Главная страница --> Ведение бизнеса

Бухгалтерский учет и налогообложение у комитента и комиссионера в случае, если лотерейные билеты реализуются по договору комиссии



Как правило, организаторы лотереи не занимаются реализацией лотерейных билетов самостоятельно, и привлекают для этого сторонние организации или физических лиц в качестве посредников.

На практике отношения между организатором лотереи и распространителями лотерейных билетов чаще всего оформляются договором комиссии. Так как реализация лотерейных билетов производится за наличные деньги в месте нахождения распространителя, поэтому в данном разделе мы рассмотрим особенности правового регулирования договора комиссии и особенности бухгалтерского учета и налогообложения у комитента и комиссионера по договору комиссии по реализации лотерейных билетов посредником с участием комиссионера в расчетах.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОМИССИИ

Договор комиссии - гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом, по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (пункт 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие характерные особенности договора комиссии:

1) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) выполняет поручение другой (комитента), но при этом выступает в обороте от своего имени;

2) по сделке, совершенной комиссионером при исполнении договора комиссии с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер;

3) предметом договора комиссии является весьма узкий круг юридических действий, а именно - совершение сделок;

4) комиссионер выполняет юридические действия за счет комитента;

5) комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за оказанные им услуги, поскольку договор комиссии всегда является возмездным.

Если заключенный между сторонами договор не отвечает хотя бы одному из перечисленных признаков, то этот договор не может быть назван договором комиссии.

Во всем остальном стороны договора действуют по своему усмотрению. Так, ГК РФ допускает, что договор комиссии может быть заключен сторонами как на определенный срок, так и бессрочно; с указанием или без указания территории его исполнения; с обязательством комитента не вступать в аналогичный договор с другими лицами или без такого обязательства (пункт 2 статьи 990 ГК РФ).

Сторонами договора комиссии выступают комитент и комиссионер. ГК РФ не ограничивает круг лиц, которые могут выступать сторонами договора комиссии. Поэтому любые участники гражданского оборота, будь то физическое или юридическое лицо, обладающие соответственно дееспособностью и правоспособностью, могут выступать в качестве комитента или комиссионера.

Предметом договора комиссии является оказание комиссионером услуг по совершению сделок в интересах и по поручению комитента. Согласно статье 432 ГК РФ условия о предмете договора являются существенными. Поэтому сторонам договора комиссии необходимо максимально конкретно определить круг сделок, которые комиссионер должен будет совершить по поручению комитента, а также согласовать те условия, на которых указанные сделки должны будут совершаться.

Содержание договора комиссии составляют права и обязанности сторон договора.

Основная обязанность комиссионера - это исполнение поручения комитента на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 992 ГК РФ).

Важной обязанностью комиссионера является обязанность по представлению комитенту отчета о выполненном поручении (статья 999 ГК РФ). Специальных правил в отношении формы и содержания составляемого отчета действующим законодательством не установлено. Поэтому стороны могут самостоятельно определить для себя форму этого документа и перечень необходимых комитенту сведений.

Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Как указывалось выше, договор комиссии является возмездным, то есть комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение (пункт 1 статьи 991 ГК РФ). Если же договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.

В случае, если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

Кроме выплаты комиссионного вознаграждения комитент обязан возместить комиссионеру еще и расходы, понесенные им в процессе исполнения поручения, поскольку комиссионер совершает все сделки за счет комитента (статья 1001 ГК РФ).

Комиссионер всегда действует за счет имущества комитента, поэтому вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего. В этой связи комиссионер фактически лишен права распоряжаться этими вещами по своему усмотрению без специального указания комитента.

Прекращение обязательства комитента по выплате комиссионного вознаграждения и возмещению расходов комиссионера возможно также путем проведения зачета встречных однородных требований по правилам статьи 410 ГК РФ. Поэтому, комиссионер может удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы (вознаграждение и расходы) из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. В результате, с одной стороны, прекращается обязанность комитента по уплате комиссионного вознаграждения и возмещению расходов комиссионера, а с другой стороны, прекращается обязанность комиссионера по передаче комитенту полученного по сделке в указанной выше части.

В соответствии со статьей 1002 ГК РФ, договор комиссии прекращается, если имеет место любое из нижеприведенных обстоятельств.

1. Отказ комитента от исполнения договора.

ГК РФ предоставляет комитенту право в любое время отказаться от исполнения договора комиссии независимо от наличия на это согласия комиссионера. Но надо помнить, что в такой ситуации у комиссионера автоматически возникает право требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения (пункт 1 статьи 1003 ГК РФ).

В случае же, когда договор комиссии заключен без указания срока его действия, комитент должен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее, чем за 30 дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором. В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также возместить комиссионеру понесенные им до прекращения договора расходы.

В случае отмены поручения комитент обязан в срок, установленный договором комиссии (а если такой срок не установлен, то незамедлительно), распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом. Если комитент не выполнит эту обязанность, то комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

2. Отказ комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором.

Комиссионер в отличие от комитента может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора комиссии только в одном случае - если договор заключен без указания срока его действия. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее, чем за 30 дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором. При этом комиссионер обязан принять меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества комитента (пункт 1 статьи 1004 ГК РФ).

При отказе комиссионера от исполнения договора комитент должен своевременно распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом, а именно сделать это в течение 15 дней со дня получения уведомления об отказе комиссионера исполнить поручение, если договором комиссии не установлен иной срок. Если он не выполнил эту обязанность, то комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

Как правило, комиссионер, отказавшийся от исполнения поручения, сохраняет право на комиссионное вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также на возмещение понесенных до этого момента расходов. Однако договором комиссии стороны вправе предусмотреть иное.

3. Смерть комиссионера, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

4. Признание индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).

В случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту (статья 1002 ГК РФ).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У КОМИТЕНТА

В соответствии со статьей 999 ГК РФ все полученные от покупателей денежные средства принадлежат комитенту.

В настоящее время Минфином Российской Федерации не разработаны методические указания о порядке учета операций, связанных с реализацией лотерейных билетов. Поэтому налогоплательщики при постановке бухгалтерского учета вынуждены опираться на разъяснения Минфина по данному вопросу, в частности на Письмо Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2003 года №16-00-14/125.

Необходимо учитывать, что независимо от того, какая лотерея проводится (тиражная или бестиражная), начисление призового фонда будет отражаться в бухгалтерском учете комитента – организации, которая организует и проводит лотерею.

Примечание:

Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях» (далее Федеральный закон «О лотереях»)).

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража. Порядок учета и хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать раздельные учет и хранение призовых фондов любых лотерей, за исключением стимулирующих лотерей (пункт 4 статьи 17 Федерального закона «О лотереях»).

Для комитента основанием для начисления выручки, размера призового фонда и комиссионного вознаграждения будет являться отчет комиссионера о реализации лотерейных билетов. Если через посредника осуществлялась реализация лотерейных билетов бестиражной лотереи, и по условиям договора комиссии посредник осуществлял выплаты по выигрышным билетам, то в отчете комиссионера должны быть указаны суммы, которые были выплачены по выигрышным билетам.

Форма отчета комиссионера законодательно не установлена, поэтому комиссионер составляет этот отчет в произвольной форме. Отчет является первичным документом, поэтому в нем должны быть указаны все реквизиты, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации - комиссионера, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

В состав расходов комитента по обычным видам деятельности включаются и иные расходы, связанные с реализацией продукции (например, расходы на рекламу), произведенные комиссионером и возмещенные ему комитентом.

Для правомерного включения иных расходов в состав расходов комитента по обычным видам деятельности, комиссионер должен передать ему копии первичных документов, подтверждающие размер и назначение иных расходов.

С учетом вышеизложенного, рассмотрим на примере порядок бухгалтерского учета продажи лотерейных билетов по договору комиссии у организации-комитента, которая занимается проведением лотереи.

Пример 1.

Организация выпустила и распространила 15 000 лотерейных билетов. При этом номинальная стоимость лотерейных билетов составила 30 рублей. Призовой фонд установлен в размере 50% к общему объему выручки. Целевые отчисления от лотереи составляют 10% от выручки от проведения лотереи. Расходы на изготовление лотерейных билетов составили 20 000 рублей, рекламные расходы составили 15 000 рублей, прочие расходы на организацию и проведение лотереи составили 70 000 рублей. Распространение лотерейных билетов осуществлялось по договору комиссии организацией-посредником. Согласно представленному отчету комиссионера, количество проданных лотерейных билетов составило 15 000 штук. Билеты продавались по номинальной стоимости – по 30 рублей, вознаграждение комиссионера составляет 45 000 рублей (в том числе НДС 18% - 6864 рубля) (10% от номинальной стоимости реализованных лотерейных билетов). Все выигрыши по лотерейным билетам оплачивает организация, которая организует и проводит лотерею.

Для отражения операции на счетах бухучета будем использовать следующие наименования субсчетов:

006-1 «Лотерейные билеты, переданные на реализацию»;

76-6 «Призовой фонд».

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

20

70, 69, 02, 60

70 000

Отражены затраты, связанные с осуществлением лотерейной деятельности

44

60

15 000

Отражены расходы на рекламу лотереи

20

60

20 000

Фактическая стоимость изготовления лотерейных билетов

006

 

450 000

На забалансовом счете учтены лотерейные билеты по номинальной стоимости, которые являются бланками строгой отчетности (15 000 шт. х 30 рублей = 450 000 рублей)

 

006

450 000

С забалансового счета списаны бланки строгой отчетности (лотерейные билеты), которые переданы комиссионеру на реализацию

006-1

 

450 000

На забалансовом счете обособлено учтены бланки строгой отчетности (лотерейные билеты), которые переданы комиссионеру на реализацию

51

76

405 000

Получены денежные средства от продажи лотерейных билетов за минусом комиссионного вознаграждения (450 000 – 45 000 = 405 000)

55

51

225 00

Призовой фонд депонирован на специальном счете в банке (450 000 рублей х 50% = 225 000 рублей)

20

96

225 000

Отражено создание призового фонда

20

76

45 000

Начислены целевые отчисления от лотереи (450 000 рублей х 10% = 45 000 рублей)

76

51

45 000

Перечислены целевые отчисления от лотереи

76

90-1

450 000

Выручка полученная от продажи лотерейных билетов

90-2

20

90 000

Списаны расходы, связанные с осуществлением лотерейной деятельности (70 000 рублей + 20 000 рублей = 90 000 рублей)

90-2

44

15 000

Списаны расходы на рекламу лотереи

90-2

20

225 000

Списаны расходы, связанные с созданием призового фонда

90-2

20

45 000

Списаны расходы на целевые отчисления призового фонда

20

76

45 000

Комиссионное вознаграждение (на расходы отнесена вся сумма комиссионного вознаграждения в том числе НДС)

90-2

20

45 000

Комиссионное вознаграждение

90-9

99

30 000

Финансовый результат (450 000 рублей - 90 000 рублей - 15 000 рублей – 225 000 рублей – 45 000 рублей – 45 000 рублей = 30 000 рублей)

 

006-1

450 000

С забалансового счета списаны бланки строгой отчетности (лотерейные билеты), которые реализованы комиссионером

51

55

225 000

Денежные средства для выплаты выигрышей зачислены на расчетный счет

50

51

225 000

Денежные средства для выплаты выигрышей оприходованы в кассу организации

96

76-6

225 000

Списаны расходы на выплату призов за счет призового фонда



ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ У КОМИТЕНТА

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.

В пункте 6.12 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ разъясняется, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр.

При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), неосвобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).

При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.

Указанная льгота не распространяется на перепродажу лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей (пункт 14 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ)

Напомним, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О лотереях»).

Таким образом, если организация-комитент получила разрешение на проведение лотереи и проводит ее в соответствии с заявленными при регистрации условиями, реализация лотерейных билетов освобождается от налогообложения НДС.

Что касается услуг комиссионера, то посреднические услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Однако, организация-комитент освобождена от исполнения обязанностей уплаты НДС, поэтому сумма НДС, предъявленная комитенту комиссионером за услуги по распространению лотерейных билетов, будет учитываться в стоимости услуг комиссионера, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРИ ВЫПЛАТЕ ВЫИГРЫША ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ

Рассмотрим, какие возникают обязанности у организации, занимающейся организацией и проведением лотереи в случае, если распространение лотерейных билетов осуществляется через посредника.

Если в соответствии с условиями проведения лотереи распространение лотерейных билетов осуществляется через посредников по договору комиссии, но оплата выигрышных билетов производится организацией, которая организует и проводит лотерею, следовательно данная организация будет являться налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

Напомним, что особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки его уплаты налога определены статьей 226 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Примечание:

Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ, физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Таким образом, организация, которая проводит лотереи, тотализаторы и другие основанные на риске игры и выплачивает физическому лицу - участнику лотереи выигрыш не обязана исчислять и удерживать НДФЛ с таких доходов физических лиц.

Однако, за налоговыми агентами сохраняется обязанность вести учет доходов, которые получают от них физические лица в налоговом периоде, персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 230 НК РФ). Напомним, что сведения предоставляются по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица», которая утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 31 октября 2003 года №БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год».

Итак, если организация-комитент фактически выплачивает выигрыш физическим лицам в результате проведения лотереи, тогда данная организация должна подать сведения в налоговую инспекцию о физических лицах, получивших выигрыш.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У КОМИССИОНЕРА

При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, совершаемых в рамках исполнения договора комиссии, комиссионеру необходимо руководствоваться следующими особенностями:

1. В составе доходов от обычных видов деятельности (выручки от реализации товаров (работ, услуг), отражаемой в установленном порядке на счете 90) организация - комиссионер учитывает только сумму вознаграждения, причитающегося ей в соответствии с условиями договора комиссии. Средства, поступающие комиссионеру от комитента на финансирование расходов по договору, равно как и средства, поступающие комиссионеру от покупателей в пользу комитента, в состав доходов комиссионера не включаются, а отражаются им на счетах учета расчетов с комитентом (пункт 3 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99)).

2. В составе расходов по обычным видам деятельности (счета учета затрат) организация - комиссионер учитывает только собственные расходы, то есть расходы, связанные с осуществлением комиссионером своей хозяйственной деятельности (расходы на оплату труда, общехозяйственные расходы и тому подобное) и не связанные напрямую с исполнением договора комиссии. Все расходы комиссионера, связанные непосредственно с исполнением договора комиссии (расходы, понесенные в пользу комитента), в составе расходов комиссионера не отражаются, а учитываются им на счетах учета расчетов с комитентом и подлежат возмещению комитентом в соответствии с условиями договора (пункт 3 ПБУ 10/99).

3. Имущество, поступающее к комиссионеру от комитента, а также имущество, приобретаемое комиссионером для комитента, собственностью комиссионера не являются и принимаются комиссионером к учету на забалансовых счетах (счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» или 004 «Товары, принятые на комиссию») в оценке, предусмотренной в договоре (пункт 14 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»).

Примечание:

На забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» организация - комиссионер учитывает товары, принятые им от физических и юридических лиц (комитента) для продажи. Такие товары учитываются в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах, то есть по ценам, согласованным с комитентом. По мере продажи (отпуска) товара покупателю комиссионер списывает его стоимость с указанного забалансового счета (пункт 158 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

С учетом изложенного, на примере, рассмотрим порядок бухгалтерского учета продажи лотерейных билетов по договору комиссии у организации-посредника:

Пример 2.

Организация-комиссионер получила партию лотерейных билетов для распространения в количестве 15 000 шт. При этом номинальная стоимость лотерейных билетов составляет 30 рублей. По условиям договора комиссии на комиссионера возлагается обязанность по реализации лотерейных билетов по номинальной стоимости, а оплату выигрышей по лотерейным билетам будет осуществлять организация-комитент, которая организует и проводит лотерею. Согласно договору организация-посредник получает за свои услуги вознаграждение в размере 10% от номинальной стоимости реализованных лотерейных билетов.

Согласно отчету комиссионера, заверенному комитентом, количество проданных лотерейных билетов составило 15 000 шт., билеты продавались по номинальной стоимости – по 30 рублей, вознаграждение комиссионера составляет 45 000 рублей (в том числе НДС 18% - 6 864 рубля).

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета будем использовать следующие наименования субсчетов:

76-5 «Расчеты с покупателями лотерейных билетов»;

76-6 «Расчеты с комитентом»;

68-2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

20

70, 69, 02, 60

10 000

Отражены затраты, связанные с осуществлением реализации лотерейных билетов

004

 

450 000

На забалансовом счете учтены лотерейные билеты по номинальной стоимости, которые для комиссионера являются товаром (15 000 шт. х 30 рублей = 450 000 рублей)

76-5

76-6

450 000

Стоимость реализованных лотерейных билетов

50

76-5

450 000

Получены денежные средства от продажи лотерейных билетов

51

50

450 000

Денежные средства, полученные от реализации лотерейных билетов, зачислены на расчетный счет

76-6

90-1

45 000

Выручка – услуги комиссионера (450 000 рублей х 10% = 45 000 рублей)

90-3

68-2

6 864

НДС с услуг комиссионера (45 000 рублей : 118 х 18 = 6 864 рубля)

90-2

20

10 000

Списаны расходы, связанные с осуществлением реализации лотерейных билетов

 

004

450 000

С забалансового счета списаны лотерейные билеты, которые реализованы комиссионером

90-9

99

28 136

Финансовый результат (45 000 рублей – 6 864 рубля - 10000 рублей = 28 136 рублей)

76-6

51

405 000

Перечислены денежные средства комитенту за реализованные лотерейные билеты (450 000 рублей -45000 рублей = 405 000 рублей)



ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ У КОМИССИОНЕРА

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.

Однако, применяя данную норму необходимо учитывать, что указанная льгота не распространяется на перепродажу лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей (пункт 14 Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ, Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 4 марта 2003 года №24-14/12569).

Таким образом, выручка от реализации лотерейных билетов не облагается НДС у организации-комитента. Что касается услуг комиссионера, то выручка от посреднических услуг облагается налогом на добавленную стоимость.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами, определены статьей 226 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ (Приложение №2) с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ (Приложение №2) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Таким образом, организация, проводящая тотализаторы и другие основанные на риске игры и выплачивающая физическому лицу - участнику выигрыш, не обязана исчислять и удерживать НДФЛ с таких доходов физических лиц.

Однако согласно пунктам 1 и 2 статьи 230 НК РФ (Приложение №2), за налоговыми агентами сохраняется обязанность вести учет доходов, которые получают от них физические лица в налоговом периоде, персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода по форме, установленной МНС Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, если налоговый агент выплачивает выигрыш в результате проведения азартных игр, основанных на риске, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, налоговый агент не обязан удерживать сумму НДФЛ, однако он обязан подать информацию на физических лиц, получивших выигрыш.

Однако вышеуказанные требования НК РФ в некоторых случаях практически невозможно выполнить в реальной жизни. Например, если организация имеет зал игровых автоматов, налоговый агент не может подать сведения на получивших выигрыш физических лиц, так как такой вид проведения азартных игр не предполагает получения паспортных данных.

Тем не менее, мнение налоговых органов остается неизменным, а именно, в случае выплаты выигрыша физическому лицу налоговый агент должен подать сведения в налоговую инспекцию. Это подтверждается и в Письме МНС Российской Федерации от 2 июля 2004 года №22-1-15/1134 «О налоге на игорный бизнес». В данном письме, в частности, сказано, поскольку для организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) статьей 230 НК РФ не сделано каких-либо исключений, обязанность ведения учета выплачиваемых ими физическим лицам доходов и представление сведений о доходах осталось за налоговыми агентами – организаторами игорного бизнеса, являющимися источниками выплаты дохода.

Организаторы лотерей и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) должны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40. Пунктом 15 Порядка установлено, что при выдаче денег отдельному лицу кассир должен требовать предъявления документа, удостоверяющего личность получателя. Если выдача денег совершается по расходному кассовому ордеру, то кассир должен занести в него данные документа, а именно наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Если выдача осуществляется по иному документу, составленному на выдачу денег нескольким лицам, получатели также предъявляют документы, удостоверяющие личность и расписываются в соответствующей графе документа. При осуществлении выплат физическим лицам организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) обязаны оформлять расходные документы с указанием паспортных данных физических лиц и обязаны в общеустановленном порядке вести первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств и так далее. Таким образом, согласно статьям 24 НК РФ и 230 НК РФ, в обязанности налоговых агентов входит ведение учета выплаченных доходов физическим лицам и представление сведений о выплаченных доходах в налоговый орган.

Данная позиция налоговых органов подтверждается и Письмом Минфина Российской Федерации от 22 октября 2002 года №04-04-06/225.

Однако по данному вопросу существует арбитражная практика в пользу налогоплательщиков. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2002 года №А26-6710/01-02-11/276 требование налоговой инспекции о привлечении к ответственности организации, занимающейся игорным бизнесом, за не предоставление сведений по форме №1 НДФЛ на физических лиц, получивших выигрыш, признано незаконным.

Более подробно с вопросами, касающимися игорного бизнеса и лотереи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Игорный бизнес, лотереи».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Определение рыночных цен в отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на орга ..
Особенности учета суммовых разниц при реализации товаров (работ, услуг) в рамках посреднических дого ..
Налоговые споры. Обжалование актов и действий (бездействия) налоговых органов (должностных лиц) пред ..
Дебиторская задолженность. Споры по уступке права требования третьим лицам ..
Особенности учета курсовых разниц при реализации товаров (работ, услуг) в рамках посреднических дого ..
Определение рыночных цен в отношении финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организ ..
Налог на прибыль организаций, осуществляющих НИОКР ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 224. Налоговые ставки ..
Распространение периодических изданий по подписке ..
Оформление результатов выездных налоговых проверок ..
Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением камеральной налоговой проверки ..
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) ..
Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет материально-производственных запасов в организациях ВПК. Списание МПЗ в производство


СПИСАНИЕ МПЗ В ПРОИЗВОДСТВО

В любой организации ВПК часто возникают ситуации, когда одинаковые материалы приобретаются по разным ценам, у разных поставщиков. Это приводит к тому, что фактическая себестоимость разных партий одинаковых материалов может быть различной. В таких условиях при последующем списании материалов в производство (особенно это касается организаций ВПК, имеющих большую номенклатуру материалов), иногда просто невозможно точно определить, из какой именно партии эти материалы. Поэтому организация должна выбрать и закрепить в учетной политике метод списания МПЗ в

[ознакомиться полностью]

Разработка вооружений и военной техники


Согласно Федеральному Закону №114-ФЗ организациями - разработчиками продукции военного назначения являются российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

Бухгалтерский и налоговый учет в организациях ВПК, исполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы военного специального и двойного

[ознакомиться полностью]

Целевое финансирование субъектов ВПК. Учет бюджетных средств, направленных на финансирование расходов


УЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

Учет бюджетных средств, направленных в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000.

ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

При соблюдении условий, указанных в пункте 5 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (пункт 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получ

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100