Главная страница --> Ведение бизнеса

Использование целевых средств



Основные термины, используемые в бухгалтерском учете общественных объединений - «целевые поступления (целевые доходы)» и «целевые расходы».

Что касается прибыли, то этому понятию в общественных объединениях эквивалента нет. Поясним это утверждение.

Дело в том, что доходы в общественных объединениях должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы.

Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет.

Главное, о чем необходимо помнить - средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть.

Напомним, что средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета, а в целях налогообложения включаются в состав внереализационных доходов в полном объеме нецелевого использования и подлежат налогообложению в общепринятом порядке.

В ходе осуществления целевых программ в общественном объединении составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год). Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

Общественное объединение самостоятельно определяет перечень своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье.

Общественное объединение может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность общественного объединения и вносить коррективы в направления расходования средств объединения, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости, общественное объединение может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом не следует забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, за исключением случая, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

При выполнении нескольких целевых программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету.

В сметах расходов по каждой программе могут быть предусмотрены в числе прочих и административно-хозяйственные расходы. В этом случае у организации возникает необходимость распределять все свои административно-хозяйственные расходы между отдельными программами.

Если же сметы расходов по целевым программам предусматривают только прямые расходы (без учета расходов на содержание самой организации), то в этом случае административно-хозяйственные расходы между отдельными программами не распределяются, а погашаются в полном объеме за счет целевых взносов на содержание некоммерческой организации.

Многие общественные организации в начале своей деятельности, справедливо полагая, что их деятельность (в финансовой части) имеет много общего с бюджетными организациями, применяют бюджетный план счетов. Многочисленные разъяснения по этому вопросу, данные Минфином Российской Федерации и МНС Российской Федерации свидетельствуют о том, что бюджетный план счетов используется только бюджетными организациями.

Напомним, что бюджетной организацией является организация, «основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета».

Таким образом, основной методологической базой учета в общественных объединениях являются План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств.

Особое внимание при ведении операций в некоммерческих структурах следует обратить на точность и логичность формулировок при принятии на учет целевых поступлений. Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям.

Так, например, наличие в тексте платежного поручения на получение пожертвований записи «НДС в том числе» или отсутствие записи «НДС не облагается» дает формальное право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим аналогичным поступлениям.

Если плательщик-спонсор указал в тексте платежного поручения назначение платежа «Оплата за участие в семинаре», то деятельность общественного объединения будет объявлена коммерческой, если же написать «Целевой взнос на организацию работы семинара», то обвинений в ведении предпринимательской деятельности не последует.

Наличие в тексте платежного поручения записи «НДС не облагается» обязательно.

При проведении расходных операций необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете. В этой ситуации вероятность обвинений в нецелевом использовании средств минимальна.

Рассмотрим подробнее особенности учета средств целевого финансирования.

Для учета средств, поступивших для финансирования программ и отдельных мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, предусмотрен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию, в том числе взносы учредителей в уставный капитал, если они указаны в уставных документах. Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то, в соответствии с действующим законодательством, они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, поэтому, правомерным является зачисление этих сумм также на счет 86.

Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:

  • 86-1 «Вступительные членские взносы»;
  • 86-2 «Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц»;
  • 86-3 «Целевые поступления от юридических и физических лиц»;
  • 86-4 «Ассигнования из бюджета»;
  • 86-4 «Доходы от внереализационных операций»;
  • 86-5 «Средства от собственной предпринимательской деятельности».

Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ.

Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования. Исходя из экономического содержания счетов, участвующих в бухгалтерских проводках, можно сделать следующие выводы:

- счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать одну из двух традиционных схем:

  • распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20;
  • списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

При этом следует иметь в виду, что общие расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования.

При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах, используя для этого данные штатных расписаний, или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;

- счет 20 «Основное производство» целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам.

Такой подход предполагает открытие к счету 20 «Основное производство» отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка.

Если некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобное, к счету 20 «Основное производство» целесообразно открывать субсчета двух уровней.

Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций, на субсчетах, открываемых к счету 20 «Основное производство».

Списание сформированной на счете 20 фактической себестоимости продукции, работ или услуг производится также в порядке, применяемом в коммерческих организациях, на счет учета готовой продукции или на счет учета продаж.

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность при организации учета средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования), переданные для финансирования такой деятельности, должны руководствоваться требованиями ПБУ 13/2000, которое разработано для применения коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако следует признать, что в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими организациями.

Для учета средств государственной помощи используется счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются:

  • на средства, направляемые на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
  • на средства, направляемые на финансирование текущих расходов. K ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Бюджетные средства принимаются к учету некоммерческими организациями при выполнении следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением тому могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением тому могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Из вышеприведенных условий можно сделать вывод, что принятие бюджетных средств к учету не обязательно обусловлено их фактическим получением. Проще говоря, если по состоянию на какую-либо дату имеется извещение финансирующего органа о суммах выделенных ассигнований и смета расходов, под которые эти ассигнования выделяются, в бухгалтерском учете должна быть сделана следующая проводка:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму бюджетных средств, причитающихся к получению.

Согласно пункту 12 ПБУ 13/2000, если организация фактически получила бюджетные средства, но нет уверенности в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, в бухгалтерском учете поступление денежных средств (капитальных вложений и тому подобного) отражается как целевое финансирование и учитывается так до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

В данном случае должна быть сделана следующая проводка:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму поступивших денежных средств,

Или, при получении имущества, не являющегося денежными средствами:

Дебет 08 «Капитальные вложения»,

Дебет 10 «Материалы»,

Дебет 41 «Товары»

Кредит 86 «Целевое финансирование»- при получении имущества.

В соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму полученных бюджетных средств.

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи на сумму возвращенных средств:

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 Расчетный счет».

Однако можно рассмотреть при написании учетной политики некоммерческой организации такой вариант, что все затраты учреждения на ее содержание и ведение уставной деятельности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, будут учитываться на отдельном субсчете счета 26 «Общехозяйственные расходы».

На этом субсчете собираются затраты на оплату труда штатных работников организации, расходы по аренде, расходы на канцелярские принадлежности, на оплату коммунальных услуг, на ремонт основных средств и иные текущие расходы, связанные с функционированием самой организации. Ежемесячно собранные на этом субсчете затраты списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование».

В практической деятельности общественные объединения могут приобретать, получать в качестве благотворительных пожертвований и гуманитарной помощи материальные ценности.

Отметим, что порядок учета и оформления документов по приобретению за плату основных средств практически не отличается от общепринятого.

Имущество, приобретаемое общественным объединением за счет целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учета имущества.

Для этих целей в основном используются два счета:

08 «Вложения во внеоборотные активы» - при приобретении основных средств и

10 «Материалы» - при приобретении материалов, сырья, ценностей, предназначенных для дальнейшей безвозмездной передачи и тому подобное.

При направлении целевых средств общественным объединением на финансирование капитальных вложений учет таких операций осуществляется в общеустановленном порядке.

При этом в общественных объединениях (в отличие от коммерческих организаций, которые в учете не отражают источник финансирования капитальных вложений) использование на эти цели целевых средств в бухгалтерском учете отражается проводкой:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

86

83

Израсходованы целевые средства на финансирование капитальных вложений

Счет 83 «Добавочный капитал» используется общественными объединениями также для отражения стоимости основных средств, полученных безвозмездно в рамках целевого финансирования.

Пример.

Общественный фонд «Дети России» получил целевые денежные средства на финансирование.

В рамках исполнения указанной программы была оплачена стоимость работ по ремонту здания фонда на сумму 1 200 000 рублей.

В бухгалтерском учете организации использование целевых средств отражается следующими проводками:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

51

86

1 200 000

Получены целевые средства общественным фондом

60

51

1 200 000

Оплачен ремонт здания фонда

86

60

1 200 000

Сумма ремонта списана за счет целевых средств


Гранты

Операции по поступлению средств по договорам гранта отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование», субсчет «Расчеты по договорам целевого финансирования (гранта)».

Гранты - целевые средства, предоставляемые иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме (в том числе, основные средства, материалы, товары и так далее) на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, обучение, лечение, и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Учет некоммерческих оборотов осуществляется на счете 86 «Целевые поступления», при наличии надлежащим образом оформленных документов по принятию к учету указанных средств, а также соответствующих положений в уставных документах.

При получении гранта в валюте общественное объединение ведет параллельный бухгалтерский учет в рублях и в валюте. В основном это связано с тем, что грантодатель требует представления отчетов по использованию средств гранта в валюте.

Рационально для средств гранта в валюте помимо валютного счета открыть отдельный рублевый счет для учета продажи валюты данного гранта.

Обычно по окончании договора о целевом финансировании (безвозмездной помощи, гранте) счет 86 «Целевое финансирование» закрывается. Но возможно, что по окончании проекта часть целевых средств не истрачена. В этом случае могут иметь место следующие варианты:

  • вернуть жертвователю остаток средств.
  • получить письменное подтверждение разрешения жертвователя на использование средств для выполнения других программ.

В соответствии с федеральным законодательством и требованиями Минфина Российской Федерации и Минюста Российской Федерации общественные объединения должны вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности.

Тем не менее, даже, несмотря на отсутствие доходов, и расходов некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 главы 4 Закона о некоммерческих организациях) и в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, предоставляет все необходимые материалы в отделения МНС Российской Федерации по месту своей регистрации на бланках, утвержденных Минфином Российской Федерации (а также, в прочие контролирующие органы).

Кроме того, общественные объединения должны представить отчет и все необходимые подтверждающие материалы о целевом использовании спонсорских средств - грантов, пожертвований и прочего безвозмездно полученного имущества, а также льготируемых для спонсоров взносов на благотворительные цели.

В случае, если при проверке общественного объединения было обнаружено сокрытие дохода, нецелевое использование спонсорских и благотворительных средств, а также отсутствие раздельного учета по некоммерческим и предпринимательским оборотам, к нему применяются штрафные санкции в порядке, установленном НК РФ.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Правила налогообложения доходов, полученных от работы по найму на основе норм международных соглашен ..
Применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими специ ..
Отражение отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянных налоговых обяз ..
Упрощенная система налогообложения в строительстве ..
Виды расходов по обычным видам деятельности ..
Особенности учета возврата товаров, в случае если покупатель или продавец применяют упрощенную систе ..
Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании ..
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии ..
Учет суммовых разниц для целей налогообложения при формировании налоговой базы по налогу на прибыль ..
Учет постоянных разниц в регистрах бухгалтерского учета ..
Поступление основных средств по договору мены ..
Трансграничные платежи ..


Похожие документы из сходных разделов


Отражение «подотчета» в бухгалтерском учете


На данном счете собирается вся информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на хозяйственно-операционные и командировочные расходы.

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работни

[ознакомиться полностью]

Порядок привлечения к полной материальной ответственности работников организации общественного питания за вверенное им имущество


Деятельность организации общественного питания неразрывно связана с поручением конкретному работнику или (бригаде) работников определенных материальных ценностей. В этом случае организация должна в обязательном порядке заключить либо индивидуальный договор о полной материальной ответственности, либо о коллективной материальной ответственности.

В соответствии с Трудовым законодательством такой договор может быть заключен работодателем с работником, достигшим возраста 18-ти лет и непосредственно обслуживающим денежные, товарные ценности или какое-то другое имущество.

Перечень рабо

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц. Статья 220. Имущественные налоговые вычеты


СТАТЬЯ 220. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

«1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 ру

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100