяет налогоплательщику единовременно относить на расходы 10% от расходов в виде капитальных вложений. Этот порядок распространяется и на расходы по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению и частичной ликвидации основных средств.

Пункт 7 статьи 272 НК РФ дополнен подпунктом 10, определяющим, что датой осуществления такого вида расходов, как стоимость приобретения долей, паев при их реализации является дата реализации долей, паев.

Кроме того, с 1 января 2006 года пункт 8 статьи 272 НК РФ дополнен подпунктом 8.1:

«Расходы по приобретению переданного в лизинг имущества, указанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса, признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей».

Таким образом, расходы организации ВПК, работающей по методу начисления, уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором организация фактически осуществила их, независимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия к учету большинства расходов для исчисления налога на прибыль – это день, когда они начислены. Исключение составляют расходы по обязательному и добровольному страхованию – их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если условиями договора страхования предусмотрено перечисление взноса разовым платежом, то страховку распределяют пропорционально количеству календарных дней, в течение которых договор страхования действует в отчетном периоде

Если налогоплательщик в целях налогообложения использует метод начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода подразделяются на прямые и косвенные. Такое требование к налогоплательщику выдвигается статьей 318 НК РФ.

Заметим, что Федеральный закон от 6 июня 2006 года №58-ФЗ «открыл» перечень прямых расходов, то есть теперь налогоплательщик вправе самостоятельно решать какие расходы в целях налогообложения будут признаваться им в качестве прямых, а какие – в качестве косвенных.

В соответствии с нормами статьи 318 НК РФ к прямым расходам налогоплательщик вправе отнести:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 статьи 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда работников, участвующих в процессе производства продукции, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике!

Напомним, что прежняя редакция данной статьи содержала закрытый перечень прямых затрат, что приводило к формированию различного их состава в бухгалтерском и налоговом учете, в связи с чем, бухгалтеру приходилось вести «двойной» учет прямых затрат, так как именно они влияют на оценку незавершенного производства.

Теперь же налогоплательщик налога на прибыль может самостоятельно определять перечень прямых расходов, что фактически позволяет установить их одинаковый состав и в бухгалтерском и в налоговом учете. Это означает, что для целей налогообложения организации ВПК могут использовать методы расчеты незавершенного производства, используемые для целей бухгалтерского учета.

Чтобы воспользоваться таким правом организация должна закрепить порядок оценки незавершенного производства в учетной политике и использовать его не менее двух налоговых периодов. Следует заметить, что данное положение главы 25 «Налог на прибыль организаций» позволяет бухгалтерам значительно снизить трудозатраты.

И еще одно важное замечание, в пункте 1 статьи 318 НК РФ теперь прямо указано, что расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда, могут быть отнесены налогоплательщиком в состав прямых расходов. Напомним, что ранее налоговые органы исключали из состава прямых расходов указанные расходы, обосновывая свою позицию тем, что они не признаются единым социальным налогом. В частности такая точка зрения указана в Письме МНС Российской Федерации от 5 сентября 2003 года №ВГ-6-02/945@ «По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», аналогичную точку зрения высказывал и Минфин Российской Федерации в своем Письме от 16 февраля 2004 года №04-02-05/1/14. В связи с чем, налогоплательщики налога на прибыль отражали указанные суммы в составе прочих расходов, и соответственно, учитывали их как косвенные расходы. Это всегда приводило к образованию различного состава прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете. Теперь этого можно избежать.

Обратите внимание!

Пункт 41 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ, изменивший статью 318 НК РФ вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона («Российская газета» №125 от 14 июня 2005 года) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Таким образом, организации - налогоплательщики налога на прибыль вправе использовать новый порядок уже с 1 января 2005 года. Правда, в этом случае им необходимо подать в налоговые органы уточненные декларации по налогу на прибыль. Те же кто к этому не был готов, вправе были использовать «старую» методику распределения прямых затрат в налоговом учете, закрепив ее использование в учетной политике.

Все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным расходам.

Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего (налогового) периода с учетом требований налогового законодательства. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются и внереализационные расходы налогоплательщика.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 319 НК РФ:

«1. Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей».

Говоря об изменениях, внесенных в главу 25 НК РФ необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2006 года значительно расширен состав документов, которыми налогоплательщик может подтвердить свои расходы. Если до указанной даты такими документами признавались лишь документы, оформленные в соответствии с законодательством России, то теперь в соответствии с нормами статьи 252 НК РФ:

«Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, У ОРГАНИЗАЦИЙ ВПК, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ГОСЗАКАЗАМ

Порядок исчисления, уплаты и учета налога на добавленную стоимость определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Напомним, что Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон №119-ФЗ) в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года, в связи с чем порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с указанной даты значительно изменился.

В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (статья 143 НК РФ).

Следовательно, организации ВПК так же являются плательщиками НДС. Следует заметить, что глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит для указанной категории налогоплательщиков специальных положений, иначе говоря, организации ВПК исчисляют и уплачивают указанный налог в общем порядке.

Мы же обратим внимание читателя лишь на то, что при выполнении организациями, относящимися к ВПК, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственных заказов у указанной категории налогоплательщиков возникают особенности, связанные с возможностью применения льготы.

Различные виды льгот по налогу на добавленную стоимость установлены статьей 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

По отношению к организациям, выполняющим НИОКР военного, специального и двойного назначения, это выражается в следующем.

Согласно подпункту 16 пункта 3 статья 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:

«16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров»;

Обратите внимание!

Текст данного подпункта пункта 3 несколько изменен Федеральным законом №119-ФЗ: если до 1 января 2006 года от налогообложения освобождались лишь операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров, то теперь такое право на освобождение получили и научные организации.

Если организация ВПК, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках гособоронзаказа, то, естественно, что финансирование указанных работ осуществляется за счет бюджета.

Обратите внимание, что если налогоплательщик НДС претендует на льготные операции, то он обязан иметь все документы, подтверждающие право использования льготного режима. Причем налоговые органы могут потребовать предоставления такой документации в рамках камеральной проверки в течение трех месяцев со дня подачи декларации. Это право закреплено в статье 88 НК РФ.

Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета от уплаты НДС, являются:

  • договор на выполнение работ с указанием источника финансирования,
  • письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.

Если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием для освобождения от уплаты НДС является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.

Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций, созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года №1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».

Выполнение НИР и ОКР организациями военно-промышленного комплекса любой формы собственности и ведомственной принадлежности в качестве исполнителя (подрядчика, субподрядчика), если такие работы не подпадают под действие подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, облагается НДС в общеустановленном порядке.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Такое требование к налогоплательщику НДС выдвигает пункт 4 статьи 149 НК РФ.

Необходимость ведения такого раздельного учета обусловлена тем, что в этом случае весь «входной» налог не может быть принят налогоплательщиком к вычету. Порядок организации такого раздельного учета фактически установлен пунктом 4 статьи 170 НК РФ:

«4. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период».

Обратите внимание!

Методика расчета, предлагаемая пунктом 4 статьи 170 НК РФ с 1 января 2006 года, практически не изменилась, просто теперь этот порядок распределения распространяется не только на имущество (работы, услуги), но и на имущественные права.

Более важным изменением данного пункта, по мнению авторов, является следующее: распределение сумм налога налогоплательщик осуществляет в соответствии с порядком, установленным им в учетной политике для целей налогообложения. Итак, с 1 января 2006 года порядок распределения сумм налога должен быть установлен учетной политикой налогоплательщика.

Обратите внимание!

Правило, при котором налогоплательщик НДС имеет право не распределять суммы «входного» налога с 1 января 2006 года, тоже практически не претерпело изменений (за исключением того, что теперь это положение касается не только товаров (работ, услуг), но и имущественных прав):

«Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса».

При этом следует иметь в виду, что в данном случае речь идет о доле расходов налогоплательщика, а не о размере выручки от реализации.

Пример 3.

Предположим, что в течение налогового периода затраты организации, выполняющей научно-исследовательские работы составили 200 000 рублей, в том числе:

  • на выполнение льготных НИР – 7 000 рублей;
  • на выполнение работ, облагаемых НДС – 193 000 рублей.

Доля затрат на выполнение льготных работ, составляет:

7 000: 200 000 рублей х 100% = 3,5%.

Поскольку эта величина не превышает 5%, организация имеет право предъявить к вычету всю сумму НДС, уплаченного поставщикам.

Окончание примера.

Впрочем, при желании организация ВПК может данную льготу и не использовать. Дело в том, что статья 149 НК РФ подразделяет все виды установленных льгот на обязательные к применению и те, которыми организация может воспользоваться по своему усмотрению. К «обязательным» льготам относятся льготы, установленные пунктами 1 и 2 указанной статьи 149 НК РФ, от их использования налогоплательщик НДС отказаться не вправе. В отношении льгот, перечисленных в пункте 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик имеет право отказаться, такое право предоставлено ему пунктом 5 статьи 149 НК РФ:

«Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года».

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

С 1 января 2004 года налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 30 Налогового кодекса, введенной Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ.

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций, в соответствии со статьей 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, включая:

  • имущество, переданное во временное владение;
  • имущество, переданное в пользование;
  • имущество, переданное в распоряжение;
  • имущество, переданное в доверительное управление;
  • имущество, внесенное в качестве вклада в совместную деятельность.

Обратите внимание!

Долгое время предметом спора по налогу на имущество организации, был вопрос о том, необходимо ли включать в налоговую базу по налогу имущество, учитываемое налогоплательщиком на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

До 1 января 2006 года работники Министерства Финансов считали, что имущество, учитываемое на балансе в качестве доходных вложений не является основными средствами, поэтому со стоимости этого имущества налог уплачиваться не должен. Такая точка зрения содержится в Письме ФНС РФ от 19 мая 2005 года №ГВ-6-21/418 @ «О налоге на имущество организаций».

Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ:

«Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета».

В связи с изменениями, внесенными в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 Приказом Минфина РФ от 12 декабря 2005 года №147н, с 1 января 2006 года в налоговую базу по налогу на имущество относятся и основные средства, учитываемые организациями на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Таким образом, все организации военно-промышленного комплекса, занимающиеся научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами и технологическими работами военного, специального и двойного назначения, являются плательщиками налога на имущество.

В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации ВПК.

Обратите внимание!

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Министерство финансов РФ Приказом от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» утвердило новый план счетов бюджетного учета и Инструкцию по бюджетному учету (далее – Инструкция №70н).

В действие Приказ №70н вступил в силу с 1 января 2005 года.

Приказом №70н введен в действие новый, для бюджетных организаций, счет 010400000 «Амортизация». Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов.

Обратите внимание!

В том случае, когда имущество используется одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части. Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить:

  • пропорционально занимаемой ими площади;
  • исходя из удельного веса доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год (статья 379 НК РФ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (статья 380 НК РФ).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статья 381 «Налоговые льготы» НК РФ определяет, кто из налогоплательщиков и по каким видам имущества может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций.

Прежде всего, следует отметить, что пунктом 2 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 11 ноября 2003 года №КА-А41/9014-03, суд отказал в удовлетворении жалобы ИМНС, поскольку в соответствии с действующим законодательством Московской области, льготы по налогу на имущество предоставляются организациям, участвующим в выполнении государственного оборонного заказа.

Итак, порядок применения льгот по налогу на имущество устанавливают своими законами федеральные и региональные органы власти.

Указанной льготой по налогу на имущество организаций могут воспользоваться:

1. В соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ:

«организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов»;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон №170-ФЗ) к ядерным установкам относятся:

  • сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
  • сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
  • сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
  • другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности. Это следует из статей 5 и 11 Закона №170-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 3 апреля 1996 года №29-ФЗ «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов»:

«Особо радиационно опасными и ядерно опасными производствами и объектами (далее - особо опасные объекты) являются организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

Перечень особо опасных объектов разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации».

Согласно статьям 5,23, 26, 32, 34, 44 Закона №170-ФЗ организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей (научных исследований и изысканий), и пункты хранения, должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору установлен Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 года №865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

2) В соответствии с пунктом 15 статьи 381 НК РФ:

«имущество государственных научных центров»

Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации №939).

Отнесение организаций науки и высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом гласит пункт 2 Указа Президента Российской Федерации №939.

Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации №939).

Обращаем Ваше внимание на то, что следует различать льготы по налогу на имущество, перечень которых установлен статьей 381 НК РФ, и имущество, которое не является объектом налогообложения.

Перечень имущества, исключаемого из объекта налогообложения, приведен в пункте 4 статье 374 НК РФ.

К таким объектам относятся:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Сумма налога на имущество исчисляется, в соответствии со статьей 382 НК РФ, по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В соответствии со статьей 386 НК РФ в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Более подробно с особенностями деятельности организаций военно-промышленного комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Военно-промышленный комплекс».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Строительная площадка как объект постоянного представительства ..
Договор комиссии: налоговый учет ..
Бухгалтерский и налоговый учет операций, осуществляемых в рамках договора поручения ..
Посредническая деятельность в сфере услуг ..
Особенности налогообложения НДС услуг по осуществлению гарантийного ремонта и обслуживания, осуществ ..
Посредническая деятельность в сфере услуг ..
Возврат продавцу нереализованного товара, который был приобретен в результате договора купли-продажи ..
Переход на упрощенную систему налогообложения ..
Определение доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимис ..
Распространение периодических печатных изданий по договору комиссии ..
Геология, геодезия и картография, геологоразведочные работы. Выдача специальной одежды ..
Геология, геодезия и картография, геологоразведочные работы. Питание работников ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими специ ..


Похожие документы из сходных разделов


Целевое финансирование субъектов ВПК. Учет бюджетных средств, направленных на финансирование расходов


УЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

Учет бюджетных средств, направленных в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000.

ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

При соблюдении условий, указанных в пункте 5 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (пункт 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получ

[ознакомиться полностью]

Форма и содержание зачета


Зачет является односторонней сделкой, поскольку в соответствии с гражданским законодательством для его совершения достаточно заявления одной стороны. Такое положение закреплено в статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Однако при этом следует иметь в виду, что гражданское законодательство указывает именно на действие стороны обязательства, а не требует наличия такого заявления как документа. Такое заявление может быть сделано стороной, как в устной, так и в письменной форме.

Но в любом случае для того, чтобы обязательство прекратилось путем зач

[ознакомиться полностью]

Налог на прибыль


В бухгалтерском учете доходы и расходы, связанные с осуществлением договоров уступки права требования, отражаются в составе операционных доходов и расходов. В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете доходы от реализации прав требования включены в состав доходов от реализации. Такое положение вытекает из пункта 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные прав

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100