Главная страница --> Ведение бизнеса

Иностранная компания строит в России



ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Чтобы приступить к строительству в России, иностранная организация должна зарегистрироваться в нашей стране в налоговой инспекции в течение 30 дней с начала деятельности. Иностранная компания должна встать на учет в налоговой инспекции по местонахождению каждой своей стройплощадки, по местонахождению имущества и регистрации транспортных средств (статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).

Если же иностранная компания еще не начала свою деятельность в России, у нее нет имущества и транспортных средств, но она уже открыла счет в банке на территории России, то в таком случае встать на учет в налоговой инспекции нужно по местонахождению банка, в котором у иностранной компании открыт счет.

Для регистрации в налоговой инспекции иностранная компания должна представить документы, перечень которых приведен в Приказе МНС России от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций».

Приказом МНС Российской Федерации от 28 июля 2003 года №БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» разъяснена процедура замены иностранным организациям документов, выданных до 1 октября 2003 года, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах на документы с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), кода иностранной организации (КИО), сформированных с применением справочника «Коды иностранных организаций» и кода причины постановки на учет (КПП).

Уведомление о постановке на учет иностранная компания направляет в налоговую инспекцию по месту осуществления своей деятельности до начала осуществления деятельности в России.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Представительства иностранных компаний могут вести бухгалтерский учет по российским правилам или по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Об этом говорится в пункте 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

НАЛОГОВЫЙ СТАТУС

На основании статьи 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

«проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов».

Иностранные компании, которые ведут строительство в России, разделяются на две группы:

1) действующие через постоянное представительство;

2) действующие без образования постоянного представительства.

Основными признаками постоянного представительства являются:

  • наличие места деятельности в России;
  • ведение здесь предпринимательской деятельности;
  • осуществление этой деятельности на регулярной основе.

Что же образует в Российской Федерации стройплощадку иностранной фирмы?

Место строительства или ремонта недвижимости, а также место строительства, монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов (пункт 1 статьи 308 НК РФ). А вот если иностранная фирма заключила с российским заказчиком договор подряда, по которому она выполняет текущий ремонт или отделку помещений или, например, монтирует оборудование, которое прочно не связано с фундаментом или другими конструктивными элементами здания, то такая деятельность не будет считаться как образующая стройплощадку.

Стройплощадка иностранной фирмы рассматривается как самостоятельное отделение (обособленное подразделение) с начала работ на ней. А если иностранная фирма осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, то она должна встать на учет в налоговых органах с момента осуществления своей деятельности в нашей стране. Даже если акт о передаче площадки подрядчику был подписан позже или он вообще не оформлялся.

При определении срока существования строительной площадки в целях исчисления налога, а также постановки на учет иностранной организации в налоговых органах работы и иные операции, продолжительность которых включается в этот срок, включают все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой.

В случае, если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. Настоящее положение не применяется в отношении периода работ, выполняемых субподрядчиком по прямым договорам с заказчиком (застройщиком) и не входящих в объем работ, порученных генеральному подрядчику, за исключением случаев, когда эти лица и генеральный подрядчик являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 20 НК РФ.

В случае, если субподрядчиком является иностранной организацией, его деятельность на этой строительной площадке также рассматривается как создающая постоянное представительство этой организации-субподрядчика.

Данное положение применяется к организации-субподрядчику, продолжительность деятельности которой составляет в совокупности не менее 30 дней, при условии, что генподрядчик имеет постоянное представительство.

Началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.

Окончанием существования стройплощадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае, если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.

Если строительство временно прекращено, то стройплощадка не прекращает своего существования. За исключением случаев консервации объекта на срок более 90 дней, если такая консервация произведена по решению государственных органов.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на строительных площадках, не образующую постоянного представительства в Российской Федерации, указывают ссылку на конкретный международный договор (соглашение), в котором устанавливается срок, в течение которого такая деятельность не образует постоянного представительства.

Наличие постоянного представительства (строительной площадки) определяется исходя из положений соответствующего соглашения (договора) об избежании двойного налогообложения, действующего в отношениях между Российской Федерацией и конкретным иностранным государством, или законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогообложение.

Какие основные налоги должна платить в России иностранная компания.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налогоплательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, - инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Порядок уплаты иностранными компаниями НДС зависит от того, как действует иностранная компания - через постоянное представительство или нет. Если деятельность иностранной компании образует в России постоянное представительство, то она должна уплачивать НДС самостоятельно. Если же стройплощадка не образует в России постоянное представительство, то обязанность исчислять, удерживать и уплачивать НДС с доходов иностранной компании возлагается на налогового агента (источника выплаты дохода).

Теперь поговорим о вычетах по НДС. Иностранная компания, чья деятельность образует в России постоянное представительство, может воспользоваться вычетом по НДС в общеустановленном порядке. Иностранная компания, являющаяся налогоплательщиком НДС также может воспользоваться вычетом по НДС по приобретенным или ввезенным в Россию для своей деятельности товарам (работам, услугам). Однако для этого должны выполняться следующие условия:

Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату только при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации (пункт 4 статьи 171 НК РФ).

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В соответствии со статьей 307 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

  • доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;
  • доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
  • другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Порядок уплаты налога на прибыль зависит от того, образует деятельность иностранная компания в России через постоянное представительство или нет.

Рассмотрим, как будет уплачиваться налог на прибыль с доходов, полученных иностранной компанией, если ее деятельность не образует в России постоянного представительства. В этом случае налог удерживает налоговый агент (источник выплаты дохода), причем во всех случаях выплаты, кроме ситуаций, когда:

  • налоговый агент уведомлен получателем дохода, что этот доход относится к деятельности постоянного представительства иностранной компании (налоговому агенту предоставлена нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет, оформленная не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде);
  • доход, выплачиваемый иностранной компании, не облагается налогом в соответствии со статьей 284 НК РФ;
  • налоговый агент получил подтверждение того, что иностранная компания, деятельность которой не образует в нашей стране постоянного представительства, зарегистрирована в стране, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Если иностранная компания не представила налоговому агенту подтверждение того, что она зарегистрирована в стране, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то с ее доходов будет удержан налог. В этом случае, иностранная компания может обратиться и налоговую инспекцию, в которой зарегистрирован налоговый агент, с просьбой вернуть ей ранее удержанный налог. Сделать это нужно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Для возврата налога необходимо представить следующие документы:

  • заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 15 января 2002 года №БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации»;
  • нотариально заверенное подтверждение того, что иностранная компания на момент выплаты дохода была зарегистрирована и стране, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения;
  • копию договора (или иного документа), на основании которого выплачивался доход;
  • копии платежных документов об уплате налога налоговым агентом.

Рассмотрим ситуацию когда (заказчик) российская организация для строительства объекта привлекла иностранную Турецкую фирму, которая имеет в Российской Федерации представительство. Срок существования строительной площадки составляет менее 18 месяцев - срока, установленного для образования постоянного представительства Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики от 15 декабря 1997 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы».

Ответ на данный вопрос приведен в Письме УМНС по городу Москве от 5 февраля 2004 года №26-12/7384.

«Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций наряду с российскими организациями являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью для целей главы 25 НК РФ, в частности, признается:

  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;
  • для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в соответствии со статьей 286 НК РФ являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

В отношениях с Турцией действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 декабря 1997 (далее - Соглашение).

Пунктом 3 статьи 5 Соглашения определено, что строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев.

Таким образом, деятельность резидента Турции на строительной площадке на территории Российской Федерации в течение периода, не превышающего 18 месяцев, не приводит к образованию постоянного представительства.

С доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, перечисленных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, если получение этих доходов не связано с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, налоги удерживаются и уплачиваются в бюджет источником выплаты, который в этом случае становится налоговым агентом, в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

При этом согласно пункта 2 статьи 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Из подпункта 2 и 3 статьи 310 НК РФ следует, что в целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения, предусмотренное пунктом 1 статьи 312 НК РФ, только в том случае, когда эта иностранная организация получает доходы, перечисленные в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

Таким образом, в случае получения иностранной организацией - резидентом государства, имеющего с Российской Федерацией действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, дохода, который не подлежит налогообложению у источника выплаты (в том числе от выполнения работ, осуществление которых не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации), налоговое законодательство не обязывает эту иностранную организацию представлять подтверждение постоянного местопребывания, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Одновременно обращаем внимание на то, что в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07 апреля 2000 №АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке, установленном пунктом 8 статьи 307 НК РФ, независимо от наличия обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязательств по уплате налогов».

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПФР

Иностранные компании также являются плательщиками ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причем независимо от того, образует их деятельность в России постоянное представительство или нет.

При исчислении этого налога нужно руководствоваться правилами, закрепленными в главе 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Так, если зарплата иностранным работникам выплачивается в России, то все необходимые условия главы 24 НК РФ будут соблюдены и налог должен начисляться и уплачиваться в обычном порядке.

База для исчисления ЕСН также является базой для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что установлено в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако страховые взносы в Пенсионный фонд РФ нужно начислять только на выплаты в пользу тех иностранных строителей, которые постоянно проживают в нашей стране и имеют право на пенсию наравне с россиянами.

Это следует из статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Такие же разъяснения приведены в Письме УМНС России по городу Москве от 14 апреля 2003 года №28-11/20126.

Существует Письмо МНС России от 22 июля 2003 года №05-1-11/1143 «О едином социальном налоге». В нем говорится о том, что ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации нужно исчислять во всех случаях, независимо от того, где происходили начисления.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В любом случае удерживать налог (то есть выступать в роли налогового агента) могут только те иностранные компании, которые имеют постоянное представительство на территории России.

Если же деятельность иностранной компании не образует в России постоянного представительства, то работники, получившие доход от такой компании, должны сами уплачивать с него налог. Для этого им нужно подать в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Строительство».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Приобретение ГСМ по безналичному расчету ..
Признание доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства ..
Определение доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающи ..
Договор комиссии: бухгалтерский учет ..
Налоговые споры право на обжалование актов, действий (бездействия) ..
Государственный контроль в сфере рекламы ..
Порядок привлечения к полной материальной ответственности работников организации общественного питан ..
Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобре ..
Приобретение организацией общественного питания посуды, салфеток, скатертей ..
Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях, не занимающ ..
Отдельные моменты организации налогообложения в некоммерческих организациях. Налог на прибыль ..
Оптовая торговля книжной продукции. Реализация товара через посредника ..
Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением выездной налоговой проверки ..


Похожие документы из сходных разделов


Порядок расчета налога на игорный бизнес


Налоговая база, согласно статье 367 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), по каждому из объектов налогообложения определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налог на игорный бизнес рассчитывается ежемесячно. В соответствии с порядком, установленным статьей 370 НК РФ, сумму налога определяют отдельно по каждому объекту налогообложения, для чего количество объектов одного вида, указанное в свидетельстве, умножают на налоговую ставку, соответствующую данному объекту. Если, к примеру, организация имеет игровые столы и игровые автоматы, то н

[ознакомиться полностью]

Бухгалтерский учет и налогообложение у комитента и комиссионера в случае, если лотерейные билеты реализуются по договору комиссии


Как правило, организаторы лотереи не занимаются реализацией лотерейных билетов самостоятельно, и привлекают для этого сторонние организации или физических лиц в качестве посредников.

На практике отношения между организатором лотереи и распространителями лотерейных билетов чаще всего оформляются договором комиссии. Так как реализация лотерейных билетов производится за наличные деньги в месте нахождения распространителя, поэтому в данном разделе мы рассмотрим особенности правового регулирования договора комиссии и особенности бухгалтерского учета и налогообложения у комитента и комиссио

[ознакомиться полностью]

Учет материально-производственных запасов в организациях ВПК. Списание МПЗ в производство


СПИСАНИЕ МПЗ В ПРОИЗВОДСТВО

В любой организации ВПК часто возникают ситуации, когда одинаковые материалы приобретаются по разным ценам, у разных поставщиков. Это приводит к тому, что фактическая себестоимость разных партий одинаковых материалов может быть различной. В таких условиях при последующем списании материалов в производство (особенно это касается организаций ВПК, имеющих большую номенклатуру материалов), иногда просто невозможно точно определить, из какой именно партии эти материалы. Поэтому организация должна выбрать и закрепить в учетной политике метод списания МПЗ в

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100